Курсовая с практикой Гуманитарные науки Охрана культурного и природного значения в России и за рубежом

Курсовая с практикой на тему Сохранение и модернизация памятников садово-паркового искусства на территории Крыма . ( на примере Алупкинского Воронцовского парка )

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Необходимость сохранения и модернизация памятников садово-паркового искусства 5
1.1. Памятники садово-паркового искусства: понятие и классификация 5
1.2. Некоторые проблемы реставрации памятников садово-паркового искусства 10
Глава 2. Актуальность сохранения и модернизации памятников садово-паркового искусства на территории Крыма (на примере Алупкинского Воронцовского парка) 15
2.1. Описание памятников садово-паркового искусства на территории Крыма 15
2.2. Памятники садово-паркового искусства Алупкинского Воронцовского парка 17
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 30

 

  

Введение:

 

Сохранение и модернизация садово-парковых и ландшафтных объектов включает целый комплекс мероприятий, охватывающих не только рельеф, растительность и планировку, но также гидротехнические и инженерные сооружения, малые архитектурные формы.
Методы реставрации могут быть различными, и чтобы найти оптимальный путь, необходимы тщательные исследования.
Для объектов культурного наследия необходимо проведение историко-культурных исследований, историко-ландшафтного анализа, породно-возрастного анализа, зондажа планировки, составления историко-культурного опорного плана, определения предмета охраны, а также анализ современного использования.
На основе проведенных исследований необходимо выработать ландшафтно-реставрационную концепцию.
После принятия концепции разрабатывается и согласовывается проект реставрации и приспособления парка, комплексно решающий все проблемы.
Следующий этап работ по реставрации произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства – авторский надзор.
Иногда в процессе реставрационных работ случаются неожиданные открытия, поэтому в комплекс мероприятий необходимо включить археологический надзор. После завершения реставрации произведений садово-паркового и ландшафтного искусства начинается длительный реставрационный процесс, заключающийся в уходе, формировании и правильной эксплуатации парка.
В отличие от других объектов культурного наследия, парки состоят из живых растительных элементов, которые растут, страдают от дождей, засухи, мороза, вредителей или варварства, а порой и неграмотного ухода, неизбежно болеют, стареют и умирают.
Чтобы отодвинуть во времени процесс разрушения парка как живой экосистемы и уникального произведения ландшафтного искусства, важен постоянный профессиональный уход.
Работа по восстановлению парковых комплексов – самостоятельный и сложный раздел реставрации, требующий больших специальных знаний. Парки – особый вид архитектурных памятников, в которых основным материалом в руках человека служат элементы природы: деревья, кусты, трава. Включение их в художественный строй произведения обусловливает особенность идейного содержания парков, в которых с большой полнотой отражается отношение человека к природе, во все времена составлявшее одну из главных тем философии и искусства. Многие парки создавались при участии художников и поэтов, с ними связано их творчество. Благодаря этому парки очень часто имеют очень существенное мемориальное значение.
Объект исследования: памятники садово-паркового искусства на территории Крыма.
Предмет исследования: сохранение и модернизация памятников садово-паркового искусства на территории Крыма (на примере Алупкинского Воронцовского парка).
Цель работы – изучить вопросы сохранения и модернизации памятников садово-паркового искусства на территории Крыма (на примере Алупкинского Воронцовского парка).
1. Изучить понятие и классификацию памятников садово-паркового искусства.
2. Изучить некоторые проблемы реставрации памятников садово-паркового искусства.
3. Описать памятники садово-паркового искусства на территории Крыма.
4. Рассмотреть памятники садово-паркового искусства Алупкинского (Воронцовского) парка.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как мы выяснили в ходе исследования, основной чертой садово-парковых ансамблей Южнобережья можно считать их индивидуальность, которая, тем не менее, удивительным образом подчеркивает целостность Южного берега Крыма как культурного ландшафта.
Можно проследить определенную закономерность в расположении имений, включающих в себя дворец и парковую зону вокруг него. При строительстве дворца специально выбирался участок земли, который имел естественные закрытые от холодных ветров места, отличался разнообразным ландшафтом, обрамлялся тихой морской бухтой. Имения Раевских (Тессели), Кузнецовых (Форос), Перовских (Меллас), Воронцовых (Алупка), Ришелье (Гурзуф) проектировались так, чтобы как можно лучше слиться с окружающим естественным ландшафтом, при этом не нарушая общих канонов планировки и характера застройки того времени (середина-конец XIX в.), когда доминантой должен был выступать дворец или главное здание владельца усадебной территории.
Перед главным архитектором (как правило, это был один человек), стояла сложная задача: чтобы создать дворец и парк со своеобразной, легко узнаваемой достопримечательностью места, приходилось активно применять внутренние приемы паркостроительства — контраст, нюанс, тождество. Эти приемы являются важными средствами связи элементов и построения художественного единства отдельной парковой композиции и всего культурного ландшафта в целом. Они могут одновременно иметь место в нескольких свойствах архитектурно-пространственной формы
Культурный ландшафт Крыма по степени преобразований и жизнеспособности ландшафта можно отнести к естественно сформировавшейся территории, которая включает в себя целенаправленно созданные человеком элементы жизнедеятельности: села, города, усадьбы, имения и, в том числе, сады и парки. Последние уникальны не только конкретностью своего физического и «смыслового» положения, располагающиеся на пограничье культуры и естественной природы, но и полифункциональностью, простирающейся от сакрального до утилитарного, от эстетического — до бытового [8].
Стоит отметить, что парки выполняют не только сугубо практическую, но в первую очередь эстетическую роль. Поэтому ландшафт Крыма включает в себя такие важные в современной культуре функции, как интегративная, коммуникативная и релаксационная. Без них «культурный диалог» между эпохами истории различных народов, населяющих общую территорию, был бы невозможен.
Примером эффективного многостороннего использования контраста в пространственной композиции могут служить отдельные зоны и территории парков и дворцовых комплексов Воронцовского и Ливадийского ансамблей, где каждая из них резко отличается своей планировочной структурой.
Таким образом, садово-парковое искусство Алупкинского парка представляет собой сложные архитектурно-ландшафтные ансамбли, которые являлись и по-прежнему остаются важным элементом культурного ландшафта Крыма. Во время создания и дальнейшего их развития учитывались различные слагающие компоненты, которые были неразрывно связаны между собой и играли важную эстетическую и релаксационную роль.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ СОХРАНЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

1.1. ПАМЯТНИКИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Не найдется человека, который не обратил бы внимание на облагороженные скульптурами и объектами живой и неживой природы аллеи парков, скверов и бульваров. Их красота способна вызывать у человека определенные чувства и настроение. И если это происходит, особая благодарность ландшафтным дизайнерам, создающим шедевры садово-парковой архитектуры.
Украшением жилищ и местности, прилегающей к ним, занимались тысячелетия назад, о чем свидетельствуют артефакты, найденные при раскопках в тех или иных местах земного шара, или рисунки на папирусах и рельефы на камнях.
Опишем стили садово-паркового искусства [9]. Садово-парковая архитектура, как одна из областей архитектуры, формирует эстетически усовершенствованную среду для жизни и отдыха людей. Она формировалась веками и никогда не существовала сама по себе, являлась всегда частью культуры общества и отражением эпохи.
В настоящее время существует пять стилей, можно сказать, сотворения природы и человека: регулярный стиль, пейзажный стиль, мусульманские сады, пейзажные сады Китая, японские сады. Рассмотрим более подробно каждый из стилей [9].
Дворцово-парковый ансамбль К формам садово-парковой архитектуры относится так называемый регулярный стиль. Его еще называют дворцово-парковым ансамблем. В этом стиле была оформлена всемирно известная резиденция французского короля Людовика XIV — Версаль. Новый подход в формировании парковой архитектуры — заслуга мастера садово-паркового искусства Андре Ленотра (1613–1700 гг.). При формировании Версальского комплекса было учтено все, чтобы поразить изысканную публику величием композиции и красивыми, долго сохраняющими подстриженную форму растениями. Пораженные красотой резиденции французского короля, многие европейские монархи подражали этому стилю в устройстве своих загородных дворцов.
Стиль уместен в наше время в загородных резиденциях, где происходит прием гостей, которых нужно удивить изысканностью вкуса и достатком хозяев.
Английский пейзажный стиль Пейзажный стиль зародился в Англии в XVIII веке в эпоху Просвещения. Духовное стремление общества выражено в лозунге французского философа, писателя и мыслителя этой эпохи Жан-Жака Руссо — «Назад, к природе». Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства олицетворяли эту идею — «естественный человек на фоне естественной природы». Смысл пейзажного стиля был в копировании природы. В этом стиле создаются частные сады и большие общественные парки, к примеру, Булонский лес. Он был создан в середине XIX века известными архитекторами Альфеном и Хаус-манном.
Садово-парковая архитектура на Руси имела свои особенности в пейзажном стиле, выраженные в формировании монастырских садов. Знакомство европейских стран с культурой Китая в XVIII веке повлияло на идеи формирования садов и парков косвенно, прикоснувшись лишь ко внешней стороне китайской философии. В обустройстве парковых зон можно было наблюдать мостики, павильоны и беседки. Символизм и простота китайской философии стали понятны европейцам в XX веке. В наше время ландшафтные дизайнеры в пейзажном стиле выполняют планировку загородных домов и дач. Чтобы создать естественную природную зону, дизайнер должен обладать поистине тонким вкусом.
Архитектура мусульманских садов Архитектура и садово-парковое искусство мусульманских садов сводится к формированию на земле райского уголка. Мусульманский сад формировался устроителями в соблюдении законов ислама. Основой сада было пространство, состоящее из четырех квадратов, разграниченных дорожками. В центрах квадратов всегда располагались либо фонтаны, либо бассейны, выложенные мрамором и керамической плиткой. В Испании, которая долгое время находилась под арабским влиянием, также закладывались мусульманские сады, но со временем появились мавританские. Они были похожи на большие комнаты под открытым небом, обвитые плетями роз и лозами винограда. Главным украшением сада были водоемы, цветы и пряности.
Философия садов Китая Если обратиться к истории, то можно узнать, что уже во II веке до н. э. в Китае наряду со строительством дворцов и храмов возникали вокруг них первые сады. Планировка садов была свободная (не вмешательство в природу, а любование природой) и была в гармоничном сочетании со зданиями и постройками. Все, благодаря умелым создателям садово-парковой архитектуры пейзажного сада, было подчинено одной цели — нахождению пункта обзора, откуда открывался вид на красивый пейзаж.
