Курсовая с практикой на тему Социологические исследования в СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ 6
1.1. Формы проведения социологических исследований 6
1.2. Подходы к определению целевой аудитории 10
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ В СМИ 22
2.1. Пути применения методов исследования целевой аудитории 22
2.2. Условия исследования целевой аудитории 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Введение:
Актуальной в сфере коммуникации остается проблема аудитории. От определения необходимой для проведения определенного исследования прицельной аудитории зависят характер сообщения, способы его усиления (частота, повторяемость и т.п.), наконец, ожидаемый результат.
Аудитория в широком смысле — это обобщенная категория читателей, зрителей и слушателей, пользователей Интернета, а в узком смысле — определенное количество людей, объединенное коммуникационным интересом. Без учета удовлетворения этих интересов невозможно оценить эффективность средств массовой коммуникации.
Аудитория, безусловно, является одной из разновидностей массы, субъектом общественного сознания. В деятельности масс-медиа загрузка сознания должно осуществиться как фактор, ради которого собственно и работает мощный механизм современной системы СМИ. Многие исследования посвящены специфике отношения аудитории к различных средствам массовой коммуникации. В связи с постоянным развитием и совершенствованием передачи информации меняются запросы, ожидания, интересы аудитории. Именно знания представлений, требований аудитории позволяют усовершенствовать и улучшить работу всех сфер, которые подают нам информацию.
Социологи исследуют те или иные аспекты взаимоотношения аудитории и СМИ, как правило, без учета экономической основы этих взаимоотношений. Они могут сосредоточить все свое внимание на общественной роли СМИ, не интересуясь бизнес-показателями изданий, на которые ориентироваться редакционный менеджмент обязан. Маркетологов и рекламистов, в свою очередь, интересуют бизнес-показатели, но для них практически не имеют значения социальные цели изданий, которые крайне важны для медиаменеджеров. Медиаменеджеры же обязаны учитывать в своей работе и социальные, и экономические цели своих изданий. В связи с этим управленцы, способные обеспечить и экономическое процветание изданий, и выполнение ими социальной миссии, оказываются все более востребованными. С развитием экономики на смену нынешнему поколению медиаменеджеров, большинство из которых ориентированы исключительно на выполнение политического заказа, неизбежно придут управленцы, обладающие также навыками рыночного управления СМИ и способные добиться финансовых успехов. Актуальность исследования состоит в необходимости выработки методологии проведения социологических исследований целевой аудитории.
Цель исследования: рассмотреть принципы социологических исследований в СМИ. Из цели исследования вытекают следующие задачи:
1. Описать совокупность характеристик аудитории, которые, как показывают исследования, влияют на потребление печатных СМИ.
2. На этой основе определить основания для сегментирования, применимые для поиска и описания целевой аудитории в современной России.
3. Исследовать и систематизировать практику использования информации об аудитории.
4. Сформулировать практические рекомендации по включению информации об аудитории в структуру социологического исследования.
Объект исследования – деятельность по исследованию характеристик целевой аудитории.
Предмет исследования – методология исследования, включающего характеристики аудитории, в СМИ.
В работе были использованы исторический, типологический, комплексный методы научного исследования.
Заключение:
Актуальной в сфере коммуникации остается проблема аудитории. От определения необходимой для проведения определенного исследования прицельной аудитории зависят характер сообщения, способы его усиления (частота, повторяемость и т.п.), наконец, ожидаемый результат.
Аудитория в широком смысле — это обобщенная категория читателей, зрителей и слушателей, пользователей Интернета, а в узком смысле — определенное количество людей, объединенное коммуникационным интересом. Без учета удовлетворения этих интересов невозможно оценить эффективность средств массовой коммуникации.
Аудитория безусловно является одной из разновидностей массы, субъектом общественного сознания. В деятельности масс-медиа загрузка сознания должно осуществиться как фактор, ради которого собственно и работает мощный механизм современной системы СМИ. Многие исследования посвящены специфике отношения аудитории к различных средствам массовой коммуникации. В связи с постоянным развитием и совершенствованием передачи информации меняются запросы, ожидания, интересы аудитории. Именно знания представлений, требований аудитории позволяют усовершенствовать и улучшить работу всех сфер, которые подают нам информацию.
Измерение аудитории СМИ развиваются за счет коммерческих исследований. Для социологических медиа-исследований использование имеющихся исследований аудиторий позволит оценивать распространенность осведомленности по вопросам изучаемого феномена и вес массового сообщения в информационном поле.
Проблема оперирования показателями аудитории заключается в методологических различиях измерений аудиторий, включая различия в статистиках, в общих совокупностях, методах и частотах измерений.
Универсальные параметры характеристики аудиторий базируются на рейтинге — соотношении аудитории сообщения и генеральной совокупности. Чаще всего применяются такие показатели, как покрытие, частота и аффинити. Для дальнейших социологических исследований и медиастудий целесообразной является разработка реципиенто-ориентированных показателей.
Опыт показывает, что чем большее количество опрошенных приближается к генеральной выборке, тем правдивее результаты опроса. В случае ограничения исследования в рамках группы, имеющей результаты, которые симметрично распределены вокруг среднестатистического значения, с введением дополнительных факторов, риск получить смещенную выборку увеличивается. Также важным недостатком можно назвать отсутствие контроля за действиями респондента. В случае, если это интеллектуальный опрос, нигде нет гарантии, что респондент не обращался за помощью к друзьям или к тому же Интернету.
С помощью опроса социолог имеет возможность ответить на различные вопросы, перед ним стоят. Главная его задача — это выбрать именно тот метод социологического опроса, который позволит получить наиболее достоверные и наиболее репрезентативные данные. Социолог выступает в роли посредника-переводчика между опрашиваемыми и объективными фактами и его задача — обеспечить пространство коммуникативной адекватности. От социолога зависит, в каком виде диалога будет реализовано потенциальное пространство общения: партнерском (диалогическом) или манипулятивном.
Фрагмент текста работы:
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ
1.1. Формы проведения социологических исследований
Современные социологические исследования опираются на ряд методов, которые и определяют дальнейший ход исследования и непременно влияют на его результаты. Проводя эмпирический сбор информации, необходимо определить заранее, каким методом пользоваться. В социологии выделяют следующие способы сбора данных: опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент.
Опрос является одним из важнейших первичных методов сбора информации. Он предусматривает прямой или косвенный контакт с респондентами (опрашиваемыми) для получения ответов на вопросы об их убеждениях, уровне знаний, отношении к определенному типу товара, поведении и т.д. в форме ответов на поставленные вопросы. Примерно в 90% случаев социологи обращаются именно к этому методу сбора эмпирических данных [15].
Выделяют два вида социологического опроса: анкетирование и интервью. При анкетировании сам опрашиваемый заполняет бланк анкеты без помощи интервьюера. По форме проведения оно может быть индивидуальным и групповым.
По форме проведения опросы разделяют на прямые и опосредованные. При косвенном опросе интервьюер связывается с респондентом через вспомогательные средства (телефон, почта, Интернет).
В зависимости от источника информации различают массовые и экспертные опросы.
Интервьюирование — форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.
По степени охвата проблематики интервью делят на: свободные (глубокие, клинические, фокусные) и стандартизированные. Свободное интервью больше напоминает свободную непринужденную беседу, в которой вопрос интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Очень часто свободное интервью выступает началом глубокого, его используют как пробное исследование с целью выявления всех неточностей и недостатков для дальнейшего их предотвращения.
Этот метод сбора эмпирических данных имеет следующие преимущества:
— Полученная информация глубже и продуманнее по сравнению с анкетированием.
— Возможность наблюдать не только вербальные, но и вести наблюдение за невербаликой опрашиваемого.
— Респондент получает возможность уточнить непонятные ему вопросы.
— Возможность получить максимальное количество ответов по сравнению с анкетированием [11].
Главным недостатком этого метода является малая оперативность процедуры опроса. Также оно требует затраты большого количества средств и времени. Еще одним весомым недостатком интервьюирования является риск влияния интервьюера, что, по мнению респондента, может исказить результаты исследования.
Существует несколько видов интервью:
— Стандартизированное интервью. Его особенность состоит в том, что оно проводится в строгой последовательности, вопросы и варианты ответов на них заранее предусматриваются и готовятся социологами. Такие опросы проводят с помощью опросного листа.
— Полуинтервью. Такое интервью проводится не на основе опрашиваемого листа, а памятки с перечнем обязательных вопросов, как правило, полуоткрытых для возможности обсуждения с респондентом поставленной перед ним проблематики.