Курсовая с практикой на тему Совершенствование природоохранных направлений благоустройства особо охраняемых природных территорий города Москвы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ 7
1.1 Понятие, элементы и особенности организации работы по благоустройству территории 7
1.2 Цели и инструменты управления благоустройством территории 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 16
2.1 Характеристика особо охраняемых природных территорий города Москвы 16
2.2 Анализ мероприятий по использованию и содержанию особо охраняемых природных территорий города Москвы 20
2.3 Характеристика функционально-планировочного зонирования и режимов использования 25
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 30
3.1 Направления благоустройства особо охраняемых природных территорий города Москвы: структурная оптимизация для сохранения ландшафтного и биоразнообразия 30
3.2 Цифровое искусство как перспективное направление реализации благоустройства особо охраняемых территорий 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Введение:
Актуальность темы исследования связана с необходимостью обеспечения охраны окружающей среды, что наложило определенный отпечаток на планирование благоустройства городских территорий. Вектор развития городского пространства Москвы направлен на формирование комфортных условий проживания и экологической устойчивости системы жизнедеятельности путем улучшения качества окружающей среды и благоустройства городского пространства.
В современном мире для повышения уровня жизни и безопасности жизнедеятельности актуальным является вопрос охраны природы в городах. Непрекращающийся рост населения, производства продукции обрабатывающей промышленности и транспорта, потребления энергоносителей оказывает все большее влияние на состояние окружающей среды. В связи с этим требуется вести работу по развитию природоохранной сферы, разрабатывают нормативные правовые акты, направленные на охрану окружающей среды, регулировать экологические отношения.
Возрастает необходимость экологизации всех сторон жизнедеятельности человека. Проблема загрязнения окружающей среды в настоящее время приобрела для общества особую актуальность. Глобализация, резко увеличившийся поток и разнообразие продуктов питания, информационных технологий, бытовой химии, нефтепродуктов и многих других химических веществ, загрязнение техногенными и минеральными загрязнениями природных сред, отсутствие экологической культуры. Одним из самых важных аспектов, на которые оказывают влияние экологические риски, является состояние природной среды, создающей существенные экономические и социальные проблемы.
Реализация природоохранных направлений благоустройства особо охраняемых природных территорий города Москвы должно обеспечивать стабилизацию непростой экологической обстановки в столице, формировать благоприятные условия проживания населения, увеличивать уровень экологического мировоззрения и культуры. Обеспечение сохранности окружающей среды в городе дает возможность поддерживать чистоту, улучшать качество благоустройства.
Одним из ключевых аспектов реализации благоустройства можно назвать рациональность использования природных ресурсов, формирование комфортного городского пространства с привлечением жителей города и хозяйствующих субъектов в данный процесс. Приоритетами в реализации благоустройства городской территории являются рациональность и экологически безопасное природопользование, что требует объединенных усилий со стороны различных ветвей власти и экспертного сообщества с целью решения многочисленных экологических задач Москвы.
Степень изученности проблемы. Вопрос благоустройства особо охраняемых природных территорий нашел свое широкое отражение в работах таких авторов как Подрубный Д.Г., Атрощенко Л.А., Жаркова К.Н., Крашанина Н.В., Бенедиктов А.А., Безруких А.И., Рой О.М., Ерохин Г.П., Дердизова Ю.В., Маркова О.И., Соболева И.А., Пономарева А.В., Бровцына В.С., Лазарев С.Е., Антамошкина Е.Н. и др.
Объект исследования: градостроительная политика Москвы
Предмет исследования: благоустройство особо охраняемых природных территорий города Москвы
Цель исследования: разработать рекомендации по совершенствованию природоохранных направлений благоустройства особо охраняемых природных территорий города Москвы
Основные задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты управления благоустройством территории;
— проанализировать состояние управления благоустройством особо охраняемых природных территорий города Москвы;
— разработать рекомендации по совершенствованию благоустройства особо охраняемых территорий города Москвы.
Методология и методика исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили работы авторов, посвященные проблемам реализации благоустройства особо охраняемых природных территорий, в частности, Подрубного Д.Г., Жарковой К.Н., Крашаниной Н.В., Безруких А.И., Ерохина Г.П., Марковой О.И., Соболевой И.А., Пономаревой А.В., Бровцыной В.С., Лазарева С.Е. и других.
