Курсовая с практикой на тему Состояние фонематических процессов младших школьников с речевым недоразвитием
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития фонематических функций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 5
1.1. Развитие фонематической стороны речи у детей 5
1.2. Особенности развития фонематических процессов младших школьников с речевым недоразвитием 9
Глава 2. Исследование фонематических функций у младших школьников с общим недоразвитием речи и нормальным развитием речи 13
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. 13
2.2. Состояние навыков фонематического анализа и синтеза и значимых для их формирования функций у детей с общим недоразвитием речи и нормальным развитием речи (анализ экспериментальных данных) 18
2.3. Методические рекомендации по формированию фонематических процессов среди учащихся начальных классов 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 32
Введение:
Актуальность исследования. Исследование механизмов речи и ее онтогенетическое развитие было осуществлено такими учеными как А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, С.Н. Цейтлин, Е.И. Исенина, Н.И. Жинкин и др.
Изучением причин, форм нарушения речи и ее коррекции занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
Фонематические функции представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определял, как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слова при внутреннем их проговаривании».
Актуальность проблемы изучения особенностей состояния фонематических функций у младших школьников с общим недоразвитием речи обусловлена возрастающим количеством детей, имеющих недоразвитием речи, и необходимостью поиска путей повышения эффективности их подготовки к овладению чтением и письмом. На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И. Бельтюков, Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А. Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др. Фонематический анализ и синтез – основа овладения письмом, поэтому так важно вовремя помочь ребенку сформировать необходимые для его дальнейшего обучения в школе навыки.
Объект исследования: фонематические функции детей младшего школьного возраста с речевым недоразвитием.
Предмет исследования: недостатки фонематических функций детей младшего школьного возраста с общим недоразвитие речи.
Целью исследования является изучение в сравнительном плане особенностей фонематических функций у детей младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи и разработать методические рекомендации по их развитию.
Задачи.
1. Проанализировать и обобщить литературные данные, по формированию и развитию фонематических процессов у детей с речевым недоразвитием.
2. Изучить недостатки фонематических процессов у младших школьников с речевым недоразвитием
3. Разработать методические рекомендации по развитию фонематических процессов у младших школьников с речевым недоразвитием.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), констатирующий эксперимент, анализ (количественный и качественный) результатов исследования.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются исследования В.К. Орфинской, Р.Е. Левиной и других о значении фонематических процессов в усвоении звуковой стороны речи.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (20 источников).
Заключение:
Фонетическое представление о звуковом составе языка формируется у ребенка с раннего детства на основании приобретаемой способности слышать, различать и произносить соответствующие звуки, выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам, соединять звуки в слова. Так как фонематические анализ, синтез и представления формируются на основе фонематического восприятия, то оно является определяющей функцией. В системе коррекции общего недоразвития речи при выборе путей и средств его преодоления у детей необходимо ориентироваться на фонематическое восприятие и звуковой анализ слов.
С целью изучения особенностей сформированности у детей с ОНР (3-го уровня развития речи) фонематических функций был проведен констатирующий эксперимент. Дети демонстрировали затруднения при дифференциации свистящих-шипящих звуков, их различении по признаку твердости-мягкости, у них отмечались затруднения в дифференциации аффрикат, в меньшей степени — в дифференциации по признаку звонкости-глухости.
У младших школьников с ОНР неполноценно сформирован навык позиционного, количественного и порядкового звукового анализа слов, дети затруднялись определить место звука в слове, количество звуков в словах, составить слово из отдельно произнесенных звуков.
На основе количественного и качественного анализа экспериментальных данных у младших школьников с ОНР была выявлена неоднородность развития фонематических функций.
По результатам проведенного исследования был сделан вывод о том, что у детей младшего школьного возраста с ОНР по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием, наблюдается недостаточное развитие фонематических функций, и, в первую очередь, фонематического анализа и синтеза, сформированность которых является важным условием успешного обучения в школе.
Недостаточная сформированность фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Данные дети нуждаются в коррекционной работе по формированию операций фонематического анализа и синтеза, в котором необходим дифференцированный подход.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития фонематических функций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие фонематической стороны речи у детей
Речь считается сложной функциональной системой, в базе которой лежит внедрение знаковой системы языка в процессе общения [3]. Психофизиологической почвой речи считается ряд вместе работающих анализаторов, и в первую очередь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина под фонетической стороной речи понимают произношение звуков как итог согласованной работы всего речедвигательного аппарата. Под фонематической речевой стороной уясняют способность отличать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическая сторона речи гарантируется работой речеслухового анализатора.
Фонематическое восприятие (речевой слуховой гнозис) — это психическая функция, обеспечивающая модально-специфическую (фонетическую) переработку речевого потока, особые интеллектуальные воздействия по претворению в жизнь операций вычленения, узнавания и различения фонем.
Согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, при хорошо развитом фонематическом слухе позволяет выработать чёткую подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов — дикцию, которые обеспечивают правильное произношение каждого звука [20].
Третий год жизни ребенка: произношение ребенка еще не соответствует норме, но подвижность артикуляционного аппарата повышается. Ребёнок заменяет трудные по артикуляции звуки простыми и пытается приблизить своё произношение к общепринятому. Например, звуки [ч] и [щ] заменяются звуками [т’] и [с’] соответственно; звук [ц] — звуком [т’] или [с’]; звуки [л] и [р] — звуками [ль] или [й]. Артикуляция губно-зубных звуков: [ф’], [в’], [ф], [в] к трём годам чётко оформляется.
Четвёртый год жизни ребенка: в речи ребёнка появляются шипящие звуки и твердые согласные. Ребёнок правильно произносит слова со стечением нескольких согласных. У него совершается дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, а движения мышц делаются более координированными.
Пятый год жизни. Многие дети уже правильно произносят сонорные звуки: [л], [р], [р’] и шипящие звуки. Затруднения вызывают неустойчивые произношения шипящих и свистящих звуков, они часто взаимозаменяются. Особенно сложно их произнесение в сложных и малознакомых словах. Происходит замена. А в простых словах дети чётко произносят эти группы звуков. Подвижность артикуляционного аппарата увеличивается.
Шестой год жизни. Дети уже могут правильно произносить все звуки родного языка и, соответственно, слова с разной слоговой структурой.
Седьмой год жизни ребенка. С учетом норм литературного произношения речь ребенка с произносительной стороны речи предельно приближается к речи взрослых.
По мнению А.Н. Гвоздева [10] у ребенка рано формируется функция слухового анализатора, намного раньше, чем анализатора речедвигательного. С.В. Коваленко [14] говорит, что основой совершенствования произношения служит опережение артикуляционных возможностей ребёнка за счет быстрого фонематического развития
Р.Е. Левина выделяет следующие стадии развития, которые проходит фонематическое восприятие в процессе онтогенеза [16]:
Стадия первая, когда наблюдается совершенное отсутствие дифференциации звуков речи. У ребенка нет понимания речи при этом. Эту стадию называют дофонематической. На этой стадии именно интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова несут основную семантическую нагрузку, а не фонема. И хотя до шести месяцев именно интонация играет ведущую роль, то на шестом месяце ритм получает семантическую направленность.
На второй стадии развития при не дифференциации акустически близких фонем делается вероятным различение фонем акустически далеких. Ребенок не различает правильное и неправильное произношение. Поэтому его искаженное произношение, чаще всего, отвечает неправильному восприятию речи окружающих. Он слышит звуки другими, чем взрослый человек.
Характеризуя третью стадию, Р.Е. Левина замечает сосуществование 2-х типов языкового фона: формирующегося нового и прежнего, косноязычного. Именно на этой стадии дети начинают слышать звуки в соответствии с их различительными признаками по смыслу. Но, стоит заметить, что с предметом может соотноситься и искажённое, неверно произнесённое слово.
На четвертой стадии фонематическая дифференциация еще нестойкая, это проявляется, когда ребенок воспринимает незнакомые слова, хотя экспрессивная речь практически отвечает норме. У ребенка при восприятии речи преобладают новые образы.