Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Состояние слухоречевой памяти и номинативного словаря у дошкольников с речевыми нарушениями.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития слухоречевой памяти и номинативного словаря у дошкольников с речевыми нарушениями 5
1.1. Особенности формирования словарного запаса у дошкольников с нарушением речи 5
1.2. Развитие слухоречевой памяти у дошкольников с речевыми нарушениями 9
Глава 2. Экспериментальное исследования особенностей слухоречевой памяти и номинативного словаря у дошкольников с речевыми нарушениями 14
2.1. Диагностика уровня развития слухоречевой памяти и номинативного словаря у дошкольников с речевыми нарушениями 14
2.2. Методические рекомендации по формированию слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях 27
Заключение 31
Список литературы 34

  

Введение:

 

Актуальность работы. Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. В дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память. С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям.
Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская отмечают, что «овладение речью связано с возможностями обработки информации, с объемом кратковременной памяти. Человеческая речь воспринимается или воспроизводится в сжатые временные сроки. Поэтому ребенок должен обладать стратегией быстрого программирования и быстрого декодирования, дешифровки речевого сообщения. Развитие номинативного словаря ребенка происходит с учетом его возможностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. В начале у ребенка имеется однословное, двусловное высказывание (субъект-предикат, субъект-объект). Затем он объединяет эти элементы в трехсловное высказывание субъект-придикат-объект. Чем объемнее информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи».
Изучая речевые нарушения, многими учеными была отмечена взаимосвязь между недоразвитием речи и уровнем развития высших психических функций, в частности восприятия и памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.).
Мы предполагаем, что состояние слухоречевой памяти можно рассматривать как высший компонент развития номинативного словаря при нарушениях речевого развития у детей. В связи с этим было предпринято наше исследование.
Объект: слухоречевая память и объем номинативного словаря, как основа успешности в овладении речью.
Предмет: слухоречевая память, как высший компонент развития номинативный словаря дошкольников с речевыми нарушениями.
Цель исследования: изучить состояние слухоречевой памяти и номинативного словаря у дошкольников с нарушениями речи, охарактеризовать их взаимосвязь и предложить возможные способы улучшения слухоречевой памяти.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам развития слухоречевой памяти и ее роли в успешности овладением речью
2. Изучить состояние слухоречевой памяти у дошкольников с речевыми нарушениями, сопоставить с объемом номинативного словаря
3. Предложить возможные способы улучшения слухоречевой памяти.
Методы исследования:
1. Метод теоретический анализ
2. Экспериментально-
3. Методы количественной и качественной обработки результата исследования.
База и организация исследования муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 80, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 97. Обследуемых детей:25. Подготовительная логопедическая группа.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Память занимает особое место в психическом развитии дошкольника и играет важнейшую роль в его жизни. Различия между типами памяти относительны, так как они связаны друг с другом и взаимодействуют между собой. Одним из подвидов образной памяти является слуховая память, в том числе слухоречевая. Нарушение какого-то вида памяти может оказать влияние на другие ее виды и высшие психические функции.
Развитие памяти в онтогенезе проходит поэтапно, при этом каждый последующий этап связан с предыдущим. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта, в связи, с чем особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия речевого развития.
Дети с общим недоразвитием речи представляют собой разнородную группу в плане состояния слуховой (слухоречевой) памяти. Еѐ недоразвитие может варьироваться от грубого недоразвития до относительной нормы. Отмечаются следующие особенности слухоречевой памяти: недостаточный объем запоминаемого материала; трудности в припоминании слов; быстрое забывание воспринятого материала; возможно повторение одного слова несколько раз или называние новых слов, соскальзывание на побочные ассоциации, замены слов по фонематическому сходству и смыслу, замены слов другими, из одного семантического поля с исходными; допущенные ошибки при воспроизведении слов обычно не замечают и не исправляют.
Существует взаимозависимость между состоянием слуховой (слухоречевой) памяти и уровнем развития речи: при более низком уровне речевого развития отмечается и большее недоразвитие памяти. У детей с ОНР выделяют следующие особенности слухоречевой памяти: недостаточный объем запоминаемого материала; трудности в припоминании слов; быстрое забывание воспринятого материала; возможно повторение одного слова несколько раз, соскальзывание на побочные ассоциации, замены слов по фонематическому сходству и смыслу, замены слов другими, из одного семантического поля с исходными.
В научно-методической литературе отмечается важность и необходимость включения в систему логопедического воздействия работы по формированию и развитию слухоречевой памяти детей с ОНР. При этом в качестве основного средства может выступать дидактическая игра. Но на современном этапе недостаточно проработаны методические аспекты использования дидактических игр по формированию и развитию слухоречевой памяти на логопедических занятиях.
Нами было проведено экспериментальное исследование, цель которого выявить особенности формирования слухоречевой памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
По всем видам памяти преобладает средний уровень, что в целом соотносится с особенностями речевого развития обследованных детей, которые имели III уровень речевого развития. Несколько лучше показатели были получены при исследовании кратковременной памяти – у 8% детей установили высокий уровень. В тоже время были выявлены дети с низким и очень низким уровнями развития слухоречевой памяти. Было установлено, что память детей с ОНР (III ур.р.р.) обладает такими особенностями как: замедленность, непрочность и неточность воспроизведения, так же можно отметить, привнесение новых слов, которых не было при запоминании, замены по звучанию и смысловые замены. Все выявленные нами особенности говорят о необходимости проведения целенаправленной и дифференцированной работы по развитию слуховой (слухоречевой) памяти. Результаты экспериментального исследования подтверждают, имеющиеся в литературе данные о недостаточности развития слухоречевой памяти у детей с ОНР.
В связи с установленными данными на основе анализа научно-методической литературы была обоснована необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию слухоречевой памяти у старших дошкольников с ОНР. В качестве эффективного средства формирования слухоречевой памяти мы определили дидактические игры, которые учитель-логопед может использовать на занятии. Нами были подобраны дидактические игры на формирование и развитие слухоречевой памяти. Все игры были систематизированны и распределены с учетом тематики групповых логопедических занятий, а также были сделаны методические указания к их использованию на занятиях. На наш взгляд, данный практический материал позволит оптимизировать логопедическую работу по формированию слухоречевой памяти и будет способствовать более успешному преодолению ОНР у старших дошкольников.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития слухоречевой памяти и номинативного словаря у дошкольников с речевыми нарушениями

1.1. Особенности формирования словарного запаса у дошкольников с нарушением речи
Нарушения речи – это стойкие специфические отклонения формировании всех компонентов речевой системы (лексического компонента, грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодики), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте [1]. Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи [40].
Поскольку нарушения речи представляют собой системное недоразвитие речевой функции, степень нарушений определяется исходя их уровневой характеристики речи детей с ОНР, детально описанной Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом принято понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся как к смысловой стороне речи, так и к звуковой [26, 41].
Вопросами развития словарного запаса детей с различными речевыми патологиями в логопедической практике занимались различные исследователи: Ж. В. Антипова, Л. Н. Ефименкова, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева и т.п. Авторы отмечают у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, количественные и качественные особенности словаря, бедность, различных отклонения в формировании обобщения, абстракции, нарушение процесса тематического отбора и семантического выбора слов при порождении речевого высказывания и недостаточные возможности в словообразовании.
Анализ результатов исследования, проведенных Ж. В. Антиповой, говорит об ограниченности пассивного словаря в сравнении с дошкольниками, не имеющими дефектов в речевом развитии. Дети подготовительной группы детского сада с ОНР третьего уровня в большинстве своем имеют сложности «при актуализации конкретного лексического минимума, не знают многих слов» [1]. Анализ активного словаря детей с речевой патологией выявил, что понятия о предмете, признаке и действии в сознании детей не выделены в самостоятельные понятия.
Словарный запас старших дошкольников с ОНР третьего уровня ограничен, например, это проявляется в отсутствии знаний многих слов различной тематики: птицы (аист, коршун), цветы (астра, гвоздика), ягоды (ежевика, клубника), профессии (электрик, столяр, плотник) и др. Наряду с этим наблюдается неточное употребление слов, замены слов, относящихся к одному семантическому полю, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, тигр – лев, оса – пчела, лимон – апельсин) [5].
Предикативный словарь дошкольников с речевыми дефектами имеет также отличия между детьми с нарушением речи и детьми с нормальным развитием. Дошкольников с общим недоразвитием речи затрудняются называть прилагательные (широкий, пушистый, квадратный), также испытывают затруднения в выделении существенных признаков, в дифференцировке качеств предметов (низкий – короткий, широкий – толстый, пушистый – мягкий) [14].
Глагольный словарь старших дошкольников с ОНР представлен лексикой, обозначающей действия, с которыми ребенок ежедневно сталкивается: спать, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить и др. (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова) [25].
Помимо смешения слов по родовидовым отношениям, у детей наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков: смешение слов на основе сходства по признаку функционального назначения (миска – тарелка, кружка – стакан); замена слов, которые обозначают сходные внешне предметы (фонтан – душ); смешение слов, обозначающих часть и целое (паровоз – поезд, кузов – машина); использование словосочетаний в процессе поиска слова: стул – сидеть, щетка – зубы чистить); замена слов, обозначающих действия или предметы, словами существительными: (открывать – дверь, играть – машинка) [35].
В.И. Логинова указывает на трудности при использовании прилагательных дошкольниками с речевой патологией: «длинный — короткий», «высокий — низкий», также производят замены данных слов обозначениями «большой» или «маленький». По мнению автора, дети с общим недоразвитием речи особые затруднения испытывают в усвоении пространственных наречий и предлогов. Данная особенность обусловлена нарушениями двигательной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, у них, в отличие от детей с нормативным развитием, наблюдается отставание в формировании ориентировки на собственном теле, что в свою очередь способствует возникновению отклонений в понимании пространственных предлогов и наречий, которые обозначают пространственные отношения (под, над, около) [31].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы