Курсовая с практикой на тему Совершенствование планирования закупок материально-технических ресурсов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Понятие закупочного процесса 5
1.2. Виды планирования закупок на предприятии 15
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АВТОКОР» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2.Анализ закупочной деятельности и система управления предприятия 25
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 35
ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ПРЕДПРИЯТИЯ 35
3.1. Основные предложения по совершенствованию закупок материально-технических ресурсов предприятия 35
3.2 Обоснование предложений закупочной деятельности предприятия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Введение:
Актуальность. Работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, которые поставляют ему другие организации. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещения, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы. Как правило, ни одна организация, предприятие, учреждение не являются самодостаточными.
Деятельность управлению закупками направлена на то, чтобы компания получала необходимое по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.
Невозможно представить себе предприятие, которое работало бы без плана, то есть без определения целей и методов их достижения. Невозможно также представить, что какое-то предприятие может добиться успеха, не сумев организовать работу по плану и не сумев организовать процесс планирования.
Специалисты в области планирования, считают, что в последние годы уровень планирования на отечественных предприятиях снизился. Они называют различные причины такого положения, однако, на мой взгляд, основной из них является противоречиями между экономической наукой и практикой хозяйствования.
Степень разработанности проблемы. в области логистики отечественных и зарубежных ученых, в том числе в сфере управления закупочной деятельностью на основе логистического подхода отражаются в трудах: Б.А. Аникина, Н.В. Астафьевой, А.И. Баскина, В.И. Бережного, Е.В. Бережной, М.П. Гордона, А.П. Долгова, В.В. Дыбской, М.Е. Залмаповой, Е.К. Ивакипа, К.В. Инютиной, С.Б. Карнаухова, В.Ы. Клочкова, Г.В. Кобринского, Фоменко, Д.В. Черновой, В.В. Щербакова и др., а также зарубежных ученых: Д. Бауэрсокса, К. Баррата и другие.
Цель исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию планирования закупок.
Для того, чтобы достичь цели работы, необходимо выполнить ряд задач:
1) Изучить теоретические и практические основы планирования
закупок на предприятии.
2) Проанализировать закупочную деятельность и систему управления
предприятия.
3) Разработать предложения по совершенствованию закупочной
деятельности на предприятии.
Объектом исследования данной работы являются предприятие ООО «Автокор».
Предметом исследования являются является закупочная деятельность материально-технических ресурсов предприятия.
Методологической основой исследования является системный подход к изучению экономических явлений и процессов. В основе теоретической разработки темы и решения практических задач лежат общенаучные методы системно-функционального, сравнительного, экономико-статистического анализа и использование экспертных оценок.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения,3 частей основного текста, заключения и списка используемых источников.
Заключение:
Предприятиям всех отраслей и форм собственности для осуществления непрерывного производственного процесса необходимо стабильное снабжение производственных циклов различными видами ресурсов (материалами и средствами производства) в достаточном ассортименте, количестве и качестве. Задачи по непрерывному, бесперебойному и комплексному обеспечению сырьем, материалами, полуфабрикатами, оборудованием, инструментами, топливом и прочими видами ресурсов выполняют системы снабжения или материально-технического обеспечения, созданные в границах отрасли или непосредственно на предприятиях. Рациональная организация снабженческой деятельности способствует снижению себестоимости продукции, увеличивает прибыль и рентабельность производства, тогда как недостаточно четко сформированная система снижает эффективность производственно-хозяйственной деятельности, оказывает отрицательное воздействие на сроки выполнения и качество продукции.
Анализ действующей системы управления поставками на ООО «Автокор» показывает, что, несмотря на активную деятельность, направленную на совершенствование системы поставок, предприятие имеет достаточно большое количество проблем в этой области.
Также были проанализировали рынок автокомпонентов и выяснили, что ситуация в производстве комплектующих крайне тяжелая, и она пока не улучшается. Кроме того, мы выяснили, что причиной спада можно считать долгосрочный цикл производства некоторых видов военной техники. Так же мы, проанализировали своих поставщиков и выявили нерентабельного поставщика для нас.
В работе разработан ряд практических предложений по совершенствованию материально-технического обеспечения ООО «Автокор».
Предлагается провести следующие мероприятия:
— проанализировать группировки элементов производственных запасов по исполняемым функциям, по времени, по целям и разделить все производственные запасы на актуальные, невостребованные и неликвидные товарно-материальные ценности.
— реализовать доработку модуля материальных потоков ПК SAP ERP в части создания выделенных виртуальных складов с перемещением в дальнейшем на них невостребованных ТМЦ, а также механизма, позволяющего автоматизированное применение складских запасов при формировании годовой и внеплановой потребности в материальных ресурсах.
В целом, мероприятия по совершенствованию материально-технического обеспечения ООО «Автокор» значительно уменьшают срок оборачиваемости товарно-материальных ценностей, обеспечивают своевременную поставку материальных ресурсов непосредственно на склад заказчика, кроме того экономическая эффективность проекта составляет 19 399,28 тыс.руб.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие закупочного процесса
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является максимальное удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью [2, с. 46]. Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения (МТС).
Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. Решая эту задачу, органы снабжения должны изучать и учитывать спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы.
На сегодняшний день система МТО предприятия носит название логистики закупок или закупочной логистики. Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления [7, c.15].
Материально-техническое обеспечение — важное звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в промышленном производстве и/или эксплуатации производственных или непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение соответствующих объектов необходимыми средствами (материалами, энергией, комплектующими, запасными частями и т. п.). В связи с переходом на рыночные принципы деятельности содержание материально – технического снабжения изменилось: вместо так называемой «реализации выделенных фондов», являющейся составной частью централизованного распределения материальных ресурсов, предприятия свободно закупают их у поставщиков и других субъектов товарного рынка. В этих условиях при закупке материальных ценностей предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимать во внимание экономическую ответственность при закупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика [4, с. 29].
Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Стандартное определение общих целей функции закупок таково, что компания должна получать необходимое по качеству и количеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по свои обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.
Таким образом, можно выделить следующие цели материально-технического обеспечения[4]:
1. Необходимость обеспечения непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых для работы компании. Дефицит сырья и комплектующих может привести к остановке производства и соответственно к большим накладным расходам — росту эксплуатационных затрат в связи с постоянными расходами и неспособностью удовлетворять требования клиентов к срокам доставки продукции.
2.Сведение инвестиций, связанных с запасами, и расходов к минимуму. Одним из путей обеспечения непрерывного потока материальных ресурсов и готовой продукции является создание и хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предполагают использование капитала, который нельзя еще куда-либо инвестировать. Ежегодно стоимость текущего запаса может составлять 20-50 % общей стоимости активов.
3. Поддержание и повышение качества. Производство продукции или предоставление услуг должно отвечать принятым требованиям, что ведет к росту производственных расходов до значительного уровня.
4. Поиск компетентных и надежных поставщиков. Успех функции закупок зависит от способности находить поставщиков и развивать отношения с ними, анализировать их возможности, выбирать соответствующего поставщика, а затем работать с ним, постоянно совершенствуя совместную деятельность.
5. Приобретение по возможности многофункциональных товаров. Если в процессе закупки можно приобрести одно изделие, которое выполнит функцию, ранее выполняемую двумя-тремя изделиями, компания получит преимущество за счет: первоначальной низкой стоимости, образующейся из скидки на изделия; более низкой стоимости инвестиций в запас без ухудшения обслуживания; более низкой стоимости обучения персонала и расходов, связанных с содержанием оборудования в ходе его эксплуатации, а также повышение конкуренции среди поставщиков.
6. Соблюдение принципа «цена-качество» в процессе закупки. Деятельность по закупке предполагает использование большого объема оборотных средств, поэтому необходимы товары и услуги с наименьшей общей стоимостью с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса.
7. Повышение конкурентоспособности. Компания будет конкурентоспособной, если сможет контролировать все расходы, связанные с закупками, и временные параметры с тем, чтобы избежать неприбыльной деятельности, либо деятельности, требующей дополнительного времени, и т. д. Для этого необходима оптимизация размеров затрат, изменения в программе дистрибьюции, внедрение достижений технического прогресса и т. п.
8. Достижение гармоничных отношений, эффективного сотрудничества с другими функциональными подразделениями компании. Закупочная деятельность не может быть эффективной без сотрудничества с другими отделами и сотрудниками компании: отделом технического контроля (ОТК), производственным отделом, бухгалтерией, отделами маркетинга, дизайна, инженерной разработки и т. д.
9. Снижение административных расходов. Если деятельность по закупкам нерациональна, административные расходы отдела закупок будут слишком высокими. Состав целей закупочной логистики зависит от специализации компании (промышленная, торговая, сервисная), степени развития и/или сложности производства, отрасли экономики, в которой функционирует компания, конкурентоспособности [14, c. 78].
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от целого ряда задач.
В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом[8]:
1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, купленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению);
2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума);
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Управление закупками – довольно сложный процесс, потому как проблемы с выбором поставщиков непосредственно связаны с риск-менеджментом. [6] Более того, в связи с динамическими и повторяющимися характерами закупок, краткосрочные цели часто противоречат долгосрочным. Стратегические решения по закупкам следует принимать с учетом будущего развития отношений между поставщиками и компанией-закупщиком. Недостаточное внимание со стороны крупных компаний-закупщиков к поддержке постоянных отношений с потенциальными подрядчиками влияет на цепочку поставок и развитие отрасли в целом, оно может отрицательно отразиться на ценах и качестве закупаемых продуктов.
Эти отличительные особенности сферы закупок подчеркивают важность роли деловой репутации и коммуникации. К сожалению, в настоящее время, нет универсальных схем для эффективного дизайна закупок: при планировании закупочных решений необходимо принимать во внимание все разнообразия и сложности каждой конкретной ситуации при выборе поставщиков. Тем не менее для большинства решений по закупкам есть ряд ключевых механизмов, которые предоставляют инструментарий для использования их в различных закупочных ситуациях.
Стратегически важные решения по закупкам требуют участия компетентных специалистов, особенно, когда речь идет о поставках инновационных товаров и услуг. Профессионализм в данном случае проявляется не только в способности правильно оценить тенденции рынка, но и включает в себя более общие навыки по правовым и стратегическим вопросам.
Процесс закупок на предприятии протекает следующим образом:
1. определение масштаба проекта (объем производства и продаж, оценивается величина затрат). Проводится анализ и оценка данных о поставщике (параметры бюджета, предложения, подготовленные спецификации, невыполненные заказы, справочные списки потребителей);
2. формирование плана закупок и предварительная оценка поставщиков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции. В графике предусматривают время на:
подготовку спецификаций;
составление запросов продавцу;
оценку и анализ, отбор, переговоры и заключение обязательств;
утверждение проектной документации поставщиков;
изготовление и отгрузку к месту получения;
разработку предварительного графика по закупкам на основании известных требуемых дат поставки.
Для этого устанавливается дата начала и завершения тех или иных работ по формированию плана закупок, определяются важные этапы в этой работе. Затем организовывается получение информации от поставщиков по каждому виду продукции:
1- размещение объявлений о подаче предложений;
2- оценивание предложений;
3- ведение окончательных переговоров;
4- составляется документации;
5- ведение поставки и контроля качества;
6- согласование обсуждений спорных вопросов и гарантийных обязательств.
Планирование закупок сырья – это планирование нужного количества основного и значимого вида сырья, которое необходимо для производства конечной продукции в конкретный период времени (обычно по неделям). Показатели, характеризующие деятельность отдела закупок организации[7]:
по совокупному торговому обороту;
по общему объему закупок;
по закупочным ценам на продукцию;
по средним ценам на закупаемую продукцию;
по размерам отдельных (единичных) закупок;
по затратам на оформление и передачу заказов поставщикам;
по количеству запросов на оферты (приглашения выдвигать условия поставок);
по количеству договоров на поставку;
по количеству персонала службы закупок;
по количеству поставщиков;
по условиям платежа;
по условиям поставки;
по аккуратности поставок;
по количеству поставок за определенный период времени;
по срокам поставок;
по надежности поставок.
Операции, необходимые для осуществления в рамках функции закупок:
провести анализа рынка;
изучить тенденции в изменении цен;
провести анализ стоимости производства поставщика (позволяет делать выводы о том, когда покупка пройдет при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время);
получить и оценить предложения поставщиков;
выбрать поставщиков;
согласовать стоимости обслуживания и заключить договоры;
проверить соответствие закупаемой продукции определенным требованиям или спецификациям покупателя;
провести предварительные переговоры между поставщиками и покупателями;
разместить заказ;
делегировать полномочия и оценку последствий закупочной политики;
установить единую политику в отношениях с поставщиками;
выработать методы учета продукции;
сократить время проверки и одобрения спецификации продукции;
ускорить оплату продукции;
экономить ресурсы предприятия (например, путем консолидации заказов и установления стандартов запаса);
найти более дешевых заменителей продукции без ущерба для ее потребительских свойств;
анализировать ценности и возможности поставщиков;
разрабатывать новые методы для обработки необходимых данных в целях эффективного функционирования системы закупок.
Организация процесса закупок имеет определенные этапы[3]:
1. Определение потребности в материальных ресурсах. Любая закупка начинается с определения общей потребности компании и индивидуальных потребностей каждого ее подразделения.
2. Определение нужных характеристик и количества товаров и услуг. Необходимо иметь точное описание потребности, артикула товара или услуги, которые запрашиваются. Для этого в отделе закупок ведется, список (каталог) постоянно закупаемых предметов, что способствует ведению правильного бухгалтерского учета и процедуре хранения их на складе.
3. Анализ и определение возможных источников снабжения. Выбор поставщика составляет важную часть функции закупок и включает поиск источников снабжения и оценку возможности своевременной поставки и предоставления необходимых услуг до и после продажи. Среди основных сведений, которые могут храниться как в электронном виде, так и в книгах учета, в отделе закупок должна быть информация о действующих контрактах с поставщиками, в соответствии с которыми размещаются заказы, товарная классификация закупленных изделий, реестр поставщиков.
4. Определение цены и условий закупок.
5. Подготовка и размещение заказа на закупку. Размещение заказа на закупку включает заполнение формы заказа, если в качестве альтернативы не используется соглашение поставщиком на продажу товара или поставка товара на основании общего заказа. Важным требованием любой формы заказа на закупку должно быть наличие серийного номера, даты заполнения, названия и адреса поставщиков, количества и описания заказанный товаров, требуемой даты доставки, указаний по отгрузке, условий; оплаты и условий.