Социально культурная деятельность Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Содержание и особенности культурно досуговой деятельности женщин на примере конкретного региона

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1.
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ДОСУГА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ. 7

1.1.
Историческое развитие досуговых предпочтений женщин в России. 7

1.2.
Современные досуговые предпочтения мужчин и женщин в России. 14

ГЛАВА 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ЖЕНСКОГО ДОСУГА В МУНИЦИПАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ БОГДАНОВСКИЙ ДОМ
КУЛЬТУРЫ И КЛУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.. 19

2.1.
Характеристика учреждения, цели и задачи досуга женщин. 19

2.2. Опыт
работы по организации женского досуга. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35

Приложение А.. 36

 



 

  

Введение:

 

 

Проблема оптимизации досуга в сельской местности и пути её решения в
современной социально-культурной ситуации обусловлены рядом факторов. Одним из
негативных последствий реформы явилось сокращение численности учреждений
культуры муниципального уровня, действующих в т. ч. в сельской местности (М. Б.
Абрамова, И. М. Ветлицина, Е. Л. Игнатьева и др.). Другим фактором, оказавшим
значительное влияние на процессы организации современного организованного
досуга на селе и его качественные характеристики, является переориентация
досуговых интересов и запросов молодых жителей отечественных сельских
территорий в направлении широко пропагандируемых средствами массовой информации
и Интернет инокультурных образцов и моделей досугового поведения преимущественно
«западного» формата (С. Н. Горушкина, Л. В. Дукачёва, И. В. Кирия и др.).
Третьим фактором стало отмечаемое отечественными социологами и специалистами в
области теории социально-культурной деятельности (Г. Г. Волощенко и др.)
массовое «одомашнивание» досуга сельских жителей. Типичный современный
сельчанин отдаёт предпочтение домашним досуговым занятиям, не проявляя
устойчивого интереса к досуговой деятельности, предлагаемой местными
учреждениями культуры. Естественным следствием становится отток посетителей из
учреждений культуры, действующих в сельской местности, что часто оказывает
негативное влияние на формирование развивающего досугового поведения сельчан.

В этой связи серьёзное значение приобретают вопросы поиска путей
повышения эффективности деятельности учреждений культуры, среди которых
наиболее типичными для сельской местности ввиду своей количественной
распространённости являются исторически сложившиеся типы отечественных
оргструктур культурного назначения: учреждения клубного типа, библиотеки и музеи,
входящие в территориальный комплекс культурного обслуживания сельского
населения современной России.

Обзор литературы. Характерные тенденции девяностых годов XX в. –
движение и активность региональной общественности, многообразие
социально-экономического и социально-культурного развития — обусловили тот
факт, что к проблемам формирования социально-культурной среды привлечено
внимание ученых. В работах А.И. Арнольдова, С.Э. Зуева, JL Когана, В.И.
Курбатова и О.В. Курбатовой, Н. Ничкова, Э.А. Орловой, М. Зеленецкого и Э.
Соколова, Ю.Д. Красильникова, Г.М. Кузицына и др. исследуется сущность
культурной среды, отмечается ее многообразие, выделяются структурные элементы,
прослеживается динамика развития. Докторская диссертация О.В. Ромах посвящена
провинциальной культурной среде.

Инновационными и в то же время значимыми исследовательскими
направлениями последнего десятилетия являются два типа проблем: взаимосвязь
культурной и социальной политики и изучение дома культуры как элемента
социокультурной среды региона.

Современные реформы в России привели к тому,
что само содержание досуга становится критерием гендерного аспекта и критерием
социальной стратификации общества. Богатые мужчины и женщины имеют больше
возможности тратить на досуг, а бедные лишаются качественного досуга, он им
становится недоступным, сужаются и отсутствуют возможности полноценного
активного досуга. Кроме того, досуг в контексте бедности и домашнего труда
женщин становится символом власти мужчин и символом более обеспеченной части
населения современной России.

Объект исследования – организация досуговой
деятельности женщин в МУ БСП «Богдановский СДК и КУ»

Предмет исследования: закономерности
организации досуговой деятельности женщин в Богдановском доме культуры как
инновационное направление. Это не надо

Цель исследования – рассмотреть
закономерности организации досуговой деятельности женщин в МУ БСП «Богдановский
СДК и КУ»

Задачи исследования:

1. Изучить гендерный аспект досуга в
современном обществе

2.Рассмотреть историческое развитие досуговых
предпочтений женщин;

3. Выделить основные черты современного
развития досуговых предпочтений мужчин и женщин в РФ;

4.Изучить закономерности организации
досуговой деятельности женщин в МУ БСП «Богдановский СДК и КУ.

Для реализации поставленных задач
использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические
методы представлены структурно-функциональным анализом,
сравнительно-историческим анализом, методами классификации, проектирования и
прогнозирования. В число эмпирических методов исследования вошли наблюдение,
описание, эксперимент, контент-анализ.

Практическая значимость исследования
обусловлена возможностью использования его результатов в дальнейших работах,
посвященных заявленной проблематике.

Структура работы определена ее целями и
задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены ключевые
положения современных исследований относительно проблемы организации досуговой
деятельности. Во второй главе на примере МУ БСП «Богдановский СДК и КУ»
проанализированы закономерности организации досуговой деятельности женщин в МУ
БСП «Богдановский СДК и КУ» как инновационное направление.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Особого внимания заслуживает вопрос организации досуга современной
женщины. Ввиду своего огромного потенциала,
он мог бы внести немалый вклад в развитие региона и страны в целом. Но этот
потенциал тихо угасает в череде непрерывных повседневных домашних забот.
Женщины лишены возможностей для саморазвития и самореализации, это приводит к
их низкой самооценке, ограниченности мышления. Однообразность и пресность
жизни, невозможность обсудить наболевшие вопросы приводят к психологическому
дисбалансу, это в свою очередь отражается неблагоприятным образом на жизни
членов их семей.

Досуг в гендерном измерении выявляет
специфику досуга мужчин и женщин, представляет собой самоуправляемую систему,
определяющую целенаправленность, методы, формы досуговой деятельности мужчин и
женщин. Гендерный аспект досуга опирается и включает социальные условия
общества, механизмы и закономерности функционирования мужчин и женщин в
свободное время; способы удовлетворения потребностей в отдыхе, формы
развлечения, общения, развития личности, творчества, в процессе
функционирования учреждений досуговых услуг.

В настоящее время культурным
профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть
только у домов культуры, избирающих инновационный путь.

Инновация в культурном деле – это
создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы норм,
нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально
новый качественный уровень.

Инновационная деятельность может быть
направлена как на получение нового (в нашем случае культурного) продукта, так и
на внедрение новых эффективных технологий работы.

Инновация в доме культуры присутствует
практически во всех направлениях ее деятельности, в том числе в массовой
работе, которая предполагает совокупность методов и форм организации
культурно-массовых мероприятий. К основным формам массовой работы относятся:
наглядные (выставки, просмотры, рекламная деятельность); устные (обзоры,
тематические вечера, диспуты и т. д.); комплексные (день открытых дверей,
неделя (декада) культуры, ток-шоу и т. д.).

На базе МУ БСП «Богдановский СДК и КУ»
реализуются инновационные формы организации досуга женщин. Среди них можно
назвать следующие: батлы, буккроссинг, скрапбукинг, проведение тематических
квестов.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ДОСУГА В СОВРЕМЕННОМ
РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Историческое развитие досуговых предпочтений женщин в России

В русском государстве заметно отличался досуг
женщины от мужского досуга. Особенно тяжело приходилось женщинам из знатных
семей.

Женщинам-крестьянкам тяжело приходилось в
быту. Они были сильно загружены работой в поле и по дому. Но, несмотря на это,
у них было больше свободы в проведении досуга. Они могли посещать коллективные
праздники.

Женщины благородного происхождения сильно ограничивались
в проведении своего досуга. Они могли посещать праздники только с позволения
мужа, в случае отказа они находились в отдельных комнатах.

Среди дворян не допускались песни и танцы,
так как считались дурным тоном. Развлечения, которые они себе позволяли, это
представления шутов и скоморохов. Поход в церковь был тоже сильно осложнен, да
и не был так необходим, потому что в основном богатые бояре строили свою
церковь. Положение женщины усложнилось с появлением «Домостроя», по которому
она не имела права ни на какое развлечение.

Ппериод с XVIII по
начало XX века
в культур досуга российского
общества сильно о
тличается от предыдущей истории. Это связано с переходом к
авторскому искусству от народного творчества.

Перед этим мы
рассмотрели историю досуга, где в разных сословиях не наблюдалось особых
различий в проведении своего свободного времени. На этом этапе истории
культурного досуга мы можем сказать о проявлении классовог
о деления в досуговой
сфере.

