Курсовая с практикой на тему Социологические исследования аудитории и средств массовой коммуникации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА
1. АУДИТОРИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1.
История социологических исследований аудитории средств массовой коммуникации.
1.2. Сущность аудитории средств массовой
коммуникации: определение, характеристики, показатели.
ГЛАВА
2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АУДИТОРИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1.
Прикладные и качественные исследования для медиаиндустрии.
Введение:
Актуальность данной темы
обусловлена тем, что аудитория средств массовой информации является частью
современных коммуникативных процессов. Однако первые серьезные шаги в
аудиторометрии, для того чтобы определять объемы аудитории радиослушателей в
зоне устойчивого приема сигнала, начались ещё в 20-х годах XX века на Западе и
в США. В разное время по всему миру множество социологов различными способами
изучали аудитории средств массовой информации. Так, например, последователи Э.
Дюркгейма были заняты исследованием общественного восприятия содержания
масс-медиа, анализируя методы формирования коллективных представлений
(поднимали проблему манипулирования общественным мнением) и рассматривая
возможность объединения людей посредством медиа (интегрирующая функция) [1].
Сторонники подхода по Карлу
Марксу рассматривают символические значения текстов средств массовой
коммуникации, рассматривая последние через призму взаимоотношений базиса и
надстройки, при этом средства массовой информации относят к надстройке. Также,
невозможно не упомянуть о том, что в соответствии с немарксистскими традициями
Франкфуртской школы, работой Бирмингемского центра «культурных исследований», и
концепцией А. Грамши проявляется повышенный интерес к массмедиа при
формировании и развитии культуры. Средства массовой информации в данном аспекте
рассматриваются как неотъемлемый элемент культуры, а не только как инструмент
власти для пропаганды доминирующей идеологии [2].
Следует отметить работу
российского социолога И.Д. Фомичевой «Социология СМИ», в которой она
рассматривает специфику средств массовой информации как вид социальных
коммуникаций, их роль в обществе, в том числе в обмене капиталами разных видов,
а также история, методы, направления и результаты эмпирических исследований в
этой сфере [3].
Но несмотря на высокий
интерес со стороны различных социологов к способам изучения аудитории средств
массовой информации, тем не менее, ряд аспектов остается малоизученным. Так,
например, мало рассматривается изучение аудитории средств массовой информации в
регионах. Общественное мнение по той или иной проблеме изучается не в должной
мере. К тому же, малоизученным является использование новых технологий при
измерении средств массовой информации. Не следует забывать и про экономический
фактор, без которого изучение аудитории средств массовой информации в настоящее
время просто невозможно.
Исходя из
вышеизложенного, определим цель работы, как выявление наиболее эффективных
способов изучения аудитории средств массовой информации в современных условиях.
Для достижений
поставленной цели, предполагается решить последующие задачи:
1) систематизировать
историю социологических исследований аудитории средств массовой информации;
2) выявить сущность
феномена аудитория;
3) определить механизмы
взаимодействия аудитории и СМИ;
4) определить проблемы и
перспективы технологического фактора развития общества и способы новейшего
изучения аудитории СМИ.
Объектом выступает
аудитория средств массовой информации
Предметом исследования
являются социологические методы изучения аудитории средств массовой информации
в их развитии.
Достижение цели
предполагается осуществить посредством методов теоретического анализа и синтеза
изученной литературы, посредством индукции, дедукции, анализу практических
случаев.
Заключение:
В
данной курсовой работе были рассмотрены особенности социологических способов
изучения аудитории. В ходе исследования была систематизирована история
социологических исследований аудитории средств массовой информации, выявлена
сущность феномена аудитории, её характеристики и виды; определены основные
механизмы взаимодействия аудитории и средств массовой информации; определены
проблемы и перспективы технологического фактора развития общества, а также
способы новейшего изучения аудитории средств массовой информации.
Исходя
из исследуемого материала, следует сделать вывод, что изучение аудитории
средств массовой информации является важным процессом для общества. Используя
различные технологии при изучении прессы, телевидения, радио, интернета —
социологи проводят огромную работу по формированию информационной политики
страны. Рекламодатели в свою очередь, основываюсь на данных исследованиях,
выбирают стратегии своих рекламных кампаний. Изучение аудитории, в целом,
зависит от многих факторов, такие как пол, возраст, демографические показатели,
географические показатели. Наиболее успешным становятся технологические методы
изучения аудитории средств массовой информации.
Изучение
аудитории существует уже не одну тысячу лет, но с каждым годом прогресс
развивается стремительно, и мы уверены, что спустя некоторое время, появятся
ещё более новые методы, которые станут универсальными абсолютно во всех сферах
изучения аудитории.
Знания
социологами теоретической базы этапов подготовки и проведения исследований средств
массовой информации, помогут нашей стране в дальнейшем развитии, связанным с
постоянными запросами массовой аудитории.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. АУДИТОРИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЪЕКТ
ИЗУЧЕНИЯ
1.1. История
социологических исследований аудитории средств массовой коммуникации.
социологических исследований аудитории средств массовой коммуникации.
Раздел
в социологии «изучение аудитории СМИ» и термин «общественное мнение» стали
употребляться сравнительно недавно. Но начиная с древних времен феномен общественного
мнения уже наблюдался.
В
XX веке американский антрополог Маргарет Мид, работала над несколькими
исследованиями, которые касались механизмов формирования общественного мнения у
древних народов. Общественное мнение активно влияло на регулирование жизни не
только группы людей, но и всего племени. В своих работах Мид отмечала:
«общественное мнение, эффективно тогда, когда кто-нибудь нарушает общепринятые
заповеди, или в случае конфликтных ситуаций, или в случае необходимости
принятия решения относительно будущих действий.
В
различных источниках можно встретить упоминание выражения общественного мнения
в Древнем Риме, Древнем Израиле, Древней Греции. Например, в Древней Греции
общественное мнение имело решающие значение во всех отраслях общественной жизни.
Позднее,
в средневековье, мнение отдельно взятого человека напрямую зависело от того
слоя, к которому тот принадлежал. В это время общественное мнение заметно
прослеживалось в среде политических и религиозных сферах.
В
эпоху Возрождения набирает популярность демократия – как институт
государственного устройства и образа жизни. Для демократии общественное мнение
стало её основополагающим средством [4].
Проследим
развитие социологии средств массовой информации в XX веке. Западная социология
СМИ в прошлом столетии отражала запросы рынка, состояние общества и развитие
общественной мысли. Тогда как отечественная социология СМИ опиралась, прежде
всего на политическое устройства и, в частности, на персональный состав высшего
правящего слоя.
Основными
причинами развития социологии средств массовой коммуникации в западных странах
являются: монополизация и конкуренция, развитие сферы журналистики. Эти причины
изменяли отношения как внутри самих СМИ, так и в отношении аудитории.
В
связи с развитием журналистики, активно стали появляться новые периодические
издания. Так в Англии и США началась «газетная война». Уровень тиража газет
напрямую оказывал влияние на объемы и стоимость рекламы в выпусках. Традиционные
способы привлечения читателей стали устаревать и не приносить результатов.
Возникла потребность в апробировании нового подхода к выстраиванию
взаимоотношений аудитории и СМИ.