Курсовая с практикой на тему Совершенствование управления в сфере борьбы с терроризмом на региональном уровне на примере Оренбургской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические аспекты борьбы с терроризмом 6
1.1 Понятие терроризма 6
1.2 История терроризма 7
1.3 Терроризм на современном этапе развития Общества 17
2 Анализ борьбы с терроризмом на территории Оренбургской области 20
2.1 Деятельность администрации Оренбургской области по борьбе с терроризмом 20
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию деятельности администрации по борьбе с терроризмом на территории Оренбургской области 24
Заключение 27
Список литературы 31
Введение:
Все государства согласны с тем, что терроризм является одной из наиболее серьезных угроз миру, безопасности и стабильности, а также осуществлению прав человека и социально-экономическому развитию.
При этом, отвергается связь терроризма с какой-либо конкретной расой, национальностью или религией. Ввиду этого, особую актуальность приобретает решимость в принятии эффективных мер по предотвращению терроризма и борьбе с ним во всех его формах и проявлениях как с серьезным преступлением, не имеющим никакого оправдания, какими бы ни были его мотивы или происхождение.
ОБСЕ вносит всеобъемлющий вклад в международные усилия по борьбе с терроризмом под руководством Организации Объединенных Наций, противодействуя проявлениям терроризма, а также различным социальным, экономическим, политическим и прочим факторам, способным создать условия, в которых террористические организации могли бы заниматься рекрутированием и получением поддержки.
ОБСЕ способствует использованию основанного на сотрудничестве и скоординированного подхода к борьбе с терроризмом на всех уровнях, включая координацию действий между национальными органами, сотрудничество между государствами, сотрудничество с соответствующими международными и региональными организациями и, в случае необходимости, налаживание государственно-частных партнерских отношений между государственными органами, частными сектором (деловые круги, промышленность), гражданским обществом и средствами массовой информации.
Эти усилия предпринимаются на основе и в русле глобальной стратегии Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом и соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН в соответствии с Консолидированной концептуальной базой ОБСЕ для борьбы с терроризмом.
Стратегические приоритетные области деятельности по борьбе с терроризмом представлены следующим перечнем:
− противодействие насильственному экстремизму и радикализации, ведущим к терроризму, с использованием межизмеренческого подхода;
− предупреждение и пресечение финансирования терроризма;
− противодействие использованию Интернета в террористических целях;
− содействие диалогу и сотрудничеству по вопросам борьбы с терроризмом, в частности, в рамках государственно-частного партнерства между государственными органами и частным сектором (деловые круги, промышленность), а также гражданским обществом и средствами массовой информации;
− укрепление национальных усилий по выполнению резолюции 1540 (2004 г.) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о нераспространении оружия массового уничтожения;
− повышение безопасности проездных документов;
− поощрение и защита прав человека и основных свобод в контексте мер по борьбе с терроризмом.
Цель работы — разработать рекомендации по сфере борьбы с терроризмом.
Для достижения цели поставлены и последовательно решены следующие задачи работы:
1. Изучить теоретически и правовые основы связанные с терроризмом на региональном уровне (Оренбургская область).
2. Провести анализ в деятельности государственного органа в сфере борьбы с терроризмом.
3. Обосновать проблемы в деятельности государственного органа в сфере борьбы с терроризмом
Объектом исследования является Центр по противодействию экстремизму Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области.
В качестве предмета исследования выступает процесс совершенствования деятельности Центра по противодействию экстремизму Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области.
Информационное обеспечение исследования представлено следующими категориями:
1. Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами (Кодексом об административной ответственности, Уголовным кодексом, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства РФ, приказами Генеральной прокуратуры РФ, распоряжениями губернатора Оренбургской области, постановлениями Правительства Оренбургской области).
2. Монографиям по проблеме управления в сфере борьбы с терроризмом на региональном уровне (О. В. Будницкого, В. И. Букреева, А. С. Валеевой, И. К. Горбунова, Р. Р. Оганяна и др.).
3. Публикациями научной и исследовательской направленности по проблеме управления в сфере борьбы с терроризмом на региональном уровне в журналах «История государства и права», «Российский следователь», «Мировая экономика и международные отношения», «Власть», «Черные дыры» в российском законодательстве», «Социально-гуманитарные знания», «Закон и право».
Методы исследования: сбор информации, ее анализ, синтез, прогноз.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает введение, основную часть, заключение, список литературы.
Заключение:
Экстремизм — это, как известно, приверженность к крайним взглядам и мерам.
Экстремизм порождают различные факторы:
− слом сложившихся социальных структур;
− обнищание массовых групп населения;
− экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни большинства населения;
− ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение исполнительной дисциплины;
− рост антисоциальных проявлений;
− распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемления национального достоинства.
Уголовное законодательство Российской Федерации содержит ряд специальных норм за действия экстремистской направленности: это и профилактические меры, и меры пресечения.
Существует ряд статей, которые регулируют уголовную ответственность в этой сфере.
В Российской Федерации вопросы противодействия экстремистской деятельности относятся к компетенции Департамента по противодействию экстремизму МВД России.
Терроризм – серьезная угроза международной и внутренней безопасности.
Среди международных документов необходимо отметить Конвенцию «Совета Европы» 2005 года «О предупреждении терроризма».
В рамках иерархии российских нормативных актов основополагающим документом является Концепция противодействия терроризму РФ в 2009 году, которую подписал президент Российской Федерации Д. А. Медведев.
Этот документ состоит из следующих разделов:
1. Терроризм как угроза национальной безопасности.
2. Общегосударственная система противодействия терроризму.
3. Обеспечение противодействию терроризму.
4. Международное сотрудничество.
Важно, что в нем удалось раскрыть все основные направления борьбы и создать устойчивую базу для принятия нормативных актов специализированной направленности.
В концепции отмечается, что терроризм стал серьезной угрозой безопасности страны вследствие увеличившегося количества актов и пострадавших от них лиц, системного характера, выхода на международный уровень.
Отдельно отмечено слияние его с транснациональным криминалом, возникновение новых, более совершенных форм и методов осуществления этой деятельности.
Координацию борьбы с этим явлением сегодня осуществляет система органов исполнительной власти, в которую входят:
1. Национальный антитеррористический комитет (НАК).
2. Федеральный оперативный штаб.
3. Комиссии и штабы, созданные в каждом из регионов Российской Федерации.
В их полномочия входит:
− выявление и устранение причин и условий возникновения террористических очагов;
− выявление лиц и организаций – субъектов и пособников в этой деятельности, пресечение их действий;
− привлечение преступников к ответственности;
− поддержание в боевой готовности органов и организаций, направивших свою деятельность на борьбу с террором, обеспечение их информационного и материально-технического снабжения;
− обеспечение безопасности граждан и объектов, в особенности объектов инфраструктуры и мест массового нахождения людей, в частности, стадионов, средств транспорта и аналогичных;
− противодействие продвижению радикальной идеологии, разработка собственной конкурирующей идеологии.
Отдельной угрозой становится кибертерроризм, борьба с которым должна стать задачей не только публично-правовых образований и государственных органов, но и компаний.
Эффективная борьба с мировым злом требует развитой правовой, аналитической, научной, кадровой, технической и финансовой базы.
Система противодействия предусматривает следующие направления ее развития.
Для правовой базы необходимо быстро и гибко реагировать на все изменения в международном законодательстве и на возникновение новых правовых явлений.
Кроме того, должна быть так определена компетенция субъектов противодействия, чтобы она была эквивалентной степени опасности их противников.
Кадровая политика может основываться на новых способах и методах подготовки сотрудников, создании узких специализаций, в частности специалистов по борьбе с идеологией, противодействии отдельным видам терроризма, в частности кибернетического, ядерного, бактериологического. В целях подготовки квалифицированных кадров допускается их обучение в рамках международных организаций.
Итогом целенаправленной работы должно стать международное сотрудничество по всем направлениям борьбы с наиболее серьезной угрозой мировой безопасности.
Необходимо укреплять доверие между странами, чтобы разрабатывать механизмы для пресечения источников подпитки террористов.
Среди приоритетов работы спецслужб — создание эффективной системы подавления террористов, нейтрализация их главарей и наиболее опасных членов, включая трансграничные перемещения.
Невозможно результативно осуществлять эту деятельность факультативно, любительски, в свободное от исполнения основных обязанностей время.
Поэтому с позиций АТК следует предпринимать все возможные усилия для создания условий формирования и развития негосударственных объединений, которые бы профессионально, на высоком организационно-техническом и содержательном уровне осуществляли такую деятельность.
Следует активнее привлекать к этой работе представителей научно-экспертного сообщества, творческую художественную интеллигенцию, а также известных, популярных и знаменитых людей – тех, кому доверяют и подражают, с чьих мнением и позицией считаются.
Это особенно важно применительно к молодежной аудитории.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты борьбы с терроризмом
1.1 Понятие терроризма
Терроризм представляет собой серьезную угрозу правам человека и демократии. Хотя государства должны предотвращать террористические акты и эффективно наказывать за них, не все средства оправданы. Бесспорно, долгом государства является защита общественной безопасности и принципа верховенства права, однако, при этом не следует умалять права человека, закреплены, в частности, в Европейской конвенции по правам человека.[12]
Операции, проводимые в последние годы некоторыми государствами в контексте так называемой «войны с терроризмом», включая выдачи подозреваемых, создание тайных тюрем и массовую слежку, демонстрируют, что меры по борьбе с терроризмом затрагивают целый спектр прав человека и, в частности: право на жизнь, запрет пыток и жестокого и бесчеловечного обращения, право на свободу и неприкосновенность, право на справедливый суд и право на уважение частной и семейной жизни.[4] Умаление прав человека в рамках борьбы с терроризмом является большой ошибкой: это неэффективно и может подпитывать мотивацию террористов. Напротив, политика, направленная на соблюдение прав человека, поддерживает те ценности, которые террористы стремятся уничтожить; она ослабляет радикализацию среди потенциальных последователей и укрепляет веру общества в принцип верховенства права.[10]
Акты терроризма предполагают гибель невинных людей в обыденных ситуациях и чувство тёмного ужаса, вызыванного непониманием − как такое может происходить на самом деле? Но переживать угрозу безопасности − своей и сограждан − легче, когда ты можешь посмотреть на ситуацию с точки зрения исследователя.[13]
Согласно психологической теории, финальная стадия в осмыслении ужасных событий − принятие. Принять трагедию вовсе не означает забыть или отказаться от осторожности и мер противодействия. Принятие помогает остаться в здравом уме и вернуть присутствие духа, не прячась за отрицанием и иллюзиями. После первого шока перестаёшь твердить «это всё не по-настоящему» и понимаешь − ещё как по-настоящему.[23]
1.2 История терроризма
Разобравшись в сути и истории террора, легче справиться с ощущением, будто в реальности пробита брешь. Ужасные события порой действительно случаются, поэтому не стоит забывать опыт людей, которые сталкивались с подобным в разные времена. Слово «терроризм» приобрело мрачную известность на рубеже XX и XXI веков, но это вовсе не современное изобретение.[49]
Террор как политический инструмент очень характерен для диктаторских режимов, ведь обеспечить лояльность населения в условиях тотальной несвободы может только страх.[25]
Терроризм имеет разную природу, которую следует различать[9]:
Политический − реакционный терроризм, когда за терактами стоят целые организации и объединения с чёткой политической программой и целями.[15]
Террористы-одиночки и фанатики, непредсказуемые и неуправляемые. Этот тип терроризма наиболее опасен, ведь с такими людьми невозможно вести переговоры.[5]
Политический терроризм имеет долгую историю. Такой террор, как правило, является реакцией на внешние вызовы. Очень ярко он проявил себя в Российской Империи во второй половине XIX века — во времена больших перемен. Ниже мы перечислили некоторые особо яркие акты терроризма в Российской Империи и их последствия[60].
С политической точки зрения, убийство террористами Александра II было одним из самых трагичных для России, ведь буквально в этот день император мог подписать проект первой российской конституции (конституция Лорис-Меликова). Если бы документ был подписан, в России была бы положена представительная парламентская традиция, и вся история страны могла пойти иначе.[21]
12 августа 1906 года Петербург снова становится местом страшного теракта. Террористы из организации «Союз социалистов-революционеров максималистов» подорвали взрывное устройство на Аптекарском острове. [13]Целью покушения был премьер-министр Российской Империи Пётр Столыпин. Бомба его не задела, однако вместо него на тот свет отправились 30 человек.[19]
Спустя пять лет, 14 сентября 1911 года в Киевском театре Столыпина сразила пуля очередного террориста. Это убийство стало для Империи сильным ударом, ведь проводимая премьер-министром политика имела свои позитивные результаты, пусть средства для достижения этих целей до сих пор вызывают множество вопросов.[16]
Со смертью Кирова в России на некоторое время закончился период политического террора и открылась эпоха террористов-одиночек. Преступники такого типа могут быть политически ангажированы, но их главное отличие в том, что они не имеют за собой политической партии или, скажем, клуба по интересам[22]. Изредка такие люди собираются в группы по два-три человека и действуют сообща.[29]
Человек, одержимый безумной идеей − опаснейший враг, которого не купишь, не уговоришь и не переубедишь.[35]
Вообще в СССР многие истории террористов-одиночек связаны с угоном самолётов. Эти люди хотели покинуть страну советов максимально экстремальным способом, по пути подвергнув опасности жизни сотен невинных людей. Например, в начале июня 1969 года трое вооружённых ленинградцев попытались захватить самолёт «Ил-14», совершавший рейс Ленинград − Таллин. К счастью, преступникам не удалось захватить самолёт − им помешали пассажиры.[23]
С крушением Советского Союза обострились этнические и религиозные конфликты, что породило волну насилия на постсоветском пространстве. [44] Гражданская война в Таджикистане, этнические волнения в Баку и многих других местах некогда огромной страны сопровождались террором.[28]
История с переселением народов в степи Казахстана на долгие годы оставила глубокие раны в этнической памяти не только чеченцев, но и ингушей, калмыков и многих других этносов. Этот факт подрывал лояльность отдалённых этнических республик федеральному центру, что вызывало сепаратистские настроения, в особенности на Кавказе.[33]
С началом Первой чеченской войны террористы стали устраивать акции устрашения против мирных граждан: взрывать дома, захватывать больницы, школы, населённые пункты, подрывать фугасы на центральных рынках и многое другое. [61] Главной целью таких акций было запугать население и сделать его пассивным. Это была партизанская война, направленная против мирного населения.[39]
До сих пор это событие поднимает множество вопросов об этичности и профессионализме действий властей. Вероятно, точка в этом вопросе не будет поставлена никогда.[17]
Спустя год, 9 января 1996 года, в дагестанском городе Кизляр боевики во главе с Салманом Радуевым захватили почти 2000 человек в больнице и роддоме. Вскоре боевики под прикрытием заложников отправились вдоль газопровода по направлению к Чечне, но были блокированы в районе села Первомайское. Федеральные войска почти полностью разрушили село в ходе спецоперации. Всего за время теракта погибло 78 человек (военные и мирные жители Дагестана)[48].
Страшный взрыв прогремел на центральном рынке Владикавказа 19 марта 1999 года. Террористы взорвали бомбу с 10 кг тротила. В результате 52 человека погибли, 168 получили ранения.
Многие люди стали жертвами усыпляющего газа, который применили силовики. Состав вещества до сих пор не установлен − родственники погибших не могут добиться ответа от государства.[10]
К сожалению, это ещё не всё. За прошедшее время в России произошли десятки крупных и мелких терактов унёсших жизни людей[1].
В отличие от реакционных терактов времён Российской Империи, Гражданской войны, СССР, теракты начала XXI века не сопровождаются политическими целями. Единственная цель — это уничтожение населения и распространение страха.
24 июня 2016 года Государственная Дума Российской Федерации во втором чтении приняла пакет антитеррористических законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». Большинство поправок вступили в силу 20 июля 2016 года. [10]
Законопроекты разработали главы профильных комитетов верхней и нижней палат парламента: председатель Госдумы по безопасности Ирина Яровая и руководитель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.
Приведем основные тезисы новых законов. С полным текстом можно ознакомиться на официальном сайте Совета Безопасности России.[21]
Итак, согласно изменениям, снижен возрастной порог за террористические преступления — до 14 лет.
Принятые поправки в Уголовный Кодекс в полтора раза увеличивают количество статей, по которым можно судить 14-летних преступников.
Таких нарушителей теперь будут судить не только за совершение теракта, но и за участие в террористической организации или несообщение о других участниках.
Также добавились статьи об угоне самолета или поезда, участии в массовых беспорядках и посягательстве на жизнь охраняемых лиц.[11]
В законе появилось новое понятие — международный терроризм. За него будет грозить от 10 до 20 лет тюрьмы либо пожизненное заключение
Срок хранения информации – 1 год, а содержание переписки они будут хранить также 6 месяцев.[13]
Согласно новому закону лишиться паспорта РФ можно будет только тем, кто одновременно является гражданином другой страны или гарантированно может получить другое гражданство (например, по рождению).[15]
Новый закон предусматривает для СМИ наказание за разглашение сведений, «составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну».
Средство массовой информации в этом случае может «заработать» штраф в размере до одного миллиона рублей.[16]
Внутри страны система противодействия терроризму представляет собой многоуровневый механизм, на его вершине стоят нормативные акты, основополагающим из которых стала Концепция противодействия терроризму. [18]
Базу для ежедневной борьбы с этим явлением обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, руководство субъектов Российской федерации и муниципальные органы. [23] При этом Концепция возлагает часть ответственности за организацию этой деятельности и на публичные и частные компании, действующие в гражданско-правовой сфере.[54]
Исходя из специфики этой деятельности выделяют следующие группы отраслей, в которых нормальное функционирование юридических лиц находится под угрозой. Это:[35]
− все компании, как государственные, так и частные, работающие в сфере энергоснабжения и водоснабжения, имеющие в собственности элементы инфраструктуры (ТГК, МРСК, городские Водоканалы и другие аналогичные организации);
− компании, работающие на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Угрозе могут подвергаться как суда и вагоны, так и инфраструктурные элементы (вокзалы, порты, причалы, пути);[24]
− учреждения банковской системы, при воздействие на которые могут создаться проблемы для функционирования экономики региона;
− культурные и образовательные учреждения, наиболее привлекательные для террористов за счет высокого общественного резонанса содеянного;
− любые компании, пропускной режим которых допускает проникновение на территорию предметов, содержащих взрывчатые вещества.[17]
Угрозы для деятельности таких компаний могут быть как внешними, так и внутренними.
Наиболее очевидным станет направленное внешнее воздействие, но в ряде случаев оно невозможно без внутренней поддержки.
Если сотрудник компании окажется вовлечен в деятельность террористической группировки, ему гораздо проще будет совершить действие, которое может привести к гибели людей, например, изменить систему защиты цистерны со сжиженным газом или внести изменения в работу программы, обеспечивающей безопасность электростанции.
В этом случае компания понесет серьезные убытки, которые не всегда будут компенсированы за счет страхового возмещения, а также серьезный репутационный ущерб.[32]
Для обеспечения безопасности в этой сфере, зная о возможном существовании угрозы, компании должны:
− соблюдать все требования и нормы техники безопасности, усилить контроль за всеми потенциально-опасными объектами;
− усилить пропускной режим;
− существенно усилить степень защиты информационных систем, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность инфраструктурных или потенциально опасных объектов;
− сотрудничать с правоохранительными органами в случае, если изменение поведения сотрудника может привести к мысли, что он стал целью вербовки со стороны террористических структур.
Все эти меры могут оказаться недостаточными, в случае если компания стала целью для террористической группировки. [28]
Поэтому при выявлении возможных факторов риска необходимо разработать дополнительную документацию, обеспечивающую правильное поведение сотрудников в любых ситуациях, которые могут быть описаны как подготовка к совершению террористического акта.
Также необходимо ужесточить степени проверки сотрудников, имеющих допуск к работе с программным обеспечением и системами безопасности инфраструктурных объектов.[48]
Для снижения тяжести возможных последствий необходимо добиться того, чтобы в действующие договоры страхования был внесен такой риск как «террористический акт», обычно в стандартные условия договоров страхования он не входит.[39]
Правовая основа организованной борьбы состоит из международной и российской части.
К первой относятся ратифицированные нашей страной международные конвенции, ко второй – совокупность внутренних нормативных актов, начиная с Конституции и ФЗ «О противодействии терроризму», завершая открытыми и закрытыми нормативными правовыми актами, выпускаемыми министерствами и ведомствами.[46]
Россия исходит из того, что эффективная борьба с терроризмом невозможна без надежного перекрытия источников его финансирования, как того требуют профильные резолюции Совета Безопасности ООН и международные стандарты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В рамках российского председательства в ФАТФ (2013 – 2014 гг.) реализован масштабный проект, направленный на выявление незаконных финансовых потоков от производства и оборота афганских наркотиков.
В ходе исследования установлено наличие взаимосвязи между доходами от афганского наркотрафика и финансированием терроризма, а также выявлены финансовые центры по отмыву афганских наркоденег. Важно, чтобы данные юрисдикции оставались на контроле ФАТФ и в ходе очередного раунда взаимных оценок ФАТФ анализировались предпринимаемые ими меры по недопущению легализации афганских наркодоходов.[34]
Наиболее актуальными на сегодняшний день представляются усилия по борьбе с финансовой подпиткой ИГИЛ.
На октябрьском и чрезвычайном декабрьском пленумах ФАТФ в 2015 г. Россия ставила вопрос о том, чтобы стандарты Группы, в частности, Рекомендация 5 (тематика противодействия финансированию терроризма), учитывали необходимость всеобъемлющего выполнения государствами разработанных при активном участии нашей страны резолюций СБ ООН 2199 и 2253, вводящих запрет на торговлю с ИГИЛ сирийской и иракской нефтью. [37]
Наша страна предложила задействовать в этих целях существующие механизмы ФАТФ для оказания давления на государства, не выполняющие юридически обязывающие решения Совета Безопасности по лишению ИГИЛ финансовой подпитки.[35]
Важным является принятое по инициативе России в декабре 2015 г. решение о том, что усилия ФАТФ на ближайшую перспективу будут сфокусированы преимущественно на вопросах противодействия финансированию терроризма.
Этой теме с акцентом на финансовые потоки, связанные с ИГИЛ, было посвящено прошедшее 13-19 февраля 2016 г. в Париже пленарное заседание ФАТФ, на котором Россия продолжала продвигать принципиальную линию, направленную на повышение эффективности и практической отдачи от совместных с партнерами по Группе действий.
Наша страна приняла активное участие в исследованиях ФАТФ по выявлению каналов финансовой подпитки ИГИЛ, а также новых, «нетрадиционных» источников финансирования терроризма.
Сейчас задача видится в скорейшем переходе к практической фазе по идентификации конкретных государств, физических и юридических лиц, вовлеченных в экономические отношения с ИГИЛ.
Наша страна также привержена развитию и укреплению многостороннего диалога по проблематике ПОД/ФТ между подразделениями финансовой разведки по каналам Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт» [50]
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force) – межправительственная организация, вырабатывающая международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ), а также осуществляющая оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ этим стандартам.
ФАТФ создана в 1989 г. по решению «Большой семерки», сегодня «курируется» «двадцаткой».
Членами ФАТФ являются 35 юрисдикций и 2 международные организации, ассоциированными членами – 9 региональных групп, созданных по модели ФАТФ, наблюдателями – 28 международных организаций и структур и 2 государства.
Штаб-квартира ФАТФ размещена в здании Организации экономического сотрудничества и развития в Париже.[41]
Решения ФАТФ принимаются консенсусом на пленарных заседаниях, которые проходят 3 раза в год (в феврале, июне и октябре).
Подготовку проектов решений с формулированием соответствующих рекомендаций и предложений осуществляет Секретариат ФАТФ и следующие рабочие группы:[41]
− Координационная рабочая группа глобальной сети;
− Рабочая группа по разработке политики;
− Рабочая группа по рискам, тенденциям и методам;
− Рабочая группа по имплементации и соответствию;
− Рабочая группа по оценке международного сотрудничества.
Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются признанные международными стандартами 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (действующая редакция принята в феврале 2012 г., с последующими изменениями в феврале 2013 г., октябре 2015 г., июне и октябре 2016 г.).
Реализация рекомендаций ФАТФ на национальном уровне осуществляется подразделениями финансовой разведки (ПФР), отвечающими за сбор и анализ финансовой информации для выявления легализуемых преступных доходов, способов их отмывания, а также источников и каналов финансирования терроризма и финансирования распространения ОМУ с целью обеспечения дальнейшего пресечения такой преступной деятельности.
Российская Федерация – член ФАТФ с 2003 г., член Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма с момента основания Комитета в 1997 г., инициатор создания в 2004 г. Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, наблюдатель в Азиатско-Тихоокеанской группе по противодействию отмыванию денег с 2010 г.
Функции ПФР в нашей стране выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Россия защитила третий национальный отчет о прогрессе в совершенствовании национальной системы ПОД/ФТ в сентябре 2014 г. и по его результатам была снята с регулярного мониторинга Группы до проведения очередной оценки в 2018 г.