Методологической основой курсовой работы стали общенаучные методы, в частности, анализ, синтез, индукция, дедукция, а также специальные методы, такие как сравнительный анализ и правовой метод.
Нормативная правовая база курсовой работы представлена Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 01.05.2022).
Эмпирическая основа курсовой работы включает в себя статические сведения, программы развития благоустройства города Москвы. Помимо того, это регламенты реализации благоустройства городской территории Москвы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предлагаемых рекомендаций в обеспечении реализации природоохранных направлений благоустройства особо охраняемых территорий города Москвы. Представленные рекомендации могут быть использованы и регионами.
Структура курсовой работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, 3 главы с подпунктами, заключение и список использованных источников.
Первая глава носит теоретический характер и включает в себя такие вопросы как понятие, элементы и особенности организации работы по благоустройству территории, цели и инструменты управления благоустройством.
Вторая глава носит аналитический характер и посвящена анализу состояния управления благоустройством особо охраняемых природных территорий города Москвы. Проводится оценка мероприятий по использованию и содержанию особо охраняемых природных территорий города Москвы, дается характеристика функционально-планировочного зонирования и режимов использования.
Третья глава – прикладная. Разработаны рекомендации по совершенствованию благоустройства особо охраняемых территорий города Москвы. Определены направления благоустройства особо охраняемых природных территорий города Москвы. В заключительном пункте третьей главы рассматривается цифровое искусство как перспективное направление реализации благоустройства особо охраняемых территорий и вовлечены в этот процесс жителей города, а также различных хозяйствующих субъектов.
Заключение:
Благоустройство особо охраняемых природных территорий является многогранным и многоотраслевым процессов, включающим в себя множество достаточно затратных мероприятий, направленных на улучшение жизни, формирование благоприятной окружающей среды, решение вопросов жилищного и земельного характера, обеспечение сохранения памятников природы.
Одним из обязательных требований при реализации Федерального закона №33-ФЗ «Об особо охраняемые природные территории» от 14.03.1995 (ред. от 01.05.2022) является утверждение указами Президента РФ перечня особо охраняемой природной территории федерального значения, которая представляет собой территорию, охватывающую часть территории соответствующего субъекта РФ, предназначенную для сохранения природных комплексов и объектов. Легко догадаться, что в перечень входят наиболее значимые для каждого города и региона природные объекты. В свою очередь, природоохранные объекты характеризуются как уникальные места с общим количеством памятников природы не более 20% от общей площади.
Организация управления благоустройством особо охраняемых природных территорий города Москвы осуществляется в соответствии с федеральными и муниципальными правовыми актами, требованиями СНиП. Законодательством установлены общие требования в сфере благоустройства территорий. При формировании системы благоустройства требуется руководствоваться соответствующими инструкциями и рекомендациями в области формирования заповедных и охранных зон, зон охраны ландшафтов и регулирования застройки.
Вся территория Москвы объединена в единую систему природно-рекреационных зон, которая включает природные, озелененные, туристско-рекреационные ландшафты. В Москве создан постоянно действующий координационный совет по управлению и использованию особо охраняемыми природными территориями.
Запрещается рубка зеленых насаждений в охранных зонах памятников истории и культуры, зданий, ансамблей и иных историко-архитектурных, археологических и природных объектов и зон охраны историко-культурных объектов. Каждый объект, который расположен в пределах природного комплекса, устанавливается с учетом видов разрешенного использования и состояния окружающей среды. Строительные работы на особо охраняемом природном комплексе запрещаются на всей его площади. ООПТ является также местом отдыха жителей и гостей города Москвы.
Значимость обеспечения благоустройства особо охраняемых природных территорий города Москвы определяется возможностью формирования благоприятных условий проживания, реализации мероприятий по улучшению состояния окружающей среды. Всего на территории города Москвы, в особо охраняемых природных территориях, парках, заказниках и ботанических садах общего пользования, находится более 450 особо охраняемыми природных территорий, что составляет 8,1% от общей площади территории города. В 2021 году проведены работы по благоустройству на 28 особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
В 2021 году в рамках Программы по развитию особо охраняемых природных территорий регионального значения города Москвы начаты мероприятия по обустройству эколого-просветительских троп, созданию туристско-экскурсионных маршрутов. На территории природного комплекса «Лосиный остров» сформирована трасса дороги, включающая в себя 8 площадок, от которых имеют возможность отправиться посетители до смотровой площадки, расположенной на Воробьёвых Горах. На одной из них установлена действующая и бесплатная смотровая площадка для обзора Москвы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ
1.1 Понятие, элементы и особенности организации работы по благоустройству территории
Фундаментальным принципом обустройства территории является принцип рационального использования природных комплексов. С учетом теории и практики экологического проектирования требуется повышение уровня знаний, развитие способности по рациональному использованию природных ресурсов, что является базовым в подготовке специалистов соответствующего уровня, имеющих право заниматься научной, научно-педагогической, организационной и иной деятельностью, направленной на сохранение и восстановление природных ресурсов [5, c.258].
Рисунок 1 – Элементы благоустройства городской территории [8, c.10]
Основными элементами благоустройства городской территории являются инженерное, внешнее, социальное и экологическое. Инженерное предполагает формирование системы подземного инженерного оборудования. Социальное направлено на оптимизацию функционирования системы социально-бытового обслуживания населения. Внешнее благоустройство предполагает процесс озеленения, организацию движения транспорта, пешеходов, оснащение территории малыми архитектурными формами. Экологическая составляющая связана с комплексом мер в области обеспечения охраны природных территорий и обеспечения экологической безопасности населения города [7, c.309].
Основными направлениями деятельности в области экологической безопасности являются:
1) создание и развитие эффективной системы экологического, рационального природопользования, охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения города;
2) совершенствование экологической маркировки товаров, работ и услуг;
3) обеспечение устойчивого развития города, формирование системы экологической безопасности города и создание системы экологического образования и просвещения в целях повышения экологической культуры населения;
4) совершенствование системы экологического мониторинга и прогнозирования.
5) проведение государственного мониторинга состояния окружающей среды города [9, c.286].
Благоустройство территории решает одну из ключевых задач – это оздоровление окружающей нас среды за счет реализации мероприятий в области озеленения территории, санитарной очистки. Кроме того, благоустройство включает в себя облагораживание улицы в целом, в частности, освещение, светофорные объекты, остановочные комплексы, решение жилищного и земельного вопроса. Все это общая цель и результат деятельности для достижения достаточно комфортных условий для проживания населения [11, c.432].
К сожалению, сейчас во многих российских городах наблюдается ситуация, когда озеленение территорий городов осуществляется не в порядке, предусмотренном законодательством, а зачастую хаотично. Это создает условия для развития отрицательно влияющих факторов со стороны окружающих производств и предметов, что неблагоприятно отражается на экологической обстановке города.
Для более эффективного решения используются следующие меры:
1. Для обеспечения противоэрозионных мероприятий на территории города решить вопрос о строительстве специального промышленного объекта, отвечающего требованиям действующего законодательства по защите от подтопления с последующей санацией подтопляемых территорий.
2. За счет собственных средств предприятия, находящегося в городской черте, проложить от реки Оби между береговой линией и административно-деловым центром 3 км искусственного земельного водоотвода и канализационного коллектора, а также обеспечить мероприятия по водоохранному и санитарному состоянию территории в районе, прилегающем к объекту.
3. Утеплить на отмостках зданий опасные грунты с устройством дренажа.
4. Прочно изолировать подтопляемую территорию от атмосферы.
5. Установить шумозащитные экраны вдоль дорог.
6. Провести инженерную подготовку участка при проведении строительных работ для обеспечения требований общегородских нормативов «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию производственных объектов на территории жилой застройки».
7. Организовать очистку каналов из-под проезжей части улиц с устройством железобетонных лотков, коробов и отводных труб.
8. Обеспечить безопасные условия труда при производстве работ на обслуживаемом участке.
9. Организовывать уборку территории и вывоз мусора [10, c.287].
В рамках внешнего благоустройства проводятся работы по активизации различных общественных форм жизнедеятельности в рамках жилых территорий, формируются комфортные условия для отдыха и реализации социально-бытовых функций; обустройство ландшафта, учет природно-климатических условий; формирование определенного санитарно-гигиенического и экологического состояния территории [13, c.72].
Таким образом, мероприятия по реализации благоустройства городской территории направлены на формирование благоприятной среды для населения в соответствии с требованиями законодательства, СНиП, региональными актами. Одной из важнейших проблем в рамках благоустройства городской территории становится вопрос обеспечения экологического благополучия.