Курсовая с практикой на тему Соотношение самооценки и самопринятия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы
соотношения самооценки и самопринятия. 1.1. Понятие
самооценки в современной психологической науке. 6
1.2. Общее и специфическое в различных
психологических теориях самопринятия. Сравнительное описание. 11
1.3. Анализ теоретических взглядов на соотношение
самооценки и самопринятия. 14
ГЛАВА 2. Программа экспериментального
исследования соотношения самооценки и самопринятия. 18
2.1. Этапы, методы и методики
исследования. 18
2.2. Характеристика выборки и анализ
результатов экспериментального исследования. 24
Выводы.. 29
Заключение. 31
Использованная литература: 33
Приложение№1. 36
Приложение№2. 37
Приложение №3. 38
Введение:
Актуальность исследования: Огромное значение
для эффективной самостоятельной жизни имеют общая самооценка личности и ее
аффективный компонент – самопринятие. Оба эти понятия определяют жизненные цели
человека, вектор его развития. Очень
важно различать самооценку и самопринятие.
Самооценка – это то, как личность оценивает свой образ-Я, сравнивая его
с другими, насколько я лучше других в той или иной деятельности. Высокая
самооценка будет у человека, который чувствует себя значимым. Самопринятие
по своей сути не является суждением, в отличии от самооценки. Это отношение к
себе, готовность принимать своих успехи и неудачи, наличие одних способностей и
отсутствие других, понимание того, что личность постоянно меняется,
развивается. Для самопринятия необходимо осознание того, что все люди
несовершенны. Самопринятие в отличии от самооценки меньше зависит от внешних
условий, и, следовательно, является более стабильным. Проблемам
самооценки и самопринятия посвящены работы многих отечественных и зарубежных
авторов (М.И. Лисина, И.В. Дубровина, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, Н.Н.
Толстых, А.Г. Рузская, A.M. Прихожан, B.C. Мухина и др.). Структура, назначение,
развитие самооценки описываются в научных трудах Л. И. Божович,
И.С. Кона, Р. Бернса А. И. Липкиной, Эрика Эриксона, Карла Роджерса и других
психологов. Но все же вопросы развития самосознания и его
компонентов, самооценки и самопринятия, остаются недостаточно изученными. Понимание того, что развитие самосознания
определяет самопринятие себя и служит показателем зрелости личности делает
подобные исследования очень актуальными [5].
Самопринятие определяет способность и степень самореализации личности (Э.
Эриксон). Леонтьев А.Н.
полагал, что наиболее явным проявлением самоотношения является самооценка –
общее отношение к себе, которое может быть, как положительным, так и
отрицательным. «Однако просто одним знаком самоотношение не опишешь. Во-первых,
следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны,
обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками – и
самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе не зависящее от
того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение» [15]. И самооценка, и самопринятие
– это сложные и многогранные понятия. Они включены в огромное количество связей
и отношений с другими психическими образованиями. Например, с чертами личности,
взаимодействие имеет диалектический характер: самоотношение обуславливается
ими, но в тоже время является основной детерминантой их постоянного развития
(А.В. Захарова).
Несмотря на огромное количество научных работ,
посвященных изучению самоотношения в целом, и самооценке, самопринятию в
частности, их конкретные связи с различными с элементами личности,
взаимовлияние пока исследованы недостаточно. Современное общество навязывает
стереотип: «Стань лучше других, будешь иметь высокую самооценку, будешь
счастлив». Так ли это? Как влияет самооценка на самопринятие, и влияет ли
вообще? Может ли самопринятие изменять самооценку? Влияет ли самопринятие на
стремление к самореализации? А самооценка? Как формировать позитивное
самопринятие, высокую самооценку? Наше исследование посвящено поиску ответов на
эти вопросы. Для этого считаем
необходимым провести широкий анализ теоретических исследований в данной области
отечественной и зарубежной психологической науки и провести сравнительное
описание.
Цель исследования: выявление
соотношения и взаимосвязи самооценки и самопринятия.
Задачи исследования:
1. Изучить специализированную литературу по психологии,
на тему формирования и развития самооценки и самопринятия.
2. Определить место и роль, взаимосвязь понятия
самооценка и самопринятие в структуре личности.
3. Провести практическое исследование соотношения
самооценки и самопринятия.
4. Обобщить и систематизировать результаты
теоретического и практического исследования.
4. Подвести итог результатов выполненной работы.
Объект исследования: личность как комплекс явлений.
Предмет
исследования: соотношение самооценки и самопринятия.
Гипотезы эмпирического исследования: Высокий
уровень самопринятия является основой для адекватной стабильной самооценки.
Методы исследования: мы использовали систему методов,
которая включает: анализ теоретической литературы по проблеме исследования и
систематизацию эмпирических результатов, полученных в ходе практической
деятельности. Для изучения самооценки мы применяли: исследование самооценки по
методике Дембо Т.В. – Рубинштейн С.Я. в модификации Прихожан А.М. Для
определения уровня самопринятия был использован тест-опросник Столин
В.В.-Пантелеева С.Р.
Структура
работы. Данная курсовая работа состоит
из введения, двух глав, первая из которых включает в себя по три параграфа, а
вторая – два, выводов, заключения и списка использованной литературы. Общий
объем курсовой работы составляет 35 страниц.
Список
использованной литературы содержит 32 источника.
Заключение:
Наша курсовая работа посвящена
теоретическому анализу проблемы соотношения самооценки и самопринятия. В
результате выполнения работы было установлено, что высокий уровень самопринятия является
основой для адекватной стабильной самооценки.
В первой главе мы рассмотрели сущность понятий «самооценка» и
«самопринятие», провели анализ теоретической литературы по проблеме соотношения
самопринятия и самооценки.
Категория
«самопринятие» в научной литературе используется для характеристики формы
отношений с собой. Им обладают развитые личности. Самопринятие предполагает
отношение к себе с симпатией и уважением. Человек не обладающий самопринятием,
как правило, враждебен по отношению к другим и обладает неадекватной
самооценкой.
Во второй главе описана программа
экспериментального исследования соотношения самооценки и самопринятия. В ходе
анализа методической литературы, мы выбрали методики исследования:
1. методика Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; 2.
методика «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси; 3. тест-опросник
Столин В.В.-Пантелеева С.Р., которые позволили нам изучить уровень самопринятия
и самооценки у подростков.
Проанализировав полученные
результаты, мы сделали вывод о том, что достаточный уровень самопринятия
(близкий к среднестатистической норме), как правило, позволяет сформировать
адекватную, стабильную самооценку. В то время как у обладателей заниженного самопринятия
может наблюдаться и заниженная и завышенная самооценка.
В настоящее время у людей
появляется множество личностных, профессиональных проблем, все востребованнее
становится качественная психологическая помощь, психологическими
условиями которой является гармонизация отношений человека с собой и
окружающими, безоценочное позитивное принятие, эмпатийное понимание и
конгруэнтность. Желательно каждому стать зрелой, аутентичной, самоактуализирующейся
личностью, обладающей выраженными гуманистическими качествами. Безусловно, это недостижимый идеал, но все же и ученым-теоретикам, и
практикам он дает основу для размышлений и практической деятельности.
В результате выполнения данной курсовой работы мы достигли поставленной
цели путем решения исходящих из нее задач.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы соотношения
самооценки и самопринятия. 1.1.
Понятие самооценки в современной психологической науке. В отечественной и зарубежной психологической литературе множество работ
посвящены проблемам самооценки. При этом термин самооценка различными авторами
трактуется по-разному: ее рассматривают как личностное образование, которое
регулирует поведение и деятельность человека и проявляется в них, а также и как
автономную характеристику личности, показывающую ее своеобразие, формирующуюся
в деятельности. В психологии является наиболее устоявшимся является термин «глобальная» или
«общая» самооценка [12]. Термин «самооценка» берет свое начало от латинского «aestimare», то есть
оценивание в отношении чьей-либо значимости. В русском языке слово «самооценка»
образовано от двух слов «сам» и «оценка», то есть личность сама себя оценивает.
При этом не говорится каким образом она это делает: сравнивает себя с каким-то
внутренним идеалом или же с другими людьми. Предметом научного интереса глобальная самооценка стала
благодаря работам У. Джеймс. Это первый
психолог, занявшийся разработкой проблематики «Я», но его взгляды актуальны и
сегодня. У. Джеймс пишет о
трехкомпонентной структуре «Я», выделяя когнитивный (или познающий),
эмоциональный (включающий самооценку) и поведенческий компоненты. С подобным
пониманием Я-концепции мы встречаемся и в работах Бернса, 1986; Болотова, 2007; Бороздиной, 1992;
Захарова, 1993; Чеснокова, 1977 и др. Джеймс выделяет самооценку двух родов:
самодовольство и недовольство собой. Самодовольство активизирует гордость,
высокомерие, а недовольство собой – униженность, неуверенность, стыд, отчаяние.
Джеймс считает эти чувства непосредственными, биологически данными. Он пишет «у
каждого из нас имеется еще некоторый постоянный средний тон самочувствия, совершенно
не зависящий от наших объективных оснований быть довольными или недовольными».
Он понимает под самооценкой переживание определенного набора эмоции по
отношению к себе, не зависящего ни от мнения окружающих, ни от каких-то других
внешних обстоятельств, а являющихся в конечном счете отношением способностей и
притязаний личности [9].