Курсовая с практикой на тему Совершенствование моторных и графических навыков при подготовке к письму старших дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы изучения моторных и
графических навыков при подготовке к письму старших дошкольников с общим
недоразвитием речи.. 6
1.1 Понятие о моторных и графических навыках. Их
развитие в онтогенезе 6
1.2 Закономерности формирования моторных и графических
навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………… 12
1.3 Особенности формирования моторных и графических
навыков при подготовке к письму у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи…………… 15
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по
формированию моторных и графических навыков у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи…………….. 18
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………… 18
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………….. 19
2.3 Логопедическая работа по формированию моторных и
графических навыков при подготовке к письму у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 29
Список литературы……………………………………………………………………………. 31
Введение:
Актуальность исследования
рассматриваемого вопроса определяется тем, что проблема совершенствования
моторных и графических навыков при подготовке к письму старших дошкольников с
общим недоразвитием речи является достаточно значимой в процессе коррекционного
обучения детей с общим недоразвитием речи. Успешность дальнейшего обучения
детей в школе, дальнейшее их развитие в существенной степени зависит от уровня
овладения моторными и графическими навыками, что довольно значимо в процессе
обучения письму. Письмо является ключевым способом фиксации учебной информации
и занимает значительное место в процессе освоения знаний. В этой связи интерес
к проблеме совершенствования моторных и графических навыков определяется как
раз тем, что письмо как деятельность имеет существенное значение в жизни
человека, так как обеспечивает общеобразовательную подготовку, стимулирует
психологическое развитие, а также оказывает влияние на процесс формирования
личности в целом, доказывая социальную актуальность нашего исследования.
Степень изученности проблемы
исследования. Структура процесса письма, а также предпосылки его
формирования рассматривались в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Л.С.
Цветковой и других. На первом уровне формирования письма выходит функциональная
состоятельность анализаторных систем мозга и готовность к реализации
взаимодействия в достаточно сложном процессе восприятия сенсорной информации.
На втором уровне рассматривается психологическая готовность ребенка к процессу
обучения и произвольному овладению сложным навыкам письма.
Ряд исследователей (А.Н. Корнев,
Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева) рассматривали нарушения письма как следствие
недостаточной сформированности функциональной основы данного процесса. Иными
словами, речь шла о недостаточной сформированности как вербальных, так и
невербальных процессов, которые обеспечивают становление и развитие навыков
письма. Существенное внимание уделяется состоянию звкопроизношению,
фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, словарного запаса и
прочим, что нашло свое отражение в работах Г.В. Бабина, Р.Е. Левина, Н.А.
Никашина, Л.Ф. Спирова и других.
Стоит отметить, что готовность к
овладению моторными и графическими навыками при подготовке к письму старших
дошкольников определяется не только степенью речевого недоразвития, но также
состоянием когнитивных процессов. В частности, такие исследователи как Т.Д.
Барменкова, А.П. Воронова, А.Н. Корнев указывают на связь речевых нарушений с
незрелостью когнитивных операций.
Между тем, отметим, в научных
исследованиях данная проблема представлена фрагментарно. До настоящего времени
не сложилось целостного видения проблемы формирования моторных и графических
навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Данное утверждение
позволяет считать тему исследования актуальной на научно-теоретическом уровне.
Цель исследования:
выявить эффективность логопедической работы по формированию моторных и
графических навыков при подготовке к письму у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи.
Объект исследования:
моторные и графические навыки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Предмет исследования: особенности
логопедической работы по формированию моторных и графических навыков при
подготовке к письму старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В соответствии с целью в
исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе междисциплинарного
анализа теоретической и методической литературы определить степень
разработанности логопедической работы по формированию моторных и графических
навыков при подготовке к письму старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Экспериментальным путем
определить уровень формирования моторных и графических навыков при подготовке к
письму старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Разработать комплекс игр и
упражнений по формированию моторных и графических навыков при подготовке к
письму старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
— теоретические методы:
психолого-педагогический и логопедический анализ и обобщение теоретических
источников по проблеме;
— эмпирические методы:
наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент;
— статистические методы:
качественные и количественные методы обработки результатов исследования,
интерпретация результатов.
