Курсовая с практикой на тему Сохранение окружающей природной среды как стратегический национальный интерес России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты сохранения окружающей природной среды в системе стратегических национальных интересов России 5
1.1 Экологическая безопасность: сущность, факторы, особенности 5
1.2 Основные направления сохранения окружающей природной среды в России 14
1.3 Нормативно-правовая база экологической безопасности в РФ 20
Глава 2. Анализ состояния окружающей среды в контексте обеспечения национальной экономической безопасности России 24
2.1. Динамика показателей экологической безопасности в РФ 26
2.2. Влияние состояния окружающей среды на уровень качества жизни 29
2.3. Угрозы национальной экономической безопасности России, вызванные ухудшением окружающей природной среды 33
Глава 3. Совершенствование государственной политики обеспечения сохранения окружающей природной среды в системе национальной экономической безопасности России 33
3.1. Проблемы в области охраны окружающей природной среды 40
3.2. Рекомендации по совершенствованию государственной политики обеспечения сохранения окружающей природной среды в системе национальной экономической безопасности России 44
Заключение 45
Список использованной литературы и источников 46
Введение:
чистую окружающую среду требует полномасштабного перехода к экологизации всех сфер экономики, в полном цикле добычи и переработки сырья, утилизации отходов и рекультивации разбалансированных антропогенных ландшафтов. В составе 12-ти приоритетных национальных целей по стратегическому развитию и национальным проектам, определенных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации первые пять позиций занимают экология и тесно связанные с ней вопросы демографии, здравоохранения, образования, городской среды.
Среди важнейших факторов их успешного разрешения указаны производительность труда и поддержка занятости, наука и технологии мирового уровня конкурентности, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство, международная кооперация и экспорт. Применение федерального природоохранного законодательства согласовывается с международными правовыми нормами, принятыми ООН, ОЭСР, ВТО, ЕС и др. институциями, регулирующими правила деятельности на международных рынках и влияя непосредственным образом на формирование правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятных условий для инвестиций, партнерства для восстановления биологического разнообразия и природных ресурсов.
Система национального законодательства в сфере экологии большинстве стран связана с международными эколого-правовыми нормами. Важнейшее значение принадлежит национальному законодательству в регулировании отношений по использованию природных ресурсов, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. При этом экологическая политика направлена на выработку все более эффективных средств по предотвращению разрушительных техногенных воздействий, проявления их последствий, и обеспечение действенной системы экологической безопасности трансграничных уровней. С 1 января 2020 года в силу вступили изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации» предусмотренные Федеральным законом от 15.04.2019 № 62-ФЗ, благодаря чему в новой редакции закона более подробно определены уровни бюджетов и конкретизированы направления зачисления платежей, взысканных в счет возмещения экологического ущерба.
Изученность проблематики освещена на основе обработки действующих международных регуляторных актов, соглашений и аналитики, а также исследований современных экологов, к числу которых относятся Р.А.Алиев, А.Т. Аманташева, А. Андрусевич, Т. Алге, С.А. Боголюбов, О.А. Бондаренко, В.В. Братков, М.М. Бринчук, Р.М. Валеев, В.А. Владимиров, Е.А. Высторобец, М.А. Гурьева, В.И. Данилов-Данильян, Н.М. Дронин, А.Н. Коленов, М.Н. и С.М. Копыловы, Е.В.Кочеткова, Г.И. Марчук, Н.В. Маслов, В.И. Медведев, Ф.Я. Мотузко, А. Муравых, Г.А. Некрасова, Р. Новиков, Э.Ф. Нурмухаметова, В.Д. Писарев, Г.В. Ренгелинг, Н.Г. Рогожина, И.А.Родионов, А.А.Третьякова, В.Н. Трофимов, К.Уатт, О.Черп, А.С.Шилов, Я.И. Мовчан, Е.А. Ященко и др. исследователи. Исследователи всесторонне освещают высокий уровень научного обеспечения, стандартизации и других форм технического регулирования по вопросам экологической безопасности.
В то же время, европейские авторы информируют о подготовке специализированного форума – 12-й Европейской конференции по экологическому восстановлению SERE2020 (с 31 августа по 4 сентября 2020, Университет Аликанте), где наука и политика выходят на партнерские уровни по определению задач социально-экологического восстановления в Европе после 2020 года (A NEW GREEN DEAL FOR EUROPE’S NATURE -Science and political action towards socio-ecological restoration), в частности, какие экологические программы и работы будут способствовать восстановлению поврежденных, деградированных и разрушенных социально-экологических систем в эти критические времена.
Используемые методы: теоретические, включающие сбор, систематизацию, системный анализ правовых и научно-исследовательских источников, индукцию; применялись операции анализа и синтеза, а также элементы системного и структурно-функционального подхода.
Целью данной работы является анализ основных аспектов сохранения окружающей природной среды в системе стратегических национальных интересов России
Для достижения обозначенной цели в данной работе, определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сохранения окружающей природной среды в системе стратегических национальных интересов России
2. Провести анализ состояния окружающей среды в контексте обеспечения национальной экономической безопасности России
3. Раскрыть вопросы совершенствования государственной политики обеспечения сохранения окружающей природной среды в системе национальной экономической безопасности России
Объект исследования: экологическая безопасность; предмет исследования – государственная политика обеспечения сохранения окружающей природной среды в системе национальной экономической безопасности России.
Практическая значимость данной проблемы имеет широкое региональное, национальное и международное значение, обусловленное ускоренным расширением международного торгового сотрудничества и нарастанием глобальной, в частности трансграничной, экологической проблематики; нарастанием конкуренции за доступ к энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам, и обусловленные современными инновационными приоритетами задачи экологизации производства, а таким образом и повышения инвестиционной привлекательности на всех уровнях выработки механизмов экологизации.
Заключение:
1. Своевременная оценка воздействия на окружающую среду позволяет установить вектор и динамику основных показателей, обозначенных в общем спектре движения планетной цивилизации к «зеленой» экономике, по комплексу взаимосвязанных направлений, охватывающих возобновляемые естественным образом источники энергии; национальные и региональные цели в отношении доли энергии из возобновляемых источников и сокращения выбросов парниковых газов, значительное повышение энергоэффективности на всех стадиях добычи природных ископаемых и последующего использования для производства, изменения в поведении и технологиях, ведущие к сокращению затрат энергии на производство продукции и услуг.
2. Достижение «больших результатов с меньшими затратами» во всех сферах экономики, в значительной мере инициируемое силами общественных экоинспекций, требует принципиального повышения удельного веса программ ресурсоэффективности, позволяющих снизить воздействие на окружающую среду во всем цикле производства, потребления и утилизации отходов (выбросов, сбросов), повысить конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и создать возможности для роста.
3. Приняты Соглашения об изменении климата (CCA), позволяющие энергоемким отраслям промышленности получить скидку по уплате климатического сбора (более 65%). Кроме того, в 2005 году Европейской системой торговли выбросами (EU ETS) была запущена система торговли разрешениями на выбросы. Принципы функционирования энергорынков, сложившиеся в последние столетия, претерпевают стремительные изменения в направлении обеспечения социальной справедливости и комплекса задач устойчивого развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты сохранения окружающей природной среды в системе стратегических национальных интересов России
1.1 Экологическая безопасность: сущность, факторы, особенности
В настоящий момент остро ощущается конфликт между человечеством и природой, развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что техногенное воздействие на окружающую среду приняло глобальный характер, все это привело к нарушению равновесия биосферы планеты и послужило причиной ее прогрессирующего разрушения.
Под термином «опасность» понимается ситуация, результатом которой является возникновение нежелательных событий, явлений и процессов (опасных факторов), воздействие которых на человека и окружающую среду может привести к отклонению здоровья человека от среднестатистического значения и/ или ухудшению состояния окружающей среды [8, c. 12].
Обеспечение национальной безопасности России в экологической сфере является одним из элементов государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению перехода к устойчивому развитию. Концепция национальной безопасности, закрепившая новую правовую категорию «национальная безопасность Российской Федерации в экологической сфере», утверждена указом Президента «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 1300. Ее предметом являются: техногенная безопасность окружающей среды (природных объектов); экологическая безопасность личности, общества и государства.
Понятие «экологическая безопасность» достаточно обширное и имеет не одно определение.
Экологическая безопасность, в первую очередь, – это защищенность жизненно важных экологических интересов человека, а именно: его прав на здоровую, чистую, благоприятную для жизни окружающую среду