Курсовая с практикой на тему Состояние слухоречевой памяти младших школьников с речевыми нарушениями как предиктор успешности логопедической работы над качеством пересказа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ……………………
1.1. Слухоречевая память и ее формирование в онтогенезе…
1.2. Характеристика состояния слухоречевой памяти у младших школьников с нарушениями речи………………………………
1.3. Логопедическая работа по повышению качества пересказа у младших школьников с нарушениями речи…………………
Выводы по первой главе…………………………………………
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАД КАЧЕСТВОМ ПЕРЕСКАЗА……………
2.1. Организация, методы и методики исследования слухоречевой памяти у младших школьников с речевыми нарушениями…………………
2.2. Анализ результатов исследования состояния слухоречевой памяти у младших школьников с речевыми нарушениями и его взаимосвязь с качеством пересказа..………………………………………
2.3. Рекомендации логопеду по развитию слухоречевой памяти младших школьников с нарушениями речи для повышения успешности логопедической работы над качеством пересказа…………………………
Выводы по второй главе…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….…
Введение:
На современном этапе целью образования в начальных классах является обеспечение целостного развития ребенка, его физических, интеллектуальных и творческих способностей путем воспитания, обучения, социализации и формирования необходимых жизненных навыков. Успешная социализация ребенка младшего школьного возраста в микро-социальной группе и в обществе не может происходить без достаточного развития психических процессов.
В течение младшего школьного возраста в психике ребенка происходят грандиозные прогрессивные изменения. С каждым возрастным периодом ребенок нуждается усвоения большой количества информации. В период младшего школьного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка. Среди них образная память, в частности слуховая, занимает центральное место в подготовке детей к обучению в школе. Развитие образных форм познания в этом периоде происходит быстрыми темпами.
Психолого-педагогический аспект исследования памяти находим в работах многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генезис, взаимодействие с другими психическими функциями (Аткинсон Р., 1980; Выготский Л.С., 1956; Жан П., 1998; Истомина С. М., 1987; Корсакова Н. К., 1979; Крутецкий В. А., 1994; Леонтьев А. Н., Лурия А.Р. и др.). Исследованием памяти детей с общим недоразвитием речью, занимались такие учении, как Г. С. Гуменная, А. Н. Усанова, Е. Л. Фигередо., Л. И. Белякова, И. Т. Власенко, Ю. Ф. Гаркуша и др. [1]. Выяснилось, что в данной категории детей особенно страдает развитие слуховой памяти, что позволяет говорить о актуальности данной проблемы.
Цель: изучить взаимосвязь между состоянием слухоречевой памяти и качеством пересказа и предложить рекомендации по развитию слухоречевой памяти у младших школьников с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. Изучить проблему развития слухоречевой памяти у младших школьников с речевыми нарушениями и ее влияния на успешность логопедической работы над качеством пересказа.
2. Сопоставить состояние слухоречевой памяти младших школьников с речевыми нарушениями и качеством их пересказа.
3. Предложить рекомендации логопеду по развитию слухоречевой памяти младших школьников с речевыми нарушениями для повышения успешности логопедической работы над качеством пересказа.
Объект: слухоречевая память младших школьников с речевыми нарушениями.
Предмет: слухоречевая память как предиктор успешности логопедической работы над качеством пересказа младших школьников с речевыми нарушениями.
Методы исследования:
1. метод теоретического анализа проблемы развития слухоречевой памяти у младших школьников с нарушениями речи и ее влияния на успешность логопедической работы над качеством пересказа.
2. экспериментально-психологический метод (патопсихологические методики)
3. логопедическое обследование качества пересказа младших школьников с нарушениями речи.
4. метод качественно-количественной обработки данных.
База и организация исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Перевозовская средняя общеобразовательная школа» Бодайбинского района Иркутской области. В исследовании приняли участие 20 обучающихся с нарушениями речи из 3-4 классов.
Заключение:
Проведенный анализ литературных источников дает возможность констатировать, что у детей с общим недоразвитием речи заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с детьми с нормальным развитием речи. Дети часто забывают сложные инструкции (трех- и четыре степени), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.
Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции. Большинство ученых, занимавшихся исследованием памяти, выделяют взаимосвязь речевых нарушений с состоянием других высших психических функций человека, в их числе с восприятием и памятью.
Для детей с ОНР характерны нарушения последовательности и связности текста. К основным проявлениям нарушения последовательности относятся пропуски, перестановки, смешивания различных рядов последовательности. У учеников страдает логико-смысловая организация высказывания. Основными содержательными линиями коррекционной работы над текстом определены: формирование знаний о различии между текстом и группой не связанных между собой предложений; о построении текста: заголовок, абзацы, предложения-зачин, основная часть, заключительное предложение; формирование умения составлять план и передавать содержание, опираясь на него.
Поэтому, очень важно на ранних этапах развития ребенка выявить нарушения и начинать коррекционную работу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Слухоречевая память и ее формирование в онтогенезе
Первую информацию ребенок получает через слух, поэтому хорошо развитое слуховое восприятия и слуховая память дают детям правильное представление о предметах и явлениях. Главной проблемой детей с общим недоразвитием речи является то, что они будто слушают, однако не слышат взрослого — его инструкций, указаний, объяснений и т.д., и, соответственно, запоминают их, дети не могут сосредоточиться, например, на звуковом материале во время выполнения заданий.
Анализируя историю определения термина «память», отметили, что А. Р. Лурия характеризовал память как запись, хранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дает человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прошлого опыта, после того, как явления, их вызвали, исчезли [4]. Л. С. Выготский определял память как «Один из важнейших разделов детской психологии» и выделял две линии ее развития — биологическую и культурную. Он считал, что именно в процессе активной мыслительной деятельности ребенка, опираясь на вспомогательные средства, возникает и развивается высшая форма памяти человека [3].
Современные исследователи (М. В. Гамезо, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, А. Г. Маклаков, С. Д. Максименко, И. В. Мартыненко, Т. В. Сак, В. В. Тищенко, М. К. Шеремет и др.) определяют память как познавательный психический процесс восприятия, запоминания, сохранения, воспроизведения и забывание индивидом своего опыта [5; 6].
Существует несколько основных подходов к классификации типов. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти классифицируют, используя три главных критерия:
1) по характеру психической активности, преобладает в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словеснологичну (П. П. Блонский);
2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную (Ф. И. Зинченко, Г. В. Репкина) [2].
В зависимости от того, какими анализаторами человек воспринимает объекты во время их запоминания, образная память бывает зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной и т.д. (П. П. Блонский) [2].
Слуховая память — это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Е. М. Мастюкова, изучая группы детей с речевыми нарушениями, отмечает, что у них снижена вербальная память, при этом указывает на имеющуюся зависимость между проявлением нарушений памяти и степенью и характером органического синдрома. Однако, по мнению А. В. Трошина и Е. В. Жулин, при сниженных показателях слухоречевой памяти у детей с ОНР остаются относительно сохраненными возможности смыслового, логического запоминания.
У детей младшего школьного возраста с нарушением речи имеет место пониженный объем всех видов памяти, они медленнее ориентируются в условиях задачи.
На протяжении обучения в начальной школе эти показатели улучшаются, однако слухоречевая память может не достигать нормы. Установлено, что уровень слуховой памяти непосредственно связан с речевым развитием: чем хуже речь, тем хуже слуховая память.
Такой фактор приводит к уменьшению функции слуховой памяти [8].
Исследования И. Т. Власенко показали некоторое общее снижение объема слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи [3] и указывают на взаимосвязь уровня слуховой памяти и уровня речевого развития.
Исследование памяти разной модальности у младших школьников семи лет со стертой дизартрией и у их сверстников без нарушений речи показало, что в обоих группах детей наилучшим образом развита двигательная память, а хуже всего — слуховая. Дети с моторной алалией после первого предъявления на слух точно воспроизводят лишь незначительное количество слов, при этом они могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова (Парамнезия). У детей с дизартрией парамнезии не наблюдаются.