Курсовая с практикой Гуманитарные науки Социология

Курсовая с практикой на тему Социологические исследования в сфере образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 1
1. Социологические методы изучения сферы образования 5
1.1 Социологические методы исследования 5
1.2 Комплексные конструкции и технологии в изучении образования 19
2. Вторичный анализ социологических исследований в сфере образования 25
2.1 Социологические исследования в школе: темы и способы проведения 25
2.2 Обучение социологов-практиков на основании существующих проблем 31
Заключение 39
Литература 41

 

  

Введение:

 

На современном этапе образование находится в центре внимания ученых и практиков различных отраслей знаний. Так происходит в силу значимости образования в обществе и государстве, поскольку оно оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности государства и отдельной личности. Оно также обладает способностью влиять на будущие поколения. Наряду со многими специалистами, социологи также заинтересованы происходящим в сфере образования.
Процесс становления социологии образования начался в конце XIX в. в связи с активными поисками целостного системного видения образования и в результате проводимых в то время разносторонних социальных исследований в сфере образования. Активно этот процесс стал проявляться уже во второй половине XX в. В наше время отечественная социология — одна из важных и крупных отраслей мировой социологии.
Она пытается как можно глубже вникнуть в образовательные процессы, перенося в них передовой опыт отечественной и зарубежной социологических школ. Социологию образования касается достаточно многих проблемы образования: учебный процесс, взаимоотношения в школьной среде, культурное развитие учащихся. Исследования проводятся и в учебный и в каникулярный период, поэтому происходит широкий охват исследования образовательных услуг.
Система образования создавалась в условиях общественных потребностей получения и передачи знаний, умений и навыков. Потому образование является одним из древнейших социальных институтов. В процессе образования каждое поколение обеспечивает подготовку к жизни следующих поколений. Образование представляет собой целую социальную, представленную разными видами учебной и воспитательной работы. Данная система служит социально-образовательным нуждам общества.
Уникальный социальный институт, развивает и приумножает личностный капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззрения, надежды. Все это является критериями, обеспечиваюшими как будущее общество в целом, так и судьбу отдельного человека .
В настоящее время образование ассоциируется с успешностью, всесторонним развитием личности и ее самореализацией. Уровень и качество образования является показателем развития, стабильности и мощности государства. Собственно социализация личности происходит из системы образования. Примечательно то, что с одной стороны общество изменяет образование, а с другой – образование активно воздействует на общество и преобразовывает его.
Феномен образования изучают многие науки, но каждая рассматривает его под своим углом зрения. Например, в философии оно обозначает общий духовный процесс формирования человека и результат этого процесса – духовного облика человека.
Психологию изучает образование в ракурсе его влияния на формирование личности, ее психики. Педагогику интересует процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Социологию же интересует социальная сторона образования, процесс включения человека в те или иные социальные группы, овладения определенными позициями в социальной структуре общества, освоение и выполнение разнообразных ролей в обществе. Социология образования занята изучением механизма овладения людьми накопленной информации и передачи этих знаний.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что образование, как социальный институт, играет важную роль в процессе нормального функционирования и развития общества.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, нами рассмотрен вопрос социологических исследований в сфере образования. Прежде всего, мы определились с основными методами социологических исследований: опрос, анкетирование, интервью, анализ документов, эксперимент, наблюдение.
Социология все больше проникает во все отрасли жизнедеятельности человека, в том числе и сферу образования. Причем в этой сфере используются те же методы, что и в общей социологии. Методы подбираются в зависимости от объектов исследований и задач, которые ставит современное образование. Это могут быть исследования на предмет совместимости в педагогическом либо ученическом коллективе, изучение причин падения успеваемости, соответствие образовательных услуг ожиданиям родителей.
Главная задача исследования в школе – выявление оценки всех сторон организации учебного процесса и удовлетворенность родителей основными сторонами образования. Современное понимание социологических исследований в образовательном процессе, позволяет проводить их с использованием современных технологий и с участием всех представителей учебного процесса.
Исследования в школе призваны устранять противоречия между образовательными программами и методом преподавания, а также между возрастанием потребностей общества к процессу обучения и существующими программами. Исследования помогают сгладить погрешности в отношениях между педагогами и учащимися, а также родителями. Причем объектов в школьном исследовании, как видим, достаточно много. Это могут быть как классы, так и отдельные учащиеся, педагогический коллектив, родители, администрация учебного заведения.

 

Фрагмент текста работы:

 

. Социологические методы изучения сферы образования
1.1 Социологические методы исследования
В отечественной теории социологии известно несколько подходов к выделению видов социологических исследований. Они классифицируются по разным признакам.
Так, социологи Ядов В. А . и Бутенко И. А., при разработке методов исходили из технологии их проведения. При этом они выделяют такие виды, как анкетирование, экспертный и почтовый опросы, интервью, наблюдение, социометрия, эксперимент, анализ документов.
Горшков М. К. и Шерега Ф. З., взяли за основу классификации цели и задачи исследований. Они выделяют пилотажное (разведывательное), информационное и аналитическое исследование. Эксперимент они относят к подвиду аналитического исследования.
Кушерец В. И. и Полторак В. А., ориентируются на методы и формы проведения исследований. Основными они считают такие виды, как контент-анализ, наблюдение, социометрия, лингво-социологические процедуры, социальный эксперимент, а также опрос. Опрос у них подразделяется на два самостоятельных класса: анкетирование и интервью. А интервью – на четыре подвида: почтовое, прессовое, телефонное, раздавальное.
Изучая сбор первичных данных, Кравченко А. И. выделяет четыре основных метода, причем, с двумя разновидностями каждый:
– опрос, в который входят анкетирование и интервьюирование;
– анализ документов – разделяется на качественный и количественный (контент-анализ);
– наблюдение представлено как включенное и невключенное;
– контролируемый и неконтролируемый эксперимент.
В «Кратком словаре по социологии» выделяются эмпирические, полевые, междисциплинарные исследования, а также исследования с обратной связью, сравнительные.
Кроме перечисленных выше, в социологии могут быть и другие методы, и распределяться могут по другим категориям.
Ее выбор зависит от обстоятельств и потребностей организации или отрасли. Однако от правильного выбора специалистом методов исследований зависит успех проведения любого исследования, в том числе и социологического.
Социологические исследования конкретной социальной проблемы проводятся посредством специальных методов. По мнению социологов, выбор правильного метода способствует получению необходимой точной информации. Само слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-то». В социологии – это способ получения достоверной информации о поведении человека или же событии, совокупность применяемых для этого приемов, процедур и операций для эмпирического и теоретического познания социальной действительности .
Социологическое исследование часто ассоциируется с анкетированием, хотя существует еще достаточное количество методов, как: наблюдение, эксперимент, анализ документов, социометрия, интервью.
Точность социологических исследований напрямую связана с подходом специалистов к выбору метода.
По мнению социологов, определяясь с методами, необходимо принимать во внимание ряд существенных моментов. Метод должен, прежде всего, обладать оперативностью и экономичностью. Поскольку не существует универсальных методов, у каждого из них свои особенности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы