Экстремальная психология Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Состояние одиночества как условие совладения с экстремальной ситуацией у студентов экстремального профиля

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
1. Теоретические аспекты исследования 7
1.1. Одиночество как психологический феномен 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика студентов 17
1.3. Анализ состояния одиночества в студенческой среде 23
2. Эмпирическое исследование состояния одиночества как условие совладения с экстремальной ситуацией у студентов экстремального профиля 26
2.1. Программа, организация и методы исследования 26
2.2. Результаты исследования и их анализ 27
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложение…………………………………………………………………………43

  

Введение:

 

Одиночество – это современная «болезнь» нашего общества, которую пока безуспешно пытаются одолеть психотерапевты. При этом глобальный характер она носит в развитых и урбанизированных странах. То есть с развитием человечества, эволюционируют также различные фобии и социологические проблемы. В далекие от нас времена, человек, который пытался выжить в одиночку, был заранее обречен на страдание и тяжелое существование, именно поэтому их причисляли к мученикам, святым или отшельникам. Только сообща община людей могла продуктивно развиваться, давать отпор врагу и вести успешную хозяйственную деятельность. Другими словами, еще сто лет назад у человека не было физической возможности оставаться одному, и при этом быть самодостаточным и успешным.
Актуальность данной темы обусловлена следующими причинами:
-Переживание одиночества часто является причиной обращения молодых людей за психологической помощью, в связи с чем возникает необходимость определить адекватные способы работы, а это возможно при соотнесении данного явления и возрастных особенностей;
-одиночество отмечается самими молодыми людьми как одна из серьезных проблем, которую каким-либо образом им необходимо разрешить (оно может выступать в качестве особой проблемной ситуации, либо как неотделимый ее аспект);
-кроме того, в многочисленных исследованиях людей молодого возраста одиночество обозначается как особенность этого периода, как феномен, связанный с происходящими изменениями, однако, лишь небольшая часть известных нам работ полагала « одиночество людей молодого возраста» в качестве специального предмета исследования; следовательно, можно говорить об определенном дефиците исследований на фоне актуальности проблематики.
Целью работы является охарактеризовать состояние одиночества как условие совладения с экстремальной ситуацией у студентов экстремального профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме одиночества.
2. Задать определение одиночества в рамках молодого возраста, в соотношении с содержательными характеристиками и закономерностями протекания данного периода развития.
Учитывая все вышесказанное, в качестве объекта нашего исследования будет выступать переживание одиночества.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи состояния одиночества и стратегий совладения с экстремальной ситуацией у студентов экстремального профиля.
Объект исследования: состояние одиночества.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: имеется взаимосвязь состояния одиночества и стратегий совладения с экстремальной ситуацией у студентов экстремального профиля.
Особенности переживания одиночества связаны с возрастом людей.
Проблема одиночества является важной для людей любого возраста, тем более для студенческой молодежи. К тому же, ученые заметили, что сегодня наблюдается рост количества молодых людей (особенно юношеского и юношеского возраста) с отрицательной установкой на окружающих. Это, в свою очередь, приводит к затрудненному общению, недоразумениям и, наконец, к развитию чувства изолированности и одиночества.
Методология и методики исследования.
Особое место изучению этой проблемы отводится в работах зарубежных философов и психологов: А. Адлера, Р. Вейса, Э. Гуссерля, Д. Янга, Т. Джонсона, Р. У. Эмерсона, М. Г. Эриксона, Ж. Кальвина, А. Камю, К. И. Кутрона, С. Кьеркегора, Д. Раадшелдерса, Ж. П. Сартра, Г. Д. Торо, Э. Фромма и других.
Испытуемым были предложены опросник «Как я понимаю одиночество», состоящий из 6 открытых вопросов, и анкета «Социальная изолированность» авторов Д. Рассел и М. Фергюссон. В тесте на выявление социальной изолированности (одиночества) предложено 19 утверждений и система ответов: часто, иногда, редко, никогда. Выбрать можно было только один ответ.
Краткая характеристика выборки.
С целью исследования особенностей одиночества у студентов было опрошено 14 студентов 1 и 5 курсов.
Результаты анализа исследуемой проблемы и выводы по ним.
Кроме этого, у студентов 1 курса были исследованы особенности темперамента, самооценки, поведения в конфликте, коммуникативные и организаторские способности с целью выявления зависимости чувства одиночества от этих характеристик.
Общие выводы.
К постановке проблемы мы подошли с точки зрения особенностей переживания одиночества в юношеском возрасте. Поэтому основной задачей исследовательской части было выявить, каким образом может быть «оформлено» такое переживание, как одиночество на данном возрастном этапе, то есть, как сам студент понимает, что такое одиночество, с какими иными явлениями человеческой жизни¬ он его связывает, играет ли одиночество какую-либо роль в его жизни и т.д. (при этом полагалось в качестве основания, что подобное понимание, скорее всего основано на собственном опыте переживания, то есть, как ребенок понимает одиночество, так и переживает его), а так же можно ли выделить что-то общее в подобном оформлении.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для многих одиночество – это своеобразная ширма, которая позволяет скрыть свои комплексы или другие недостатки, которые с течением лет будут все более прогрессировать. Не пытаясь приобщиться к социуму, противопоставляя себя ему, человек бессознательно (в редких случаях это происходит в полном понимании происходящего) боится быть самим собой и замыкается себе. Такой «защитный кокон» дает иллюзию правильности происходящего, дает силы на поддержание эффекта независимости и успешности.
Отделившись такой ширмой от всего мира, удобно и приятно пестовать в собственном сознании свою бесценность и уникальность, формировать высокую самооценку и веру в высшее предназначение.
При анализе литературы были выявлены следующие причины одиночества: неприятие себя как личности, отрицательное отношение к себе; деформация отношений студента в семье, своеобразное отношение студентов к прошлому, будущему и настоящему в жизни. заменяет живого общения общением в сети Интернет. Одиночество может привести к депрессиям, суицидам.
Одиночество переживается подростками, преимущественно как личная ущербность и заброшенность, отсутствие внимания со стороны других, как некое тягостное недобровольное, невыносимое состояние, от которого хочется бежать прочь, появляется страх встречи с самим собой таким, какой есть (неприятие себя). Одиночество переживается от безысходности, когда студент физически один, предоставлен себе и никого нет рядом, кто бы помог, понял и поддержал. И большая часть студентов еще к этому не готова. С развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, в общении и обособлении, с кризисом самооценки связанно острое

одиночество у студентов. И тестирование доказало эту гипотезу. Большая часть студентов испытывают чувство одиночества.
В то же время одиночество до определенной степени необходимо подростку для личностного роста, развития творческих сил, самостоятельности. Главное, чтобы рядом всегда был хотя бы один человек, к которому можно было бы обратиться в трудную минуту, кто бы понял, простил, помог.
А подросткам необходимо посмотреть вокруг и увидеть, что рядом с нами находятся любящие родители, друзья, педагоги, книги и много других интересных людей и вещей.
У людей молодого возрастаый возраст характерен «возникновением интроспекции, ведущей к самоуглублению, самоанализу; появлением особого интереса к своим переживаниям; неудовлетворенностью внешним миром, уходом в себя, что выражается в замкнутости молодого человека, его стремлении к одиночеству, склонности предаваться мечтам, противопоставлении себя окружающим, несущим с собою конфликты».

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Одиночество как психологический феномен

В советской и отечественной психолого-педагогической литературе проблема одиночества исследовалась Г. С. Абрамовой, М. А. Алемаскиным, А. Г. Кузнецовым, В. Н. Куницыной, Я. Л. Коломенским, В. И. Лебедевым, А. А. Реан, Л. С. Славиной и другими.
Понятие «одиночество» определяется исследователями как болезненное, острое переживание, которое выражает определенную форму самосознания и свидетельствует о расколе объективной и субъективно воображаемой системы отношений и связей личности. Оно характеризуется чувством оторванности личности от реального окружения других людей [6, с.98].
Одиночество принадлежит к «числу тех понятий и категорий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представлен даже обыденному сознанию, однако подобная отчетливость обманчива, поскольку скрывает сложное, противоречивое содержание, как бы ускользающее от рационального анализа». [12, с.8]. Пожалуй, данное высказывание дает ключ к пониманию, почему столь многообразны и порой противоречивы определения одиночества, раскрываемые в различных подходах.
Однако, своеобразной аксиомой большинства исследований является признание того факта, что переживание одиночества и физическая изолированность человека отнюдь не равнозначные понятия. При этом, в самом общем приближении, практически всеми авторами одиночество связывается с «переживанием человеком некой «оторванности» его от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармонии мироздания, наконец, от собственного Я. Но что каждый раз стоит за понятием «оторванность»?» [12, с.8].
Когнитивные модели задают причины и динамику «проживания» одиночества, полагая его как «нормальное» явление; при этом, как и в исследовании Вейса, в силу «сложности этого переживания для человека», предлагаются варианты работы с одиночеством, связанные с изучением и возможным изменением стандартов, на которые ориентируется человек, а также связанные с совершенствованием социальных взаимоотношений.
Общее в рассмотренных выше подходах — то, что явление одиночества находится в фокусе внимания исследования, является предметом изучения, что обусловлено, на наш взгляд, «запросом практики». Именно по этому в каждом подходе производится построение рабочей модели, подчеркивающей значение данного явления, выявляющей его взаимосвязь и взаимозависимость с другими явлениями и описывающей причины и механизмы, лежащие в его основе. «Практический запрос» задает определение одиночества как переживаемой человеком проблемной ситуации (или значимого аспекта проблемной ситуации), поэтому рабочая модель не только раскрывает многообразие и сложность этого явления, но и предлагает варианты работы с одиночеством как с проблемой.
На наш взгляд, данные подходы полагают явление одиночества в «контекст функционирования», например, у Садлера и Джонсона одиночество, понимаемое как «разрыв сети важнейших отношений», есть, по сути, нарушение функционирования этой сети. Вопрос о формировании «сети» и возможном месте одиночества в этом процессе не ставится. Рассмотренные нами модели P.C. Вейса и Л.Э. Пепло тоже носят констатирующе-объясняющий характер, не полагая одиночество в контекст развития человека.
Рассмотрим подходы, в рамках которых понятие одиночества, не являясь специальным предметом исследования, разворачивается в связи с рассмотрением закономерностей развития.
В своих работах Э. Фромм перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству, а именно, потребность в общении, в связях с людьми, потребность в самоутверждении, в привязанности, потребность обладать самосознанием, иметь систему ориентации и объект поклонения. Чувство одиночества выступает, с одной стороны, как результат фрустрирования этих потребностей; оно фрагментирует личность, раскалывает ее на дискретные части. Сама натура человека не может быть согласна с изоляцией и одиночеством. В целом, одиночество у Фромма определяется как «неспособность соотноситься с другими людьми, ценностями и идеалами вообще»[20, с.35].
Однако, одиночество выступает и как «атрибут индивидуализирующейся личности» [20]. То есть, в работе Фромма прослеживается возникновение одиночества из «факта субъективного самосознания, навыка мышления, с помощью которого человек осознает себя как индивидуальное целое, отличное от природы других людей» [20, с.36].
Таким образом, одиночество по Фромму является не только неизбежным явлением в процессе человеческой жизни, но и необходимым атрибутом развития, поскольку оно есть условие индивидуализации.
Одиночество не связывается Фроммом с каким-либо определенным возрастным этапом. Однако, в связи с целями данной работы, необходимо рассмотреть, какова возможная связь возрастных изменений и одиночества.
Определенные ответы на вопрос, является ли одиночество характерным для какого-либо возраста, даются в некоторых исследованиях.
Так, в работе К. Рубинстайн и Ф. Шейвера результаты проведенного исследования выявили, что «одиночество является проблемой молодежи: 80% респондентов показали, что испытывают чувство одиночества «часто» (в сравнении с теми же показаниями в возрасте 35-45 лет — 41%, и в возрасте 46-57 лет — 19%)» [17, с. 146]. Эти возрастные корреляции сопоставляются исследователями с теорией Э. Эриксона.
«Характерный для молодых кризис: «близость против изоляции», заключающийся в установлении интимных отношений, задает высокую обеспокоенность «свободой от привязанностей». Представления об «интимности» идеализированы, и возникает масса разочарований и несоответствий, дающих почву для появления чувства одиночества [12].
Вообще, в исследованиях психоаналитического направления (М. Клейн и Э. Эриксон являются представителями данного направления), можно обнаружить не только возрастную соотнесенность одиночества, но и причины его возникновения, связанные с закономерностями развития.
Рассмотрим подробнее один из подходов, принадлежащих психоаналитическому направлению, в котором, на наш взгляд, представлено наиболее характерное для этого направления понимание одиночества.
В «межличностной теории психотерапии» Г.С. Салливана предъявляется концепция психического развития, главной детерминантой которого полагаются «межличностные отношения», как реальные, так и воображаемые, посредством которых и в которых личность формируется и проявляется. Движущая сила — это «потребность в человеческой близости», тем или иным образом задающая развитие на каждом этапе. Салливан выделяет 6 этапов в развитии человеческой личности, и переход из этапа в этап связан с изменениями, реальными или воображаемыми, в структуре межличностных отношений [22, 4, 11, 12].
На каждом из этапов происходит формирование тех или иных компонентов человеческих взаимоотношений; нарушение же этого формирования грозит в дальнейшем возникновением различных отклонений в личности человека, в числе которых Салливан называл и одиночество. Таким образом, корни одиночества могут находиться глубоко в детстве.
Для людей молодого возрастаый же возраст Салливан характеризует как период, в котором одиночество, «до этого не являвшееся четко оформленным для самого человека, не имевшее возможности для проявления и развития в систему, впервые выступает в качестве интенсивного, ярко выделяющегося переживания» [22, с. 16]. То есть, начиная с « людей молодого возрастаого периода, одиночество проявляется в наиболее завершенной и острой форме», поскольку «именно в данный период развития «потребность в человеческой близости» принимает вид потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими интимными переживаниями, а старая система отношений с родителями дает трещину [22].
Можно выделить две важных особенности теории Г.С. Салливана, а именно:
• одиночество является результатом протекания процесса развития,
• одиночество наиболее ярко проявляется именно у людей молодого возраста, ведущей потребностью которого Салливан называет потребность в установлении интимно-личностных отношений с приятелем-сверстником, реализующуюся на фоне рушащихся отношений с родителями.
Учитывая особенности рассмотренных нами подходов, можно выделить два аспекта проблемы, связанной с изучением одиночества, а именно:
1) Рабочая модель, в которой предлагается то или иное определение одиночества, каждый раз требует обозначения контекста, в котором данное понятие разворачивается (например, «контекст функционирования», в котором одиночество констатируется как «имеющее место быть», и в котором описываются возможные причинно-следственные механизмы за счет построения взаимосвязи его с другими явлениями; и «контекст развития», в котором одиночество характеризуется как обусловленное закономерностями развития и имеет возрастную соотнесенность).
2) Рабочая модель должна иметь практическую соотнесенность, поскольку большинство исследований не только отмечают «остроту» и особую болезненность одиночества для человека, но и специально ориентированы на поиски способов работы с одиночеством как с проблемной ситуацией.
Модели одиночества, предложенные в подходах У.А. Садлера и Т.Б. Джонсона, P.C. Вейса, Л.Э. Пепло лежат в «контексте функционирования», не затрагивая, на наш взгляд, важные вопросы о генезисе одиночества в течение жизни человека.
Исследования, проведенные американскими учеными, доказали, что интенсивность мозговых процессов одиноких людей весьма отличается от работы мозга тех людей, которые не испытывают хронического одиночества. Чикагские ученые в ходе экспериментов показывали людям, страдающим от хронического одиночества, фотографии, где изображались счастливые люди. И во время этих опытов было зафиксировано, что некоторые их участки мозга не проявляли никакой активности (а именно они отвечают за удовольствие и счастье).
Ученые уверены, что это исследование может стать крупным прорывом в области изучения хронического одиночества. Интересный и не совсем стандартный взгляд на одиночество [3, с.87].
Также в ходе исследований оказалось, что одиночество влияет на наши температурные реакции, а в частности, на то, как мы реагируем на низкую температуру. В Университете Торонто проводили исследование, во время которого участников просили в подробностях вспомнить ситуацию, в которой они ощущали себя наиболее одиноко, и оказалось, что в таком состоянии участники эксперимента чувствовали температуру в комнате значительно ниже реального значения. То есть, это значит, что словосочетание «мерзнуть от одиночества» это не просто слова, а вполне конкретный физиологический процесс [12, с.87].
Интересный и не совсем стандартный взгляд на одиночество Каков вкус вашего любимого блюда? Вы помните, что готовила вам бабушка в день рождения в детстве? Ученые называют такие блюда «комфортной едой» и советуют думать о них, когда на душе плохо. Доказано, что это дает весьма положительный эффект. Участников исследования, которое проводилось в Университете Буффало, просили вначале подробно описать ссору с кем-либо из родных или близких им людей для того, чтобы зафиксировать стартовые показатели тревожности и грусти [8, с.112].
После этого студентам предложили описать или свое любимое блюдо, или какие-нибудь деликатесы, которые они никогда не пробовали, но хотели бы узнать, какие они на вкус. Когда в конце опыта участников попросили оценить чувство одиночества, оказалось, что писавшие о любимом привычном блюде явно были менее одинокими в своих ощущениях.
Интересный и не совсем стандартный взгляд на одиночество Недавно учеными были обнаружены новые находки, которые позволили достоверно поведать трагическую историю гибели последних на земле шерстистых мамонтов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы