Методика исследования социально -культурной деятельности Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Совершенствование организации социально-культурной деятельности в учреждениях клубного типа на примере музейного комплекса старый Изборск или Печерского монастыря

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ  3
1. СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ В МУЗЕЯХ   7
1.1. Понятие о социально-культурной
деятельности  7
1.2. Понятие о
социально-культурной программе и ее реализации  18
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЕЙНОМ КОМЛЕКСЕ
СТАРЫЙ ИЗБОРСК И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ   24
2.1. Характеристика
социально-культурной деятельности на территории музейного комплекса Старый
Изборск  24
2.2. Возможности
совершенствования социально-культурной деятельности в музейном комплексе
Старый Изборск в современных условиях  32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ   46
ПРИЛОЖЕНИЕ  50 50

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования определяется тем, что в культуре любой страны, любого общества
особое место занимают музейные учреждения как центры отбора, сохранения и экспонирования
материального и духовного наследия, как институты формирования исторического сознания
и нравственно-эстетической позиции.

Музей – научно-исследовательское
и культурно-просветительское учреждение, которое в соответствии со своими социальными
функциями, осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию
памятников истории и культуры.

Формирование
отношения к музею как к месту, где хранится не только национальное культурное достояние,
но и поддерживаются функции социальной, общественной памяти – возможно через использование
социально-культурных программ. В связи с чем сегодня можно говорить о новой тенденции
– превращении музеев в культурно-исторические и досуговые центры, это вызывает необходимость
отказа от традиционного подхода к музейной деятельности в широком смысле этого понятия.

Музейному руководству
теперь стоит обращать пристальное внимание не только на создание экспозиции и проведение
выставок, но и на работу рекреационных зон, досуговых центров, развитие инфраструктуры.
Важным аспектом является работа с посетителем, организация процесса его пребывания
в музее: сегодня необходимо фокусировать внимание на поиске новых эффективных способов
взаимодействия с посетителем для удовлетворения широкого спектра интеллектуальных
и культурно-бытовых запросов общества.

Только недавно
культурные учреждения во всем мире осознали необходимость общения с самой широкой
аудиторией, включая политиков, важность защиты культурного наследия за качество
повседневной жизни людей. Часто наше восприятие культуры настолько прямое, что мы
воспринимаем культурное наследие как нечто само собой разумеющееся, не осознавая,
насколько оно хрупкое и подвергается угрозам со стороны природы и людей. К ним относятся:
неконтролируемая коммерческая деятельность, вечная нехватка средств, необходимых
для сохранения и сохранения памятников культуры, равно как и безразличие, когда
сохранение культурного наследия рассматривается как второстепенная задача.

Хотя сохранение
культурного наследия стало рассматриваться многими правительствами как задача, имеющая
большое общественное значение, осведомленность общественности о важности защиты
памятников культуры до сих пор значительно отставала от необходимости защиты окружающей
среды и дикой природы.

Люди старшего
возраста заинтересованы в культурном досуге и нуждаются в поддержке, внимании и
духовной подпитке, которую может дать музейный комплекс. Именно поэтому в музее
реализуется множество мероприятий, ориентированных на данную целевую группу.

Изучения музейной
целевой аудитории – важный фактор в развитии деятельности музеев. В свою очередь,
коммуникация с публикой – один из доминирующих фактор в направлении работы музея
с посетителем. Эта работа определяет курс продвижения музея в будущем и помогает
ему привлечь аудиторию. В борьбе за посетителя важно знать, кого и какими методами
может привлечь музей.

Важным параметром
характеристики музейной аудитории является степень ее подготовленности и предрасположенности
к восприятию, что иногда обозначается понятием «музейная культура посетителя». Речь
идет об умении человека ориентироваться в музейной среде и воспринимать специфический
музейный язык. Критериями оценки музейной культуры могут служить частота и избирательность
посещения музеев, целенаправленный осмотр экспозиций и памятников, наличие предварительной
информации о музее, полученной из книг, статей, радиопередач, телепередач и других
источников.

В настоящий момент
в России, превалирует интенсивный ход развития музейной аудитории над экстенсивным.
То есть музеи начинают посещать повторно и приходить туда неоднократно, музейная
аудитория разрастается не вширь, а вглубь, за счет большой активности лиц, которые
бывают в музеях чаще, чем один раз в год. Вполне позитивный фактор, однако, спад
аудитории разовых посетителей не может не сказаться на достатке музеев.

Теоретическую
базу исследования составляют законодательство Российской Федерации и старого Изборска
о культуре; официальные документы федеральных, региональных органов власти, касающиеся
сферы культуры; данные государственной статистики; результаты социологических исследований,
информационно-аналитические материалы, содержащиеся в монографиях, научных публикациях
вышеназванных и других авторов, учебно-методические пособия, а также ресурсы Интернет.

Степень изученности
темы можно охарактеризовать как достаточную. Вопросами истории, развития и особенностей
музейного дела, а также роли музей в мире, как как важнейшей составляющей духовной
и социально-политической жизни общества занимались такие исследователи как Аксенова
А.И., Балаш А.Н., Голлербах, Э.Ф., Грегорова А., Дукельский В.Ю., Колесникова А.Г.,
Овчинникова Б. Б., Чижова Л. В., Суринов В.М., Чижова Л. В., Шмит Ф.И., Юренева
Т. Ю. и другие.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, социально-
культурные программы в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов
жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает
в качестве средства, условия такой оптимизации, а кроме того, направлены на популяризацию
культурного наследия. Большая роль в реализации социально-культурных программ принадлежит
музеям, которые имеют достаточно ресурсов, обладают широким спектром возможностей
и значительным научным и образовательным потенциалом, чтобы способствовать диалогу
и обогащению различных культур, что особенно важно в процессе образования, развития
и воспитания личности и культурного развития общества. Музеи как площадка для реализации
социокультурных программ представляет собой центр передачи социокультурного опыта
и пересечения научного, историко-идеологического и художественного пластов. В последнее
время интерпретация миссии музея коррелирует с коммуникативным подходом, утвердившимся
в музеологии и культурологии.

Сегодня
формируется новый имидж музеев как центров межкультурной коммуникации, т.к. музей
способствует культурному взаимодействию различных сообществ, субкультур, этнических
групп, обмену опытом, созданию межкультурного диалога и сотрудничества. В основе
этого лежит совокупность специфических процессов взаимодействия между людьми, принадлежащими
к разным культурам и языкам. Музеи стремятся не только разрабатывать новые формы
и методы общения с обществом, но и стремиться к новому самоопределению и позиционированию
в социальной среде. Роль музея в процессе социокультурной коммуникации меняется
по мере изменения потребностей общества. Приоритетным направлением должны стать
вопросы дальнейшего развития международного, межкультурного и межмузейного сотрудничества,
использования инновационных информационно-коммуникационных технологий.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ В МУЗЕЯХ 1.1. Понятие о социально-культурной деятельности Сфера общественного
производства переживает очередную трансформацию, следствием которой станет формирование
новой экономики – экономики впечатлений. Если в доиндустриальном обществе основным
источником добавленной стоимости служила сырьевая экономика, в индустриальном обществе
– товарная экономика, то в постиндустриальном – сфера услуг, причем, в современном
мире – в экономике впечатлений. Впечатление интерпретируется в этом аспекте разнопланово:
как «мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-чем-нибудь»,
как «образ, отражение, след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами,
лицами, событиями», как четвертая экономическая категория, принципиально отличная
от сырья, товара или услуги[1].

Это принципиальное
отличие впечатлений обусловлено следующими его особенностями:

− впечатление выступает как
личный продукт, формирующийся при участии находящегося под неким эмоциональным воздействием
потребителя;

− в неосязаемости впечатления
большая роль отведена поставщику товара или услуги, который предстает как элемент
впечатлений;

− оно является переживанием,
запоминающимся личным ощущением, сохраняемым в памяти субъекта и представляющим
для него определенную ценность[2].

Показательно,
что в этом процессе (положительного либо отрицательного влияния, впечатления, любого
блага на потребителя) задействованы любые товары или услуги, которые не могут существовать
без впечатлений. Мнения учёных относительно научной принадлежности социально-культурной
деятельности неоднозначны. Ясно одно культурная деятельность является составной
частью общей культуры человеческого общества. Кроме отражения и изменения социальных
отношений людей, социально-культурная деятельность одновременно выполняет значимую
сервисную функцию. Этим обуславливается разнообразие подходов к научному изучению
и обоснованию социально-культурных явлений.

СКД – это деятельность,
направленная на сохранение, развитие, создание и тиражирование культурных ценностей
и культурных объектов[3].

Совокупность
социальных функций в сфере культуры, образования и досуга исторически сложилась
в результате многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного культурными
и образовательными учреждениями, демократическими институтами, общественными организациями
и движениями. Этот опыт во многом основан на социально ориентированном подходе к
анализу традиционных видов деятельности объектов в социокультурной сфере. Функции
социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности,
инициативы и предприимчивости населения. Функции могут меняться с течением времени
— от начала до обучения и до полной зрелости. В зависимости от продолжительности
тех или иных этапов развития социокультурной деятельности ее функции делятся на:
1-постоянный, 2-основной, (присущий большинству социокультурных институтов), 3-вспомогательный,
4-тактный, (проявляющийся и исчезает через определенные промежутки времени). Одной
из основных причин классификации функций следует рассматривать, прежде всего, меняющийся
характер социально-культурной деятельности, осуществляемой работниками культуры
и искусства на профессиональной и непрофессиональной основе, в свободное или свободное
время. работа. Каждая из них, имея свою цель и направление, в некотором роде подчинена
развитию и личностному развитию личности, ее социальному утверждению[4]. Основные
функции социально-культурной деятельности:

– Одной из характеристик
социокультурной деятельности является ее коммуникативная функция. Оно предполагает
осознание потребности человека в общении (клубная работа, творческие объединения,
праздники, дебаты, вечеринки и т.д.), в междисциплинарном взаимодействии непрерывной
информации в различных сферах социокультурной практики. Содержание этой функции
по отношению к социокультурной сфере — производство, обмен, потребление и использование
огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и другие сферы. Также
существуют разные уровни и масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой,
организационный (институциональный) и массовый. [1] Артемьева Т.В. Фандрейзинг: привлечение
средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: Учебное пособие
/ Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский. — СПб, 2015.-288 с. [2] Гиль А.Ю. Эволюция музея в контексте
становления информационного общества // Вестн. Томск. гос. ун-та. — 2018. —
Вып. 306. — С. 36. [3] Востряков Л. Е. Современный музейный
менеджмент // Экология культуры: информ. бюл. Архангельск. — 2014. — № 3. — С.
3-22. [4] Наточий В.В. Культурная политика России:
проблемы и перспективы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
политических наук, 2015.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы