Курсовая с практикой на тему Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива как международный фактор
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Создание Совета по сотрудничеству арабских государств
Персидского Залива
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В АРАБСКОМ МИРЕ —
РЕГИОН СОВЕТА СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ЗАЛИВА
2.1 Недавние улучшения деятельности Совета сотрудничества
стран Залива
2.2 Особенности реформ ССАГПЗ в области делового климата
ГЛАВА 3. РИСКИ И
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕТА СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО
ЗАЛИВА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Регион Персидского Залива — который включает в себя Оман, Объединенные
Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовскую Аравию, Катар, Бахрейн и Кувейт (некоторые
источники добавляют Иран и Ирак) — является одним из наиболее значительных
районов в мире. Многие ученые считают, что Залив является уникальным
геополитическим регионом в современном мире из-за его отличительной
идентичности. Персидский залив является частью Ближнего Востока, но он
представляет собой собственный мир, географически и культурно отличающийся регион.
Он имеет как географическое, так и геополитическое значение, поскольку он
соединяет Европу, Азию и Африку друг с другом, и раньше мировые державы считали
его кратчайшим путем доступа к Индии. Сегодня это еще более важно, учитывая
важность соседних стран в регионе. Ввиду своей особой геополитической,
геостратегической и геоэкономической ситуации регион Персидского залива всегда
был исключительным для региональных и нерегиональных держав в истории. Это один
из редких регионов в мире, где всегда присутствуют иностранные державы.
Актуальность темы данного исследования определяется факторами двух
уровней: международного и регионального. Первая группа факторов подчеркивает
значимость стран Персидского залива — членов ССАГПЗ в современной структуре
мировых политических, торгово-сырьевых и валютно-финансовых связей. Арабские
государства Персидского залива занимают особое место в глобальной системе
международных отношений в балансе военно-стратегического равновесия мирового
масштаба, в развитии политических, культурных и духовных традиций народов
Востока. Вот почему все новое, что зарождается по ходе исторического развития
стран региона, определяет тенденции и перспективы их будущего роста, что
вызывает повышенный интерес у исследователя. Тем более, что вторая группа
факторов вдвойне усиливает актуальность избранной темы работы, поскольку факт
создания ССАГПЗ, анализ его деятельности, спады и подъемы в его деятельности
показывают, что с момента образования Совета сотрудничества арабских государств
Персидского залива вступили на качественно новую ступень своего развития, что
неизбежно отразилось на всей структуре региональных отношений, на появлении
новых подходов к решению принципиально важных вопросов, которые затрагивают
судьбы всех стран и народов Ближнего Востока.
Создание ССАГПЗ — это региональное отражение глобальной и теоретической
тенденции конца XX столетия к интернационализации и политических,
экономических, военных, национально-культурных и интеллектуально-гуманитарных
связей, к объективному усилению интеграционных процессов между исторически
родственными странами, к объединению их потенциалов с целью достижения
максимальной гармонии, которая, с одной стороны, не ущемляла бы национальный
суверенитет каждого члена такого объединения, а, с другой, позволила бы обеспечить
наиболее благоприятные условия для его нормального, поступательного развития.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется такими основными
факторами, как (1) экономический – наличие значительных разведанных запасов
энергоресурсов и высокая роль в обеспечении энергетической безопасности многих
государств мира; (2) политический – регион является самым нестабильным в мире;
(3) географический – исследуемый регион занимает важное геостратегическое
положение, что вызывает соперничество между ведущими государствами мира за
доминирование в арабском мире; (4) этно-религиозный; (5) исторический –
длительное время находились в колониальной или полуколониальной зависимости.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1981-2019 годы. Такие
рамки обусловлены тем, что в 1981 году это год создания Совета сотрудничества
арабских государств Персидского Залива и данная работа анализирует деятельность
данной организации на протяжении ее существования, в том числе до сегодняшнего
дня.
Целью работы является изучение
особенностей развития деятельности Совета сотрудничества арабских государств
Персидского Залива как международного актора.
Задачи работы:
1. Исследовать теоретические аспекты основания Совета по сотрудничеству
арабских государств Персидского Залива
2. Провести анализ устойчивого развития в арабском мире — регион Совета
сотрудничества стран Залива
3. Рассмотреть риски и долгосрочные проблемы Совета сотрудничества арабских
государств Персидского Залива
Объект работы — деятельность негосударственных акторов, в частности, Совета
сотрудничества арабских государств Персидского Залива, в международных
отношениях на Ближнем Востоке.
Предмет работы — деятельность Совета сотрудничества арабских государств
Персидского Залива и факторы, оказывающие на нее влияние.
Методологическая основа. Данное исследование выполнено на основе применения
методов системного анализа и синтеза, которые позволили автору рассмотреть
исследуемую проблему во взаимосвязи с тенденциями развития ССАГПЗ; методов
сравнения, классификации в целях характеристики закономерностей и противоречий
в международной системе региональных торговых соглашений; методов систематизации и сравнительно-исторического
анализа.
Заключение:
Интернационализация экономики, происходящая в результате научно-технической
революции, привела к значительным изменениям структуры международных
экономических отношений, их видов и форм, одной из которых является развитие
региональных интеграционных группировок на базе национальных хозяйственных
систем, выражающееся в создании единого экономического пространства товаров и
услуг.
Одним из примеров интеграционных группировок стал Совет сотрудничества
арабских государств Персидского залива – ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских
государств Персидского залива, первоначально (и до сих пор разговорный)
известный как Совет сотрудничества стран Залива), объединивший арабские
монархии Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и
Саудовскую Аравию. Данное объединение двигалось по пути классической
вертикальной интеграции, предполагавшей создание таможенного союза, общего
рынка и впоследствии валютного союза с единой денежной единицей.
В начале нынешнего столетия было завершено создание таможенного союза и
общего рынка, а также предприняты первые важные шаги в направлении формирования
валютного союза. Важнейшим фактором роста экономики объединения стал экспорт
углеводородного сырья, который обеспечивает большую часть доходов государств
ССАГПЗ. Регион обладает значительными запасами нефти и газа (более 45% от
мирового объёма), что определяет его место и роль в системе мирового хозяйства.
Прогнозируемый рост энергопотребления в развивающихся странах, а также близость
быстрорастущих азиатских экономик создают предпосылки к тому, что и в
дальнейшем добыча и экспорт энергоресурсов буду играть решающую роль в развитии
стран региона.
Однако волатильность цен на сырье и зависимость от внешних рынков
заставляет правительства стран ССАГПЗ двигаться в направлении диверсификации
своих экономик. Начиная с 2015 г. программу по диверсификации проводит
крупнейшая страна региона – Саудовская Аравия, определённых успехов на этом
пути уже добились ОАЭ, в настоящее время имеющие наиболее диверсифицированную
экономику среди стран-членов объединения благодаря созданию свободных
экономических зон, основной смысл которых заключается в мотивации компаний
инвестировать в ненефтяной сектор экономики.
За три десятилетия развития свободных зон ОАЭ постепенно превратились в
крупный транспортный, торговый, производственный и финансовый хаб. Процесс
диверсификации не происходит сам собой. Необходимо создание благоприятной
среды, в том числе инвестиционной, торговой и промышленной политики, динамичный
рост, макроэкономическая стабильность, конкурентоспособный обменный курс и
экспансионистская, но ответственная бюджетная политика, а также развитие
институциональных факторов. При
реализации стратегии диверсификации возникает много проблем. Очень часто
необходимо вкладывать значительные инвестиции в человеческие ресурсы и
инфраструктуру поддержки новых отраслей экономики и видов деятельности. Это
долгосрочные усилия, которые требуют политической воли, не говоря уже о больших
капитальных вложениях. Кроме того, в этом процессе важную роль должен играть
частный сектор (особенно на стадии формирования отрасли) – как самостоятельно,
так и совместно с правительством в инновационной и экономической активности в
стадии разработки отрасли. Он может осуществлять инвестиции в исследования и
развитие новых видов деятельности.
Чтобы уменьшить свою будущую зависимость от нефти, государства ССАГПЗ проводят
беспрецедентную экономическую структурную реформу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВАНИЯ СОВЕТА ПО
СОТРУДНИЧЕСТВУ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
1.1 Создание Совета по сотрудничеству арабских государств
Персидского Залива
Идея создания Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) может
быть связана с решением Британии о выходе из зоны Персидского залива. Регион
Персидского залива является одним из наиболее важных районов в современной
глобальной системе безопасности. Страны этого региона являются ведущими
производителями и экспортерами нефти и газа на международные рынки; поэтому их
безопасность и стабильность важны для мировой экономики.
Присутствие англичан в Персидском заливе было важным элементом безопасности
региона. Однако с начала 1970-х годов регион Персидского залива претерпел
несколько радикальных изменений в своей существенной структуре безопасности
после ухода Британии, которая произошла после нескольких региональных событий[1].
1979 год стал переломным в представлениях о безопасности в Персидском
заливе. Это был год, который принес открытые внутренние, региональные и
глобальные угрозы для государств Персидского залива. Регион стал ареной для
конфликтов между региональными могущественными странами, политическими идеологиями
и Западом и коммунистическим миром, который имел сильные конфликтующие интересы
в регионе. Революция в Иране в 1979 году свергла режим шаха Мохаммеда Реза
Пехлеви и создала Исламскую Республику Иран, призвав к серьезным изменениям в
политических структурах и международных отношениях в регионе. Вновь созданное
государство переориентировало свою позицию и внешнюю политику, которая
полностью изменила систему безопасности региона Персидского залива. Растет
беспокойство по поводу распространения шиитского ислама в регионе Персидского
залива, что вызывает особый страх перед Кувейтом, Бахрейном и Саудовской
Аравией, где проживает значительная часть населения шиитов.
Начало войны между Ираком и Ираном в 1980 году стало последней каплей.
Война между двумя региональными могущественными странами не только изменила
региональную обстановку, но и породила неизмеримые проблемы внешней
безопасности для стран Персидского залива, которые оказались перед огромными
последствиями длительного война между двумя региональными державами, которая
могла принести большие потери не только противоборствующим сторонам, но и всем
странам региона. Было бы неправильно сказать, что сложность ситуации в регионе
еще более возросла после ирано-иракской войны 1980-88 годов, и стратегическая угроза
странам Персидского залива еще больше усилилась в результате сочетания всех
этих событий. Более того, реакция Запада на ситуацию еще более усугубила
ситуацию в странах Персидского залива из-за вероятности того, что Персидский
залив станет основной почвой для соперничества между двумя сверхдержавами,
Советским Союзом и США. Это добавило новый уровень усложнения геостратегической
ситуации в регионе, и страны Персидского залива почувствовали необходимость
изменить свою региональную политику и заполнить вакуум, созданный нежеланием
Лиги арабских государств играть более сильную роль. Это подтолкнуло толчок к
формированию организации среди стран Персидского залива.
Государства Персидского залива, которые постоянно подвергались угрозам
своей стабильности и безопасности, создали Совет сотрудничества стран Залива (ССАГПЗ)
в 1981 году, и с тех пор он играет важную роль в качестве одного из механизмов
региональной безопасности. 26 мая 1981 года после встречи глав государств шести
стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские
Эмираты (ОАЭ), Катар, Бахрейн и Оман), которая состоялась в Абу-Даби, столице
ОАЭ. Встреча стала известна как учредительный саммит, потому что именно тогда
был подписан Устав ССАГПЗ[2].
Была создана региональная организация под названием ССАГПЗ, которая в качестве
региональной организации является в некотором смысле исключительным
экспериментом в арабском мире.
Главная характеристика, которая отличает членов ССАГПЗ от остальной части
Ближнего Востока, заключается в том, что все они являются производителями нефти
и политически консервативны, а политическая власть принадлежит правящим семьям,
имеющим племенные и династические корни. На данный момент важно отметить, что в
Катаре проживает 2,3 миллиона человек, в Бахрейне — 1,4 миллиона, в ОАЭ — более
6 миллионов, в Омане — почти 4,6 миллиона, в Кувейте — 4,4 миллиона, а в
Саудовской Аравии приблизительно 30 миллионов[3].
Излишне говорить, что совместные военные возможности каждого государства-члена
не сделали их важными военными игроками в регионе, но их главная цель состояла
в том, чтобы сформировать блок, члены которого разделяли схожие политические
ценности, экономические взгляды и проблемы безопасности, а также сильные культурные
связи.
[1] Алешин К. А. Место и роль особых экономических
зон в экономике стран Персидского залива // Современная экономика: проблемы и
решения. –2019. – №5 (77). – С. 33–43.
[2] Устав Совета сотрудничества арабских государств
Персидского залива [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%201288/volume-1288-I-21244-English.pdf
(дата обращения: 15.04.2020)
[3] Гукасян Г. Л. Внешнеэкономическая стратегия стран
Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива //Дипломатическая
служба. – 2020. – №1. – С. 42–49.