Курсовая с практикой на тему Содержание и особенности норм прокурорско-надзорного права.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Прокурорский надзор 5
1.1.Законодательное регулирование деятельности прокуратуры 5
1.2.Понятие и содержание прокурорского надзора 14
Глава 2.Характеристика содержания и особенностей норм прокурорско-надзорного права 20
2.1. Прокурорское надзорно-охранительное право 20
2.2.Правовая норма в контексте предмета прокурорского надзора 24
Заключение 34
Библиографический список 36
Введение:
Актуальность темы исследования. По своей природе и своему функциональному назначению прокурорский надзор един. Это обусловлено едиными для всей системы прокуратуры целями, единством системы прокуратуры, а также единством правовой базы организации и деятельности прокуратуры.
Однако в силу многообразия надзорной деятельности, ее широты, наличия сходных общественных правоотношений, характеризующихся единством предмета и объекта прокурорского надзора, специфическими задачами и полномочиями прокуроров, а также потребностей специализации прокурорских работников принято выделять самостоятельные отрасли или подфункции прокурорского надзора, направления (подотрасли) надзора и поднаправления надзора.
Государство, возложив на прокуратуру конкретные функции, предопределило её назначение. В этой связи, прокурору предоставлено право выбрать (принять решение на основе субъективных взгляда и оценки) полномочие, подлежащее реализации в конкретных обстоятельствах (совокупность полномочий в предпочтительной последовательности), но не бездействовать при наличии предусмотренных законом оснований и поводов для применения полномочий, поэтому прокурор лишён прав «в чистом виде».
Степень разработанности темы. Содержание прокурорского надзора составляет правозащитная и правоохранительная деятельность. По своей форме он представляет в большей степени не традиционное прокурорское наблюдение, а прокурорско–надзорный процесс, осуществляемый в различных формах и включающий в себя несколько видов прокурорских производств.
Понятие «прокурорский надзор» рассматривается в двух аспектах: как определенный вид деятельности (основная функция прокуратуры) и как совокупность правовых отношений, складывающихся в ходе реализации данной деятельности.
Современное состояние законодательства и права не позволяет вести речь о существовании отдельного пласта надзорных правоотношений. В этой связи на сегодняшний день более правильно прокурорский надзор определять как отдельный вид правоприменительной деятельности.
Объект исследования – общественные отношения в области прокурорского надзора.
Предмет исследования – содержание и особенности норм прокурорско-надзорного права.
Целью работы является изучение содержания и особенностей норм прокурорско-надзорного права.
Задачи работы:
— рассмотреть прокурорский надзор;
-изучить характеристику содержания и особенностей норм прокурорско-надзорного права.
Методическая основа исследования. Использованы общенаучные методы исследования, такие как: диалектический, исторический, системный, логический методы, анализ и синтез.
Также использованы специальные методы: формально-юридический, догматический, сравнительно-правовой методы
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важное место занимает прокурорский надзор, который является одной из важных составных частей, относительно самостоятельной и специфической отраслью деятельности прокуратуры.
Предмет надзора, полномочия прокуроров по его осуществлению, методы и формы реагирования прокурора на факты нарушения закона регламентированы Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соответствием законодательству всех иных правовых актов.
Прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
При этом для обеспечения законности в государственном управлении прокуратурой Российской Федерации осуществляются два вида надзора:
— надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Учитывая в совокупности функции, возложенные государством на прокуратуру Российской Федерации, поставленные перед ней цели, законодатель посредством полномочий предоставил прокурору возможность действовать в определенных обстоятельствах, при наличии установленных законом оснований, предусмотренными им средствами, учитывая при этом частные и публичные интересы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Прокурорский надзор
1.1.Законодательное регулирование деятельности прокуратуры
В своей деятельности прокуратура руководствуется Конституцией РФ , Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) , приказами Генпрокуратуры России.
В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Федеральным законом от 9 ноября 2020 г. № 367-ФЗ3 приняты изменения и дополнения в Закон о прокуратуре, необходимость которых обусловлена конституционной реформой 2020 г.
В правовой науке встречаются четыре подхода к определению конституционно-правового статуса прокуратуры.
Первый подход заключается в том, что прокуратура — орган, который осуществляет государственный надзор.
Прокурорский надзор является направлениям самостоятельным, осуществляемым только прокуратурой. Прокурорский надзор отличается от других видов деятельности тем, что осуществляет проверку соблюдения норм Конституции Российской Федерации и других законов, но также соответствие нормативно-правовых актов Конституции РФ; непосредственно обнаружив признаки преступления, принимает меры для их ликвидации.
Этот подход определяет прокуратуру органом по государственному надзору, не обращая внимания на другие ее функции .
Второй подход сводится к тому, что прокуратуре принадлежит особое место в механизме Российского государства. Органы прокуратуры относятся функционально к ветвям власти, но не относятся ни к одной из них, тем самым уравнивая их между собой и обусловливая их наиболее благоприятное функционирование.
Такой подход предлагает уравновесить полномочия органов прокуратуры благодаря ограничениям со стороны органов государственной власти. Большинство авторов в научной литературе считают этот подход наиболее верным, поскольку присутствует и государственный надзор, а также осуществляется взаимодействие между органами прокуратуры и органами судебной, законодательной и исполнительной власти.
Третий подход отличается тем, что он рассматривает прокуратуру и законодательный орган как две самостоятельные системы сдержек и противовесов, так как они не взаимодействуют между собой и имеют в своем арсенале необходимые механизмы ограничения от произвола .
Например, Генеральный прокурор Российской Федерации назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, одновременно прокуратура занимается надзором за работой законодательного органа.
Сторонники этого подхода выделяют его потому, что считают, что законодательные органы издают законы, а прокуратура, в свою очередь, занимается надзором по соблюдению в границах государства этих законов.
Соответственно, прокуратура — часть механизма законодательной власти, а непосредственно прокурорский надзор — особый вид власти, который, в свою очередь, имеет полномочия от законодательного органа, в том числе формируется этим органом, и предоставляет отчеты законодательному органу.