Курсовая с практикой Гуманитарные науки Современный русский язык

Курсовая с практикой на тему Составное глагольное сказуемое с модальными вспомогательными глаголами типа любить, хотеть, желать и др. (на материале текстов любого автора)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сказуемое как один из главных членов двусоставного предложения 5
1.1 Понятие о главных членах предложения 5
1.2 Типологии сказуемого 8
1.3 Типы сказуемого 11
1.4 Составное глагольное сказуемое 15
ГЛАВА 2. Составное глагольное сказуемое с модальными глаголами в роли вспомогательных компонентов 17
2.1 Составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом хотеть 17
2.2 Составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом желать 19
2.3 Составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом любить 21
2.3 Составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом думать 22
2.4 Использование материала на уроке по русскому языку как иностранному (план-конспект урока) 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованных источников 30
Приложение 1 32
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 43

 

  

Введение:

 

Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что в истории русского синтаксиса вопросы, связанные со сказуемым как одним из главных членов предложения, являются приоритетными и требуют дополнительных исследований. Существует длительная традиция изучения сказуемого на различных основаниях: формальных, семантических, коммуникативных. Выработаны типологии сказуемых, рассмотрены группы слов, выступающих в роли вспомогательных или связочных компонентов в составных сказуемых. Тем не менее, нет единой точки зрения на круг глаголов, которые следует рассматривать как модальные и вспомогательные в составном глагольном сказуемом.
Предметом исследования, таким образом, будет выступать составное глагольное сказуемое с модальными вспомогательными глаголами.
Объект исследования – тексты рассказов Л. Андреева, так как художественная литература, на наш взгляд, предоставляет богатый материал для синтаксических изысканий.
Целью данной курсовой работы является уточнение функции некоторых глаголов с модальным значением в сочетании их с инфинитивом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать представление о сказуемом как одном из главных членов двусоставного предложения;
2) изучить существующие в современном синтаксисе типологии сказуемого;
3) описать с опорой на работы ведущих синтаксистов типы сказуемого;
4) проанализировать различные подходы и дать определение понятия составное глагольное сказуемое
5) рассмотреть категории слов, способных выступать в роли вспомогательного компонента в составном глагольном сказуемом;
6) проанализировать особенности употребления составных глагольных сказуемых с модальными глаголами в роли вспомогательных компонентов в рассказах Л. Андреева.
7) с опорой на собранный материал разработать план урока по русскому языку как иностранному.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По мере решения поставленных задач выяснилось следующее.
В современном синтаксисе остаётся открытым вопрос о том, подлежащее или сказуемое следует считать господствующим членом предложения. С одной стороны, существует точка зрения, согласно которой подлежащее – структурно независимый главный член, способный предопределять форму сказуемого. В то же время именно сказуемое несёт в себе признак предикативности и способно обозначать ситуацию в целом и определять роли и количество участников ситуации.
Классификация сказуемых в русском языке строится с опорой на морфологическое выражения лексического значения сказуемого, а также на его структуру. В результате наиболее регулярно выделяют простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое.
Составным глагольным сказуемым принято считать такое сказуемое, в котором значение выражено аналитически – при помощи вспомогательного глагола (служит для выражения грамматического значения) и инфинитива (заключает в себе вещественное, или лексическое, значение сказуемого).
В роли вспомогательных компонентов выступают глаголы с фазисным значением и слова с модальным значением (глаголы, краткие прилагательные и причастия, некоторые существительные). Исследователи-синтаксисты по-разному квалифицируют роль таких глаголов, как глагол эмоциональной сферы любить или глагол ментальной деятельности думать. В результате анализа особенностей использования этих глаголов в качестве вспомогательных компонентов в составных глагольных сказуемых, которые встречаются в рассказах Л. Андреева, мы пришли к выводу, что глаголы любить, думать в сочетании с инфинитивами (и во многом под воздействием примыкающего инфинитива) частично утрачивают своё лексическое значение и грамматикализуются.
Анализ текстов рассказов Л. Андреева позволил нам создать базу контекстов, в которых составные глагольные сказуемые имеют в своём составе модальные глаголы хотеть, желать, любить, думать. Опираясь на эту базу, мы составили план-конспект урока, который может быть использован при изучении русского языка как иностранного.

 

Фрагмент текста работы:

 

Предложение как синтаксическая единица может рассматриваться с содержательной, функциональной и структурной точек зрения. В данной работе мы будем опираться преимущественно на формально-грамматический подход к анализу предложения, в рамках которого во главу угла ставится грамматическая структура предложения. Основополагающим и группирующим центром в таком случае выступает предикативная основа предложения – подлежащее и сказуемое (в то время как содержательный подход оперирует логическими категориями и понятиями субъекта и предиката или же бессубъектного состояния, а типология предложений с точки зрения коммуникативной структуры опирается на разграничение в предложении компонентов со значением темы и ремы).
Ведущие синтаксисты, такие как П.А. Лекант, В.А Белошапкова, Н.С Валгина, сходятся во мнении, что главные члены – подлежащее и сказуемое – это предикативная основа (предикативное ядро, предикативный центр) двусоставного предложения. П.А. Лекант в своём учебнике «Современный русский литературный язык» уточняет, что именно главные члены способны выразить модальное значение реальности действия [9, с. 307].
Главные члены предложения, таким образом, оказываются противопоставлены второстепенным на основании признака предикативности: главные члены – подлежащее и сказуемое – образуют предикативное ядро, то есть указывают на наиболее общую соотнесённость предложения с реальной действительностью, и выражают основное грамматическое значение предложения, в то время как второстепенные такого значения не выражают.
Подлежащее – это главный член предложения, который называет предмет речи. Чаще всего грамматически он представляет собой существительное или местоимение в форме именительного падежа. Для подлежащего характерны также следующие признаки: категориальное значение деятеля или носителя признака, названного сказуемым; структурная независимость (о чём говорит форма именительного падежа); при прямом порядке слов предшествует сказуемому; с точки зрения актуального членения предложения является компонентом со значением темы.
Сказуемое – это главный член предложения, который называет модально-временные признаки, приписываемые подлежащему. Этот главный член предложения обычно представлен спрягаемой формой глагола, а также любой знаменательной частью речи (со связкой или без таковой). Специфическая черта сказуемого – способность обозначать предикативный, то есть модально-временной, признак предмета речи (подлежащего). Положение сказуемого при прямом порядке слов – после подлежащего. С позиций актуального членения предложения за сказуемым закреплена функция ремы. Принято считать, что сказуемое структурно подчиняется подлежащему.
У П.А. Леканта мы встречаем точку зрения, согласно которой подлежащее – абсолютно независимый главный член двусоставного предложения, в то время как сказуемое – подчинённый, соотносимый с подлежащим как грамматически, так и семантически. Точка зрения на подлежащее как на вершину предложения и вывод о грамматической подчинённости сказуемого мы находим ещё у А.А. Шахматова [14]. Тем не менее, формальная связь между подлежащим и сказуемым, на первый взгляд схожая с согласованием, встречается не повсеместно. Н.С. Валгина в учебнике «Современный русский язык: синтаксис» приводит следующие примеры: Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью; Мне кажется, что выскажись мы – и все пойдет по-старому, в которых очевидно отсутствие согласования сказуемого с подлежащим в числе. Далее синтаксист предлагает называть связь между подлежащим и сказуемым координацией. Основанная на соотносительности между подлежащим и сказуемым связь позволяет говорить о формально уподобленных и формально не уподобленных главных членах [11, с. 80]. Концепция Н.С. Валгиной сводится к тому, что подлежащее и сказуемое выделяются в предложении с опорой преимущественно на грамматическую структуру, но при этом образуют, семантико-грамматическое единство двусоставного предложения [11, с. 79].
Учёный-синтаксист В.А. Белошапкова предлагает разделять главные члены предложения на два класса с опорой на их функцию. Так, к первому классу будут относиться члены предложения, в которых собственно заложены предикативные категории, а ко второму классу – те, что не содержат в себе предикативных категорий, а лишь определяют форму всего предикативного центра в плане категорий числа и лица или рода. К первому классу в таком случае будет относиться именно сказуемое как основной носитель предикативности в предложении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы