Курсовая с практикой на тему Соотношение самооценки с уровнем притязания у представителей различных профессий.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СООТНОШЕНИЕ САМООЦЕНКИ С УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ И ПРИТЯЗАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Теоретические подходы к определению понятия «самооценка» и «уровень притязания» 5
1.2. Виды и типы самооценки личности и уровней притязаний 10
1.3. Факторы, влияющие на самооценку личности и уровни притязаний 14
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫБОРКИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методика организации исследования самооценки и уровня притязания представителей различных профессий 21
2.2. Диагностика самооценки и уровня притязания представителей различных профессий 24
2.3. Результаты исследования самооценки и уровня притязания представителей различных профессий 26
Выводы по главе 2. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Введение:
Самооценка является центральной конструкцией в современной социально-психологической науке. Ее роль в психологическом функционировании изучалась более века. Изучение видов, типов и функций самооценки породила большое количество исследовательской литературы.
Вопросами самооценки и уровня притязания занимались такие выдающиеся психологи прошлого и современности, как Г. Абрамова, Л. Вайнштейн, В. Дружинин, А. Захарова, И. Кон, А. Конт-Спонвиль, Дж. Петерсон, С. Рубинштейн, Р. Чалдини, Р. Эммонс, и др.
Однако, в истории психологии некоторые личностные конструкции получили большее теоретическое и эмпирическое внимание, чем самооценка и уровень притязания личности. Между тем интерес психологов к самооценке и уровню притязания за последние годы вырос в геометрической прогрессии, что указывает на актуальность исследования данного феномена. То есть определение самооценки, размерность и компоненты; его формирование и развитие, а также оценка; положительные и отрицательные эффекты как высокой, так и низкой самооценки, связь между низкой самооценкой и психопатологией, особенно депрессией, темная сторона высокой самооценки (например, нарциссизм); и управление терроризмом как важная теория самооценки в современной психологии находят все больше новых исследований.
Исходя из сказанного нами была выбрана тема исследования «Соотношение самооценки с уровнем притязания у представителей различных профессий».
Объект исследования: соотношение самооценки с уровнем притязания.
Предмет исследования: самооценка и уровень притязания у представителей различных профессий
Цель исследования: выделить основные темы в данной области и провести эмпирическое исследование соотношения самооценки с уровнем притязания у представителей различных профессий.
Задачи исследования:
— провести теоретический анализ научной литературы в области исследования самооценки и уровня притязания;
— на основе анализа литературы определить понятия «самооценка» и «уровень притязания», виды и типы самооценки личности и уровней притязаний;
— раскрыть факторы, влияющие на самооценку личности и уровни притязаний;
— обосновать методику организации исследования самооценки и уровня притязания представителей различных профессий;
— провести диагностику самооценки и уровня притязания представителей различных профессий по методикам выявления уровня самооценки Дембо-Рубинштейн [точка доступа: https://favoritca.com/psihologiya-cheloveka/samorazvitie/metodika-dembo-rubinstejn-samoocenka.html] и уровня притязания Ф. Хоппе [точка доступа: https://lektsii.org/8-3527.html];
— обобщить результаты исследования самооценки и уровня притязания представителей различных профессий.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка литературы. Объем работы составляет страниц.
Заключение:
Существующие теории происхождения самооценки относятся либо к межличностным, либо к внутрипсихическим источникам. Первые предполагают, что люди приобретают чувство собственного достоинства, когда они испытывают признание со стороны других, и включаются в группы, которые их высоко ценят. Другие предполагают, что самооценка является следствием отражения своих целей и намерений, что может быть обусловлено культурными ожиданиями, а также личными устремлениями человека. Независимо от того, какой набор факторов окажется наиболее важным предиктором самооценки, ее влияние также будет отражено в уровне притязания.
Следовательно, исследование взаимосвязей между самооценкой и уровне притязания или убеждениями, включенными в самооценку, может в некоторой степени позволить проверить прогностические ценности различных теорий развития самооценки. В исследованиях, представленных в работе, и на основе теорий, описывающих различные источники и функции самооценки, были выделены четыре области самооценки: достоинство, нравственность, общественное признание и активность действия.
Предполагалось, что каждая из этих областей должна различаться как самостоятельный аспект самооценки. Исследовательский и подтверждающий факторный анализ, проведенный по элементам вопросника, измеряющим самооценку в этих четырех областях, показал, что лучшим решением было четырехфакторное решение. Низкие и умеренно высокие корреляции между подшкалами, измеряющими четыре фактора Я-концепции, подтвердили их относительную независимость. В случае трех подуровней – оценки своих интеллектуальных способностей, активности и принятия другими – наблюдаются умеренно высокие корреляции с остальными подшкалами. Убеждения в отношении собственной нравственности наиболее слабо коррелировали с другими подшкалами.
Отношения между различными областями самооценки и уровня притязания также были последовательными. В обоих примерах самооценка была предсказана, прежде всего, уровнем притязания собственного достоинства, активности действия. Обе группы черт способствуют выполнению деятельных стандартов и личных целей. В обоих исследованиях самооценка, касающаяся принятия других людей, была также явным предиктором самооценки.
Что касается оценки собственной нравственности, то она либо не прогнозировала значимость самооценки, либо отрицательно влияла на самооценку. Основываясь на этих двух исследованиях, можно констатировать, что двумя значимыми факторами, влияющими на самооценку, являются: 1) личные убеждения о наличии черт, способствующих реализации деятельных стандартов, 2) мнения об оценке себя другими людьми.
Таким образом, результаты поддерживают как те модели, которые предполагают, что люди формулируют общее отношение к себе на основе их способности реализовывать стандарты собственного достоинства, так и те, которые постулируют эту общую самооценку, которая отражает симпатии, любовь и принятие другими людьми.
В то же время результаты показывают, что разумно проводить различие между личными чертами, связанными с интеллектуальными чертами характера и чертами энергично-деятельного характера. Первый тип черт обеспечивает свободу действий в знании того, как управлять задачей, а второй тип черт обеспечивает готовность действовать и справляться с трудными ситуациями.
Доказательство того, что нравственные качества, приписываемые себе, не влияют на самооценку в соответствии с двухфакторной моделью личности как субъекта и объекта, предполагая, что личностные качества являются интересами человека, в то время как нравственные качества включают интересы получателей действия.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ И ПРИТЯЗАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Теоретические подходы к определению понятия «самооценка» и «уровень притязания»
В течение многих лет чувство собственного достоинства, понимаемое как отношение к себе, считалось одним из наиболее важных явлений в психологии (И. Кон, Л. Митина, С. Рубинштейн, Р. Эммонс, В. Ядов и др.). Несмотря на множество исследований, все еще существуют противоречия относительно его природы, источников и функций. Существующие теории самооценки относятся либо к внутриличностным, либо к социальным источникам, которые обычно тестируются в экспериментальных или корреляционных исследованиях.
В психологическом словаре понятие «самооценка» определяют как «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения» . Самооценка является относительно устойчивым структурным образованием и представляется одним из компонентов Я-концепции, самосознания, а также как процесс самооценивания.
А. Конт-Спонвиль понятие «притязание» объясняется как стремление, желание иметь то, чего у человека нет, но он к стремится этим обладать, особенно, если кто-то другой это уже имеет. Истоком притязания А. Конт-Спонвиль определяет нужду, а кульминация развития притязания – зависть, если желаемое не получено. Притязание, по мнению А. Конт-Спонвиля, – это наглядная иллюстрация того, как завышенная самооценка и себялюбие способно породить ненависть к другим.
М. Розенберг, один из ведущих исследователей в этой области, заявил, что самооценка относится к индивидуальной общей положительной оценке личности . Ученый добавил, что высокая самооценка состоит в том, что человек уважает себя и считает себя достойным жить в обществе. Ученый утверждал, что самооценка относится к восприятию или субъективной оценке индивидом собственной самооценки, чувству собственного достоинства и уверенности в себе, а также к тому, насколько индивидуум считает себя позитивным или негативным.
Исследования по изучению отношений личности между самооценкой и притязанием были сосредоточены главным образом на формальных аспектах самооценки. Например, было установлено, что на самооценку влияют ясность, уверенность, богатство и сложность самооценки и степень его компартментализации . Для того, чтобы лучше понять процессы развития самооценки, нужно исследовать ее содержание. Независимо от того, находятся ли источники самооценки во внешних или внутренних факторах, это должно отражаться в содержании самооценки. Например, люди, которые часто сталкиваются с положительными отзывами других, могут прийти к выводу, что они нравятся и социально востребованы, что будет способствовать их высокой самооценке. Если они выполняют хуже других работу по различным интеллектуальным задачам, они могут приписывать это своему низкому уровню интеллекта и, таким образом, испытывать низкую самооценку. Поэтому исследование собственной самооценки может быть способом определения уровня самооценки.
Более 100 лет тому назад В. Джеймс постулировал прямую связь между самооценкой и уровнем притязания личности, который утверждал, что самооценка является результатом собственного ощущения своих достижений и стремлений . Чем выше уровень притязания по сравнению с устремлениями человека, тем выше самооценка. Поэтому люди, которые считают себя успешными в областях своих устремлений, должны иметь более высокую самооценку, чем люди с более низкой самооценкой. В. Джеймс не уточнил, какая область самооценки должна оказывать наибольшее влияние на уровень притязания – та, которая связана с восприятием собственной компетентности, нравственности или признания личности другими. Он скорее указал на то, что уровень притязания является важным фактором в развитии самооценки, особенно когда личность область самовосприятия считает важной.