Разные парки и сады Японии В Японии сформировалось направление в развитии садово-паркового искусства под воздействием идеи формирования садов в Китае. Но со временем основная суть японского сада была пересмотрена. Японский архитектор Макото Накамура, подчеркнул, что красота сада в его миниатюризации, символизме и подчинении правилам построения сада. Символизм, используемый в проектах японских садов, сможет понять подготовленный человек, знающий значения этих символов. Пейзажи сада должны сменять друг друга по определенным правилам, причем растения в саду должны быть подобраны так, чтобы подчеркнуть индивидуальность хозяина. К японским садам относятся созданные по определенным правилам каменистые сады. В них приходят для созерцания и медитаций просветления. Есть сады чайных церемоний, в которых, подчиняясь определенным правилам, выложены дорожки из каменных плит, возвышающиеся над землей. Идя по этим плитам с чашкой чая, «выпиваешь» красоту сада. Существует еще множество стилей садов и парков менее известных и не оказавших существенного влияния на распространенные в наши дни стили.
Специфика садово-паркового искусства — в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении в единое целое элементов природы и художественного творчества [11].
Многообразные композиционные приёмы садово-паркового искусства можно свести к 2 основным принципам: регулярному (геометрическому) и пейзажному (живописному, имитирующему естественный ландшафт). Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и т. д.
В средневековой Европе в садах выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники; изредка вкраплялись газоны с цветочными грядками. Подъём садово-паркового искусства в европейских странах начался в эпоху Возрождения. Были разработаны приёмы разбивки регулярного сада (итальянский архитектор Дж. Виньола, П. Л. Лигорио), в котором как бы развивались композиционные соотношения, заложенные в архитектуре главного здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами [11].
Первые сведения о русских садах относятся к XII в. (княжеские усадьбы в Киеве и Владимире). В XVII в. в Москве существовали так называемые верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верхних этажах зданий и отличавшиеся богатым декоративным убранством (сады Кремлёвского дворца), а также регулярные сады в загородных усадьбах, для которых была характерна связь с окружающей природой, сочетание декоративных качеств с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга).
Более динамичны по пространственным решениям парки середины XVIII в. (архитекторы В. В. Растрелли и др.): в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Петергофе (ныне Петродворец), в Кусково и Архангельском. С конца XVIII в. получили распространение принципы пейзажной планировки (садовод И. Буш, теоретик садоводства А. Т. Болотов, архитекторы В. И. Неелов, Ч. Камерон, П. Г. Гонзаго и др.), лучшие образцы которой — парк в Павловске, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе, парк в Кузьминках, а также украинские парки — Софиевка в Умани, Александрия в Белой Церкви, Тростянецкий парк в Черниговской области.
В XX в. появились новые виды садово-паркового искусства (спортивные парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог — «линейные», исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом).
В СССР и других социалистических странах основой садово-паркового искусства является общественное парковое строительство. Характерны парки культуры и отдыха [например, Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. Горького в Москве, 1935-41, архитектор А. В. Власов, парк в Катовице, ПНР, и др.], которые стали важной частью системы озеленения городов и других населённых пунктов. Они рассчитаны на разнообразные виды отдыха различных демографических групп населения [10].
В парках, создаваемых на базе лесных массивов (Голосеевский лес в Киеве, Вингис в Вильнюсе, Измайловский парк в Москве), раскрываются эстетические возможности лесной среды, в которую необходимые элементы благоустройства включаются так, чтобы не нарушить сложившуюся экологическую закономерность и вместе с тем придать ей максимальную художественную выразительность.
В городах, особенно расположенных в степной или полупустынной зоне, парки в сочетании с водными бассейнами заметно способствуют улучшению окружающей среды (парк имени 20-летия ВЛКСМ в Караганде, парки в Душанбе, Ташкенте, Навои и др.). Парки Закавказья иногда располагаются на крутых склонах, в узких горных долинах и каньонах, что придаёт им большую живописность (Нагорный парк имени С. М. Кирова в Баку, парк на горе Мтацминда в Тбилиси).
Некоторые парки создаются на рекультивируемых землях, на отработанных карьерах заводов (Московский парк Победы в Ленинграде), на карьерах, связанных с добычей полезных ископаемых (Александровский парк в Орджоникидзе, парк культуры и отдыха в Кохтла-Ярве в Эстонии). Для современных парков характерны свободные пейзажные и регулярные пространств, построения, основанные на художественной интерпретации естественных ландшафтов и включающие регулярно распланированные зоны.
Среди крупных советских паркостроителей — В. И. Долганов, Л. А. Ильин, В. Д. Кирхоглани, Е. И. Катонин, А. Я. Карр, М. П. Коржев, М. И. Прохорова, Л. И. Рубцов, Н. Н. Степанов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы