Курсовая с практикой на тему Содержание и методы обучения школьников декоративному рисованию
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты содержания и методов
обучения школьников декоративному рисованию.. 5
1.1. Организация и методика проведения уроков
декоративного рисования. 5
1.2. Народное искусство на уроках декоративного рисования. 6
1.3. Методы обучения школьников декоративному рисованию.. 9
1.4. Система занятий по декоративному рисованию на
основе образов народного искусства. 12
Глава II. Методические основы изучения народных
росписей. 16
2.1. Подготовка и проведение исследования. 16
2.2. Организация уроков декоративного рисования по
изучению народного искусства Хохломского и Городецкого промыслов. 26
Заключение. 34
Список использованной литературы.. 35
Приложение. 38
Введение:
В современных условиях декоративно-прикладное творчество является важным
средством совершенствования культуры и мировоззрения личности. Обращение к
воспитательной стороне творчества способствует гуманизации социальных
отношений, передаче новым поколениям высших человеческих ценностей,
формированию нравственных качеств личности. Изучение декоративного творчества
будущим учителем технологии предполагает готовность к сохранению и передаче
каждому следующему поколению художественного и культурного наследия.
Культура сохраняется и развивается усилиями человека, она является
результатом творчества, а процесс овладения культурой – процессом личностного
открытия, сотворения мира культуры в себе. При этом ученые отмечают, что именно
культура является источником, питающим воспитание, сосредоточием всего наследия
человечества, сокровищницей нравственных богатств и движущей силой развития.
Принцип культуросообразности, как гуманистически ориентированный принцип,
определяет отношения между воспитанием и культурой – средой, питающей личность,
а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры.
Это значит, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять
общечеловеческие ценности, а отношение к воспитаннику должно строиться, исходя
из восприятия его как свободной личности, которая способна к самоопределению и
самореализации в мире культуры. В процессе интериоризации культурных ценностей
и явлений раскрывается творческий потенциал личности, формируется и развивается
способность обучающихся к восприятию и переживанию окружающей действительности.
Таким образом, образование предстает как механизм воспроизводства
культуры – сложный, многоуровневый процесс развития личности, особая сфера
содействия ее культурного развития и саморазвития.
Целью данной работы является анализ содержания и методов обучения школьников
декоративному рисованию.
Предмет
исследования: анализ содержания и методов обучения
школьников декоративному рисованию.
Объект
исследования: обучение школьников декоративному рисованию.
Задачи:
1.
Проанализировать организацию и методику проведения уроков декоративного
рисования.
2.Выделить
особенности народного искусства на уроках декоративного рисования.
3.
Проанализировать методы обучения школьников декоративному рисованию.
4.
Разработать систему занятий по декоративному рисованию на основе образов
народного искусства.
5.
Подготовить и провести е исследование..
6.Организовать
уроки декоративного рисования по изучению народного искусства Хохломского и
Городецкого промыслов.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
слитного материально-духовного производства, заключает в себе такие
культурно-художественные качества, как поэтичность и декоративность.
Осуществление системы образования в общеобразовательных школах
содействует сохранению и развитию единого образовательного пространства в
Российской Федерации на основе содержания художественного образования и
эстетического воспитания личности школьника и на основе толерантности в
условиях многонациональной России.
Личность, воспитанная на традициях народного искусства и культуры,
способна понять и почувствовать всечеловечность образов народного творчества
как основы культурной коммуникации людей разных национальностей и исторических
эпох в едином культурном пространстве. Культурное пространство включает в себя
все специфические черты человеческой деятельности.
По мнению большинства ученых, основой художественной культуры является
народное искусство, составная часть которого — народное декоративно-прикладное
искусство. Исторически его развитие осуществляется посредством: семейных
традиций; специальных организованных форм обучения ремеслам прикладного искусства;
обучения народным искусствам в учебных
заведениях. Развитие декоративного искусства детерминировано влиянием
природно-географических, культурных и социально-экономических факторов.
Народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство
продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее.
Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство –
искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их
мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это
колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические
аспекты содержания и методов обучения школьников декоративному рисованию
1.1. Организация и методика проведения уроков декоративного
рисования
Изобразительная деятельность
выполняет следующие функции:
Художественно-концептуальную – изобразительная деятельность, как
творчество и просвещение (познавательное содержание изобразительной
деятельности заключается в определении объема художественной информации,
которая будет интересна и необходима детям для создания собственных
художественных образов) [23].
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов
гармонического развития личности дошкольников, оно несет историческую
информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Народное искусство
поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное
влияние на детей. Знакомя с элементами русской народной культуры, мы тем самым
способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Оно помогает ребятам
взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего
мира.
Изучая творчество своего народа, дети легче понимают творчество других
народов, получая первоначальное эстетическое воспитание.
Технологические тонкости декоративного искусства, свобода выбора
материала, выбор технологий в процессе изготовления изделий открывают
необъятное поле для активной творческой деятельности обучающихся. Благодаря
применению на практике знаний и умений из различных областей декоративного
творчества навыки обучающихся конкретизируются, становятся более жизненными
[11, c.4].
Таким образом, организация образовательного процесса имеет интегративный
творческий характер, открывая новые возможности для самореализации и
профессионального роста будущих учителей. Совершенствование качества обучения
обучающихся средствами декоративного творчества зависит от правильности выбора
форм организации учебного процесса. Наиболее эффективными являются: лекции с
элементами презентации, проблемные лекции, индивидуальные и коллективные
творческие проекты, практические занятия, учебные конференции, экскурсии,
экспедиции, мастер-классы.
Различные виды аудиторных занятий становятся личностно-ориентированными в
результате использования активных методов обучения: «круглых столов», групповых
дискуссий, тренингов, деловых игр, портфолио достижений, выездных занятий.
Активизация методов обучения достигается путем применения компьютерной
техники, аудио- и видеоматериалов, видеосъемок с последующим аналитическим разбором.
На факультете разработаны методические пособия и рекомендации по
самостоятельной работе обучающихся (аудиторной и внеаудиторной) [15, c.65]. 1.2. Народное искусство на уроках декоративного рисования Актуальность
этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития
национальных культур, формированием национального самосознания, освоением
младшими школьниками родной, русской и мировой культуры. Для успешного
взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и
обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость приобщения обучающихся к
национальной художественной культуре, чтобы учащиеся стали носителями,
творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их
знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать
привычку следовать им.
Использование воспитательного потенциала декоративного творчества в
образовательном процессе способствует развитию личности, поскольку объединяет в
своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало. На наш
взгляд, ориентация обучающихся на национальную культуру обогащает
образовательный процесс, помогает сохранению национальной культуры, культурных
ценностей, исторической памяти своего народа, способствует всестороннему
развитию личности. Приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям в
процессе изучения декоративного творчества приводит к совершенствованию их
знаний, умений и навыков, развитию интересов и потребностей, формированию
эстетической культуры личности в целом и созданию у нее потребности в
деятельности по «законам красоты» [12, c.87].
Еще со времен зарождения цивилизации человек старался украшать свой быт
изделиями декоративно — прикладного творчества. День за днем люди
совершенствовали свое умение изготавливать красиво украшенные символическими
изображениями предметы, формировался стиль, характерный рисунок, цветовая
гамма. С годами такие изделия стали использовать не только в быту, но и для
украшения. Изделия народных ремесел впитали в себя всю культурно-историческую
особенность нации, поэтому они всегда были понятны и интересны детям.
Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено… Богатейшая культура
России, русского Севера нуждается в бережном восстановлении, передаче из
поколения в поколение. Поэтому одной из задач художественно-эстетического
воспитания детей младшего школьного возраста стала задача передать особенности
культуры и истории нашей малой родины, того уголка необъятной России, где мы
родились, того края, где мы живем! Богата Русь народными умельцами, но,
пожалуй, такого разнообразия форм творчества, как у нас на Севере, вряд ли где
можно найти.
Пермогорская роспись — это традиционное искусство Русского Севера,
имеющее глубокие корни в культуре нашего народа. В ней отразились климатические
и исторические особенности Архангельской области. Происхождение названия
росписи связано с расположением местности (на высоком берегу Северной Двины
располагались первые горы). Пермогорская роспись удивляет нарядностью белого
фона, затейливостью композиций и простотой рисунка. Возникла роспись, вероятнее
всего, в XVIII веке. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и
моральные устои крестьянской семьи. На стенках коробов и колыбелей писали
жанровые сценки: семейная трапеза, поездка в возке, бык, единорог, охотник и
птицы, ткачиха за станом, пряха за прялкой, швея за швейкой, мальчик на коне,
мужчина с котомкой за плечами, мальчик с собакой. Свободное поле заполняли
растительным узором, а по ободкам верх и низ расписывали геометрическим орнаментом.
Пермогорская роспись – графического типа, так как первоначальный рисунок
наводится контуром: сначала наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали
белилами, ножом или циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху
гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили. Основным
цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и
синий кобальт, чуть «золота». Красный преобладал, отчего роспись кажется
особенно праздничной и нарядной. Использовали всего несколько элементов:
бордюры-ленточки, округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные
цветы, петушков, птицу Сирин, а также жанровые сценки из повседневной жизни.
Небогатая палитра, всего четыре краски – но роспись превращала деревянные предметы
в подлинные произведения искусства [22, c.85]. Произведения народного прикладного
искусства играют важную роль в художественном
развитии детей младшего школьного возраста: в развитии их воображения,
фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной
выразительности создаваемых детьми работ. В
содержание эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи
детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование
эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для
творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов
художественной деятельности.