Досуг знати был тесно
связан с государственными преобразованиями Петра I. Его изменения в сфере
культуры дали старт в переориентации досуга на европейскую модель. Новой формой
проведения досуга стали петровские ассамблеи, которые носили принудительный
характер. Посещение ассамблей было обязательно для бояр и их жен, за которым
шел строгий контроль.

Все слои дворянства
обязательно отмечали народные праздники, связанные с церковными праздниками.
Они участвовали в ра
зличных общественных гуляниях, однако заметно стремились отстраниться от простого народа.

В послепетровскую эпоху
проведение такого рода занятий становится добровольным и не диктуется царскими
указами. В годы правления Екатерины II ассамблеи уступают свое место
разнообразным балам.

Крестьянский досуг все
так же был связан со временем сельскохозяйственных работ. Досуговая культура
по-прежнему заключалась в отмечании праздников, проведении коллективных
застолий и игр. Наблюдалось сильное различие мужского и женского досуга.

Организовывались
молодежные посиделки, но этот вид досуга был характерен для всех половозрастных
групп крестьянского населения. На молодежных посиделках были популярны разные
игры
, такие как «колечко», «краски», а сопровождались они
поцелуями в форме штрафов и фантов. А в свою очередь только молодежной формой
досуга считались весенне-летние хороводы. Для молодежи посиделки играли важную
роль, так как подготавливали их к будущей семейной жизни. Во время праздников
проходили смешанные посиделки, на которых молодые юноши и девушки
присматривались друг к другу и выбирали себе пару.

Журнал «В
помощь матерям» по 1904 писал, что «до такой изобретательности, чтобы
использовать женский труд вместо паровозов, кажется, никто еще не додумался …
» [13,
c. 30]. Чрезмерные физические нагрузки привели
к росту у женщин физиологических расстройств и заболеваний, бесплодия, рождения
мертвых и нежизнеспособных детей.

В начале ХХ в.
женщинам было разрешено занимать должности начальников  станций, их помощников и кассиров на всех
железных дорогах России, допущено к выполнению обязанностей лаборантов,
оформление и ведение документации.

Но эти виды
работ требовали свидетельства об окончании полного курса по меньшей мере
общеобразовательного среднего учреждения и устанавливали возрастной ценз – не
менее 25 лет [13,
c. 30]. Это означало, что выпускница женской
гимназии или училища в свои 17-18 лет не могла рассчитывать на подобную
должность. Но, даже имея специальное образование, женщина все равно не могла
получить одинаковую с мужчиной оплату труда.

Первым
законом, который регулировал проблемы профессионально-технического образования
в стране, были «Основные положения о промышленных училищах» (1888), согласно
которым система профессионально-технического образования состояла из трех
основных типов промышленных училищ: средних и низших технических и ремесленных,
для каждого из которых предлагались ориентировочные учебные планы.

Однако ни этот
документ, ни последующие «Положения» 1893 и 1895 не направляли внимания на
специфику женского специального образования. «Если же и затевалось где
что-нибудь по делу низшего профессионального образования, — писал исследователь
женского образования М. Песковский, — то исключительно для мальчиков, а не для
девочек» [14].

О
существовании последних, по его мнению, постоянно забывали, не желая
осознавать, что потребность в более низком профессиональном образовании
является одинаково необходимой как для мужчин, так и для женщин.

Вопросы,
связанные с решением проблем профессионального женского образования,
рассматривались также в 1889 на съезде российских деятелей технического и
профессионального образования. Среди участников было много содержательниц
частных женских профессиональных школ, начальниц учебных заведений, учительниц
рукоделия.

В процессе
работы съезда была создана первая типология женских учебных заведений
профессионально-технического характера, которая включала: школы с определенным
систематическим курсом рукоделия и ремесел, но с преобладанием
общеобразовательного курса; школы с четко определенным кругом
общеобразовательных предметов, но преобладанием профессионального курса;
учебные мастерские с систематическим преподаванием рукоделия и ремесел и с
небольшим, преимущественно повторительным, курсом общеобразовательных
предметов; школы для изучения какого-то одного ремесла с целью
совершенствования местного промысла; кратковременные курсы для взрослых
(преимущественно кройки и шитья) [14].

Однако
российская энциклопедическая литература конца XIX — начала ХХ в. продолжала
отмечать исключительную проблематичность классификации женских профессиональных
учебных заведений данного периода. В «Справочной книге по женскому
профессиональному образованию в России» (1898) помещается перечень почти 200
школ, которые назывались профессиональными, рукодельными, кулинарными,
хозяйственными, домоводства, кроя и шитья и тому подобное [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы