Курсовая с практикой на тему Совершенствование деятельности органов государственного управления в жилищной сфере как части госсектора
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В
ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ Г. МОСКВЕ 6
1.1 Нормативно-правовая база государственного управления в
жилищной сфере на примере Программы реновации. 6
1.2 Особенности Программы реновация. 8
1.3 Состояние жилищного фонда в Москве и направления его
развития. 12
2. анализ
деятельности органов государственной власти в жилищной сфере г. Москвы.. 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика программы
реновация в городе Москве (на примере района Южное Тушино) 17
2.2 Международный опыт реализации программы реновация. 20
2.3 Механизм финансирования реновации жилищного фонда. 25
3.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ РЕНОВАЦИИ ЖИЛОГО ФОНДА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ.. 31
3.1 Методологические основы оценки эффективности проектов
реновации жилых зданий. 31
3.2 Эффективность участия населения и коммерческих
организаций в проектах реновации. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 42
Введение:
Актуальность исследования. Одной из опций по
поддержанию или созданию комфортной для проживания городской среды является
обновление жилищного фонда, в чем объективно нуждается жилая застройка Москвы.
Средний возраст жилых зданий столицы – 47 лет, а у домов исторических районов
он достигает 80 лет [12]. В структуре жилищного фонда Москвы значительную долю
составляют пятиэтажные дома типовых серий, построенные в 1950-1970-е годы.
Последние два десятилетия в решениях органов исполнительной власти Москвы
неоднократно затрагивался вопрос о сносе и реконструкции жилищного фонда таких
серий.
В градостроительной практике устойчиво бытуют
несколько принципиально различных режимов преобразования сложившегося фонда
застройки, в том числе, режимы реновации и реконструкции фонда застройки.
В рамках данной исследовательской работы, под
реновацией понимается снос жилых зданий, эксплуатация, ремонт, реконструкция
которых представляются нецелесообразными в силу их физического износа и (или)
морального старения с возведением нового жилья на месте снесенного с иными
параметрами и внешним обликом.
Под реконструкцией застройки понимается
реконструкция существующих зданий, сооружений, направленная на
совершенствование их объемно-планировочных, конструктивных,
инженерно-технических характеристик, путем максимального использования
возможностей существующего и минимизации объемов сносимого фонда.
В июле 2017 года был принят Федеральный закон
№ 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе
столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных
правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской
Федерации – городе федерального значения Москве». На сегодняшний день, в так
называемую «программу реновации», юридически не являющуюся государственной
программой города Москвы, включено около 5 тыс. домов по всему городу.
Поскольку главным архитектором города Москвы – С.О. Кузнецовым было заявлено,
что в рамках программы реновации будет осуществлено строительство более плотной
и высокой застройки (от 9 до 14 этажей) на месте снесенного жилья,
профессиональное урбанистическое сообщество обратило внимание на возможные
последствия в виде увеличения загруженности транспортной, социальной и
инженерной инфраструктуры города, ухудшения экологической ситуации и нарушение
преемственности развития сложившейся городской среды в районах реновации [21].
Как написано на официальном сайте мэра Москвы,
основная цель «программы реновации» – «не дать пятиэтажным домам, построенным в
Москве с 1957 по 1968 год, превратиться в аварийные и непригодные для жизни. Срок эксплуатации большинства таких домов уже истек или
истечет в ближайшее время» [4]. Однако, немногочисленные архитекторы,
занимавшиеся реконструкцией пятиэтажного жилого фонда в Москве, опровергают
этот тезис, считая, что несущие конструкции планируемых к сносу домов пригодны
для эксплуатации в течение 100-120 лет [9].
Отметим, что сегодня органами власти Москвы не
рассматриваются другие возможные «технологии» преобразования жилой застройки,
например – реконструкции существующего жилищного фонда, что ставит под сомнение
обоснованность решения о проведении именно реновации застройки. Более того,
одним из важнейших критериев развития территории является устойчивость –
развитие в интересах настоящего и будущего поколений, что предполагает
минимизацию затрат природных ресурсов. Принцип устойчивого развития территории
широко акцентируется и в Градостроительном Кодексе РФ [1].
Разработанность темы. Для изучения структуры и
состояния жилищного фонда Москвы используются материалы по обоснованию проекта
внесения изменений в Генеральный план города Москвы, утвержденного Законом
города Москвы от 15.03.2017 №10 «О внесении изменений в Генеральный план города
Москвы», а также Паспорт Государственной программы города Москвы «Жилище» на
2012-2018 годы и исследования ЦИАН.
Методы исследования. Эмпирического уровня –
описание, сравнение, измерение, интервью. Теоретического уровня – анализ,
синтез, аналогия.
Цель исследования: провести исследование
реализации государственной политики в сфере жилищного строительства (на примере
программы реновация).
Задачи:
1. Рассмотреть нормативно-правовую базу деятельности
органов государственной власти на примере Программы реновации.
2. Изучить аналитическую информацию по программе
реновация.
3. Рассмотреть состояние жилищного фонда в Москве и
направления его развития.
4. Рассмотреть реновацию как метод обновления жилой
застройки города.
5. Привести организационно-экономическую характеристику
программы реновация в городе Москве (на примере района Тушино).
6. Рассмотреть международный опыт реализации программы
реновация.
7. Предложить методику оценки эффективности программы
реновации жилищного фонда. Объект исследования: существующие практики по
преобразованию жилищного фонда города в контексте Москвы: предложенная к
реализации «программа реновации».
Предмет: эффективность процессов
преобразования сложившейся жилой среды исследуемого района.
Структура работы. Курсовая работа состоит из
введения, трех глав и заключения.
Заключение:
Устойчивое и сбалансированное
развитие территорий неразрывно связано с улучшением условий жизни населения и
прежде всего с улучшением условий жизни.
Повышение качества жилищного
фонда и увеличение предложения жилья означает непрерывный процесс
воспроизводства жилищного фонда. В свою очередь, мертвое время и расширенное
воспроизводство жилищного фонда обеспечивается за счет реализации обширных и
интенсивных методов — капитального ремонта, модернизации, реконструкции,
реставрации, сноса зданий и нового строительства. Каждый метод реконструкции
улучшает определенные потребительские и хозяйственные свойства жилья —
увеличивает стоимость объекта, снижает эксплуатационные затраты объекта, увеличивает
срок эксплуатации отдельных конструкций и здания в целом.
Многие субъекты региона участвуют
в процессе реконструкции жилья — муниципалитеты, населенные пункты,
коммерческие организации — каждый имеет свои интересы, цели и задачи в
экономике. Сотрудничество между участниками жилищного комплекса в процессе
ремонта жилья в конечном счете осуществляется в рамках проектов по
реконструкции жилья. Было установлено, что выбор метода реконструкции жилого
здания и схемы финансирования проектов зависит как от параметров объекта
реконструкции — типа здания, расположения, формы собственности, так и от
вариантов дальнейшего использования — эксплуатации, продажи или сдачи жилья в
аренду.
Анализ показал, что нынешнее
жилье имеет качественные и количественные недостатки. Качественные недостатки
проявляются в том, что технические и потребительские характеристики жилья не
соответствуют объективным и субъективным требованиям современного жилья.
Количественные недостатки — общий дефицит жилья и низкий уровень жилья населения.
В настоящее время на реновацию
жилья не хватает бюджетных и внебюджетных средств, из-за чего жилье
недостаточно отремонтировано, значительно увеличивается количество ветхого и
аварийного жилья. Одним из основных препятствий на пути осуществления целевых
проектов и программ реконструкции жилья является отсутствие методов
экономического обоснования.
Необходимость регулирования
процессов капремонта и реконструкции жилья диктует участие государства,
региональных и муниципальных властей в механизме рынка жилья. Участие этих
органов власти в процессе ремонта жилья делится на два типа — прямое и
косвенное (нефинансовое) финансовое участие. Финансовое участие заключается в
финансировании целевых жилищных программ, предоставлении субсидий на улучшение
условий жизни, предоставлении налоговых льгот, инвестировании в жилищную
инфраструктуру. Нефинансовое участие государства (муниципалитетов) проявляется
в применении широкого круга нормативных и технических инструментов для
воспроизводства жилья.
Реализация целенаправленного
подхода в жилищной сфере предполагает разработку и реализацию программ
реконструкции жилья. Выгоды от разработки программ должны быть направлены на
комплексное решение жилищной проблемы и снижение совокупных затрат по сравнению
с каждым проектом реновации.
Эффективность программы
определяется сопоставлением финансовых потоков при осуществлении программы
обновления с финансовыми потоками, которые произошли бы без программы. Для
оценки эффективности программы реновации жилья необходимо рассмотреть различные
варианты использования жилья. В свою очередь, полный чистый доход от программы
реновации происходит от чистого дохода трех крупнейших субъектов — государства
(муниципалитета), населения и коммерческих организаций и рассчитывается по всем
объектам, включенным в программу реновации.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ Г. МОСКВЕ 1.1 Нормативно-правовая база государственного
управления в жилищной сфере на примере Программы реновации Одним из направлений
совершенствования нормативно-правовой базы является разработка и утверждение
региональных нормативов градостроительного проектирования в соответствии с
Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 25
июня 2008 г. № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» и постановлением
Правительства Москвы от 23 декабря 2014 г. № 801-ПП «Об утверждении Положения о
содержании, порядке подготовки, утверждения и изменения нормативов
градостроительного проектирования города Москвы». Разработка и утверждение
региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется в
целях формирования стандартов комплексного проектирования территорий в части
развития жилищного фонда, социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры,
создания мест приложения труда, обеспечения безопасных условий жизнедеятельности
с учетом специфики реализации проектов реновации территории кварталов
существующей жилой застройки. Нормативы градостроительного проектирования
города Москвы устанавливают совокупность расчетных показателей минимально
допустимого уровня обеспеченности жителей объектами регионального значения [7].
По состоянию на 2017 год на
территории города Москвы разработаны и утверждены региональные нормативы
градостроительного проектирования города Москвы в области транспорта,
автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (постановление
Правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 945-ПП «Об утверждении
региональных нормативов градостроительного проектирования города Москвы в
области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального
значения»). Дальнейшее утверждение региональных нормативов градостроительного
проектирования в отношении объектов образования, здравоохранения, физической
культуры и спорта, иных объектов, указанных в постановлении Правительства
Москвы от 23 декабря 2014 г. № 801-ПП «Об утверждении Положения о
содержании, порядке подготовки, утверждения и изменения нормативов
градостроительного проектирования города Москвы», позволит сформировать
взаимосвязанную и согласованную систему норм градостроительного развития
территории с учетом современных стандартов качества проживания и формирования
комфортной городской среды с учетом специфики реализации проектов реновации
жилищного фонда [9].
Правовая основа:
1. Закон о реновации: Закон РФ
«О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных
правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской
Федерации — городе федерального значения Москве.
2. Закон г. Москвы от 31 мая
2006 г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и
освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».
3. Закон г. Москвы от 17 мая
2017 года № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав
физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в
городе Москве».
4. Постановление Правительства
Москвы от 1 августа 2017 года № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в
городе Москве».
5. Постановление Правительства
Москвы от 2 мая 2017 года № 245-ПП «Об учете мнения населения по проекту
реновации жилищного фонда в городе Москве».
6. Постановление Правительства
Москвы от 11 мая 2017 года № 260-ПП «О внесении изменений в постановление
Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. № 245-ПП».
7. Постановление Правительства
Москвы от 26 сентября 2017 года № 708-ПП «Об утверждении Адресного перечня
кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или
подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и
строительства в течение 2017-2021 годов "стартовых" многоквартирных
домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях
реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве».
8. Постановление Правительства
Москвы от 8 августа 2017 года № 515-ПП «Об утверждении Базовых требований к
благоустройству территории жилой застройки при реализации Программы реновации
жилищного фонда в городе Москве».
9. Постановление Правительства
Москвы от 8 августа 2017 года № 516-ПП «Об утверждении Требований к улучшенной
отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в
многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в
городе Москве».