База исследования: Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56» г. Оренбурга
Заключение:
Одним из основных направлений
модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступа
и равных возможностей для детей с общей отсталостью речи получить полноценное
образование. Исходя из этого, из этого следует, что дети с нарушениями речевого
развития должны получать особые условия для образования и обучения. Развивая
речевые и умственные способности детей с речевыми патологиями, учитель
способствует переходу этой категории детей не в специализированные
коррекционные школы, а в массовые учебные заведения.
Работа по формированию
предпосылок как речевого, так и невысказанного письма является важным фактором
подготовки детей к школе. Общее недоразвитие речи-несколько сложных речевых
расстройств, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы,
связанных со стороной звука и смысла
Нарушение письменной речи у
старшеклассников — одна из актуальных проблем логопедии, ведь овладение письмом
— один из самых сложных видов образовательной деятельности. На начальных этапах
формирования навыка письма наблюдается большое напряжение в силах ребенка,
особенно если речь идет о ученике с ОНР, у которого есть нарушения всех
компонентов речевой системы. Поэтому в дошкольном возрасте важно подготовиться
к написанию и предотвратить нежелательные последствия, а не учить его.
Наше исследование позволило нам
выявить нарушения мелкой моторики.
Отсутствие координации движений,
точность движений, напряжение служат препятствием в формировании навыка письма.
Это приводит к ослаблению внимания и появлению ошибок в правильном оформлении
букв. Непонимание значений слов, из каких звуков состоят слова, чем отличаются
те или иные звуки, плохая дифференциация фонем-все это приводит к плохому
запоминанию букв, так как каждый раз ребенок соотносит букву с разными звуками.
Отсюда трудность разделения слова на части. В письме все эти нарушения
выражаются в заменах, упущениях, смешивании букв, неправильном формировании
фраз, затем предложениях.
С целью проведения практического
исследования вышеуказанных направлений был проведен разведывательный
эксперимент. В результате опроса была установлена закономерность нарушений
подвижности, лексико-грамматической стороны речи с нарушениями письма.
В настоящее время широко
признано, что существует тесная связь между отсталостью речи и ухудшением
чтения и письма. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория
дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению и письму.
Учебные программы в массовой школе сложны и насыщены различными материалами,
которые необходимо изучать путем чтения. Ребенок, идущий в массовую школу из
группы логопедии с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие
трудности с обучением чтению и письму.
Трудности и ошибки у детей с ОНР
в основном связаны с отсутствием мастерства звукового состава слова, смешением
похожих акустических звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это
подразумевает невозможность воссоздать правильную и точную звуковую форму слова
в условиях визуально воспринимаемых графических знаков.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы изучения моторных и
графических навыков при подготовке к письму старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 1.1 Понятие о моторных и графических навыках. Их
развитие в онтогенезе Общая моторика — это
двигательная деятельность, которая осуществляется через работу больших мышц
тела. Под моторикой понимается последовательность движений, которые в целом
необходимы для выполнения любой конкретной задачи. Грубые моторные навыки
включают в себя такие действия, как переворачивание, наклон, ходьба, ползание,
бег, прыжки и тому подобное. Обычно развитие больших моторных навыков следует
общей схеме в определенном порядке у всех людей. Развитие также обычно движется
сверху вниз. Первое, что ребенок обычно учится контролировать, — это движение
глаз. Большие моторные навыки являются основой, на которую впоследствии
накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики [10].
Мелкая моторика — это набор
скоординированных человеческих действий, направленных на выполнение точных
тонких движений руками и пальцами рук и ног. Это достигается за счет
скоординированного функционирования нервной, мышечной и костной систем, а
также, как правило, зрительной системы. Мелкая моторика используется для
выполнения точных действий, таких как "захватные щипцы "(большой и
указательный пальцы), для манипулирования мелкими предметами, письма,
рисования, резки, застегивания, вязания, игры на музыкальных инструментах и т.
д. Овладение мелкой моторикой требует развития меньших мышц, чем для больших
моторных навыков [8].
Дошкольный возраст — это период
многократного проявления двигательной активности ребенка. В раннем детстве
формирование новых движений происходит в процессе усвоения действий субъекта и
является побочным продуктом практической деятельности ребенка, в центре которой
находится объект и овладение им. Возникающие в дошкольном возрасте ролевые
игры, рисование, скульптура, различные виды строительства, элементарные формы
работы представляют собой тот новый контекст, в который включены и в который
развиваются индивидуальные движения и действия ребенка [5].