Курсовая с практикой на тему Социокультурные технологии как фактор нейтрализации и преодоление стрессовых состояний
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения стресса и
стрессовых состояний. 5
1.1. Общее
представление о стрессе. 5
1.2. Влияние стресса на организм человека. 13
Выводы.. 16
Глава 2. Анализ социокультурных технологий как фактора
нейтрализации и преодоления стрессовых состояния. 17
2.1. Социально-культурные технологии преодоления
стрессовых состояний. 17
2.2. Система методов
профилактики и нейтрализации последствий стресса. 22
Выводы.. 28
Заключение. 29
Список используемой литературы.. 31
Введение:
Актуальность работы. Стрессовые состояния ‒ это универсальная физиологическая
ответная реакция на стрессорный фактор, которая состоит из совокупности
неспецифических реакций организма, и в первую очередь через изменение
активности нервной и эндокринной систем. Стрессовые состояния могут представлять
опасность и становится проблемой, когда у человека нарушен контроль и имеет
место плохое управление стрессом. Человек в состоянии стресса может испытывать
ряд соматических, психологических и поведенческих расстройств, в зависимости от
индивидуальной предрасположенности. Стресс и его последствия протекают в
определенной последовательности, стадийности.
Объект исследования – процесс стрессовых состояний
стрессовых состояний.
Предмет исследования – социокультурные
технологии в преодолении
Цель исследования – изучить
особенности социокультурных технологий как фактора нейтрализации и преодоления
стрессовых состояний.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Дать общее представление о
стрессе;
2.
проанализировать особенности влияния стресса на организм человека;
3.
проанализировать социально-культурные технологии преодоления стрессовых
состоянии;
4.
проанализировать систему методов
профилактики и нейтрализации последствий стресса.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, стрессовые состояния – психологические и физиологические реакции
организма на неблагоприятные факторы. Доказано, что он оказывает серьезное
влияние на здоровье.
Выделяют:
—
Эмоциональные стрессы – это те стрессы, которые появляются как следствие
возникновения внезапных положительных или отрицательных эмоций. К примеру,
развод, рождение ребенка и прочее.
Отдельно
можно выделить психологический стресс, который возникает как следствие
фантазирования человека. Порой такой стресс не уступает тому, который возник
из-за объективных обстоятельств.
—
Физиологические стрессы – это стрессы, возникающие из-за воздействия на
человека факторов окружающей среды (например, холод, жажда, боль и тому
подобное)
—
Кратковременные стрессы – это стрессы, для которых характерны внезапность и
быстрое прохождение (к примеру, резкий звонок будильника). Это самый безопасный
вид стресса.
—
Хронические стрессы – это самый опасный вид стресса. Причины, такого стресса
могут быть различными (к примеру, человек, выживший в авиакатастрофе, время от
времени вспоминает это негативное событие и тем самым возвращается к тому
стрессовому состоянию, когда произошла авиакатастрофа.) Для выхода из такого
стресса необходимо приложить огромные усилия.
В настоящее время мы наблюдаем широкий спектр современных
технологий, что является результатом смены социокультурной парадигмы,
обновления содержания, форм, методов, подходов к социально-культурной деятельности.
Сегодня мы можем видим огромное многообразие социально-культурных
технологий, которые активно используются в различных социальных сферах. Их
возникновение и развитие обусловлено необходимостью освоения современного
информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства.
Изменились логические основания и классификация социально-культурных технологий
как фактора преодоления стрессовых состояний.
Данные
технологии преодоления стресса эффективны в отношении стрессоров, на которые мы
можем повлиять или которые мы можем изменить сами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения стресса и стрессовых состояний
1.1. Общее представление о стрессе Стрессовые
состояния – состояния психического напряжения, возникающее у человека при
деятельности в трудных условиях[1].
Основатель учения о стрессе Ганс Селье
говорил: «Стресс – это аромат и вкус жизни». И это действительно так, ведь во
время стресса в организме синтезируются следующие гормоны: адреналин, эндорфин
и энкефалин, которые насыщают нашу жизнь яркими красками. Энкефалин вызывает
негативные эмоции в случае опасности для жизни и снижает боль. А эндорфин
является источником положительных эмоций, которые необходимы для поддержания
здоровья человека[2].
Ганс
Селье выделил три стадии стресса. Первая – это ответная реакция организма на
событие, которое произошло с человеком. Вслед наступает вторая стадия. Организм
«приспосабливается» к стрессу.
Но
если стресс продолжается достаточно длительное время, неизбежна третья стадия.
Если причина, вызвавшая стресс, слишком сильна, эта стадия может кончиться
летальным исходом.
В
наше время существует огромное количество определений для различных видов
стресса:
1.
Эмоциональные стрессы – это те стрессы, которые появляются как следствие
возникновения внезапных положительных или отрицательных эмоций. К примеру,
развод, рождение ребенка и прочее.
Отдельно
можно выделить психологический стресс, который возникает как следствие
фантазирования человека. Порой такой стресс не уступает тому, который возник
из-за объективных обстоятельств.
2.
Физиологические стрессы – это стрессы, возникающие из-за воздействия на
человека факторов окружающей среды (например, холод, жажда, боль и тому
подобное)
3.
Кратковременные стрессы – это стрессы, для которых характерны внезапность и
быстрое прохождение (к примеру, резкий звонок будильника). Это самый безопасный
вид стресса.
4.
Хронические стрессы – это самый опасный вид стресса. Причины, такого стресса
могут быть различными (к примеру, человек, выживший в авиакатастрофе, время от
времени вспоминает это негативное событие и тем самым возвращается к тому
стрессовому состоянию, когда произошла авиакатастрофа.) Для выхода из такого
стресса необходимо приложить огромные усилия.
Кроме
перечисленных видов стресса выделяют следующие виды[3]:
—
рабочий стресс – стресс, который возникает, если работа вызывает хроническую
усталость и частые отрицательные эмоции;
—
общественный стресс – развивающийся у определенной группы людей под влиянием
политических, экономических и других факторов;
—
внутриличностный стресс – это стресс, возникающий из-за наших внутренних
переживаний, несбывшихся желаний и нереализованных потребностей;
—
финансовый стресс – стресс, возникающий в ситуации, когда расходы человека
превышают доходы. Обычно это выражается низкой оплатой труда, невозможностью
взять кредит и прочим.
К
валидизированным методикам изучения стресса и адаптации к нему, основанных на
субъективном шкалировании состояния относятся:
а)
методика оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН),
разработанная В. А. Доскиным и др. Методика САН используется при оценке
психического состояния здоровых и больных, психоэмоциональной реакции на
нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов
психофизиологических функций;
б)
шкала профессионального стресса Ч. Спилбергера в адаптации А. Б. Леоновой для
определения силы и частоты стресса, а также для определения основных
стрессоров;
в)
шкала сниженного настроения – субдепрессиии основана на опроснике В. Зунга и
адаптирована Т. Н. Балашовой.
Проективная
методика «цветовой тест» М. Люшера или его модификация – метод цветовых выборов
Л. Н. Собчик позволяет рассмотреть индивидуально-личностные свойства человека
как в норме (в разные периоды его жизни, в приложении к профессиональной
деятельности, в процессе адаптации к жизненным условиям), так и в состоянии
дезадаптации. Основываясь на тесте Люшера, Д. В. Сочивко предлагает ряд
коэффициентов, описывающих состояние адаптации человека: коэффициенты
сопротивляемости, волевой напряженности, мечтательности, дезадаптированности и
др.
В
современной науке существует ряд масштабных иностранных достоверных
исследований, посвященных негативным последствиям дистресса. Описаны такие
избыточные стресс-эффекты, как онтогенетически раннее повреждение регуляторных
систем организма, возникновение аллостатической нагрузки (избыточной реакции на
стресс, ведущей к ухудшению и изнашиванию внутренних органов человека)[4], ускоренное клеточное
старение (хроническое воспаление и уменьшение длины теломер)[5]. Данные показатели,
согласно авторам проведенных исследований, служат биомаркерами старения
человеческого организма, факторами риска и вероятными физиологическими
предикторами заболеваний или ранней смертности.
Ю.В.
Щербатых[6] подчеркивает, что,
несмотря на существенный прогресс стрессологии, до сих пор сохраняются
противоречия в понимании природы стресса. Существует множество психологических
человеческих переживаний, которые могут котироваться как «стресс».
Основоположником и классиком теории представлений о действиях системы стресса
считается Г. Селье, который еще в пятидесятых годах двадцатого столетия создал
биологическую (она же физиологическая) концепцию стресса, главный постулат
которой состоит в том, что стресс есть неспецифическая реакция организма и его
функциональности на любой предъявляемый ему вызов окружающей среды[7].
Согласно
представлению другого классика зарубежной психологии R.S. Lazarus[8] о сущности
психологического стресса, уровень вызываемого у человека напряжения прямо
пропорционален индивидуальной когнитивной оценке сложившихся условий, что
отражается в степени активности определенных биологических и психологических
систем и функций. Именно это оценочное субъективное суждение обуславливает
дифференциальные несоответствия в уровне выраженности стресса на определенные
стимулы у разных людей.
Челябинские
психологи[9] изучили особенности
восприятия и совладания с таким стрессовым событием, как падение метеорита в
2013 году. Исследователями было выявлено, что из-за того, что данное событие
имело эффект внезапности и неожиданности, а также существовало непонимание
происходящего в связи с недостаточной информированностью населения, падение
метеорита вызвало массовую неспецифическую стрессовую реакцию, вылившуюся в
дальнейшем в психосоматические и невротические реакции как у детей, так и у
взрослых.
Таким
образом, данные исследования подтверждают важность когнитивной оценки
стрессогенного события, позволяющей воспринимать сложившиеся обстоятельства
конструктивно и при переживании субъективного контроля над ситуацией снизить уровень
психофизиологического напряжения. C. Hammen[10] в своих научных работах
находит доказательства того, что особенности личности играют значительную роль
в сопротивлении негативным нозологическим последствиям, связанным со стрессом.
Автор отмечает, что жизнерадостные люди – психологически более выносливы,
устойчивы, невосприимчивы к стрессогенным событиям.
В
последнее время все больше информации появляется о влиянии социального стресса,
включая профессиональный стресс, на организм в целом и его нейроэндокринную
систему в частности.
В
зарубежном исследовании 2012 года[11] был описан межличностный феномен, согласно
которому, врачи, которые отмечали свою степень рабочего психического напряжения
как «умеренную», проявляли больше элементов внимательного партнерского
отношения при интеракциях с пациентами (по мнению самих больных), а также имели
больше положительных отзывов от их родственников, чем коллеги данных докторов с
высоким и низким уровнями собственной перцепции профессионального стрессового
влияния.
Авторы
предполагают, что это связано с тем, что процесс добросовестного и
квалифицированного лечения и общения с пациентами способно привести к
умеренному уровню стресса, так как является психофизиологической нагрузкой для
доктора, требующей задействованию внутриличностных ресурсов, поиску
поведенческих приемов в работе. Также в данном исследовании было выявлено, что
чем выше уровень стресса у врача, тем более часто он прибегает к устному
доминированию в коммуникативных отношениях с пациентами. L. Leuchtmann приходит
к точке зрения, согласно которой, то, как пара партнеров, состоящая в любовных
отношениях, справляется со стрессом, может иметь решающий эффект на
качественные кондиции их связи, учитывая даже те моменты, как они реагируют на
повседневные, привычные раздражительные импульсы[12].
Так
называемый им диадический копинг включает в себя равноценно как попытку
человека единолично уменьшить степень стрессового переживания у своего
партнера, так и общие усилия в диаде, направленные на преодоление внешних
негативных воздействий. Данный образ коммуникативной семейной работы
способствует сохранению удовлетворенности отношениями и психологической защите
от накопления психоневрологических продуктов ежедневного стресса, укрепляя
интимную близость. Исследования в области интерактивного взаимодействия
показывают, что пары, в которых оба партнера своевременно и открыто уведомляют
друг друга о собственных чувствах и возникших проблемах, сообщают о более
высоком уровне удовлетворенности отношениями и низком уровне испытываемого
психологического стресса, чем пары, которые общаются, не вдаваясь в подробности
о том, что происходит с ними как на социальном, так и на психологическом уровне
жизнедеятельности[13]. В частности, взаимно
включенное общение способствует поддержанию благополучия и комфортабельности в
отношениях, если оно характеризуется обоюдным обсуждением имеющихся у пары
трудностей, непосредственным выражением эмоций, попытками партнеров понять
точку зрения другого и совместными переговорами, чтобы найти решение для возникших
жизненных проблем и препятствий[14].
В
то время как открытое, не опосредованное двусмысленными посланиями общение дает
коммуникаторам достаточное количество однозначной информации для более ясного
понимания сложившейся ситуации и о причинах психического напряжения обоих
партнеров, косвенное, скрытое общение может быть неоднозначно трактовано и
привести к недоразумениям, повышению психоневрологического стресса из-за
недостаточного ощущения контроля и координации над условиями межличностного
взаимодействия[15].
Таким
образом, открытые, явные и недвусмысленные коммуникативные послания партнеров
об испытываемом ими стрессе, возникающей психической нагрузке в повседневной
жизни, должны обеспечить выбор подобного диадического копинга как безопасного и
действенного – это способствует улучшению качества межличностного
взаимодействия, повышению степени отзывчивости партнера в процессе совместного
преодоления регулярных трудностей, и тем самым оптимизирует адаптацию пары к
стрессфакторам.
В
2018 году группа иностранных психологов[16] представила разработанную
на основе теоретического и литературного мета-анализа типологию стрессовых
индикаторов для измерения влияния стрессогенных факторов на психическое и
физическое здоровье человека. Основной данной концепции является рассмотрение
воздействия стресса на организм в соответствии с существующим контекстом,
который включает в себя временные рамки влияния конкретных стрессовых факторов,
периоды жизни стрессовых воздействий, имеющиеся качества и свойства
стрессогенного события.
Типология
для измерения влияния стресса у респондентов: первым являются временные
границы: от воздействия острых, одинарных стрессоров до переживания
хронического стресса, причиняющего тяжелые страдания на протяжении от полугода
и больше. Вторым аспектом является период жизни: внутриутробно (воздействие на
плод испытываемого матерью стресса и связанных с этим гормональных изменений);
детство, взрослая жизнь. В данной категории, согласно авторам, важно учитывать
кумулятивный эффект накопления стрессовых стимуляций на протяжении всей жизни
индивида. Также необходимо учитывать хронологическую близость момента
исследования от момента стрессорного воздействия.
Третья
категория – свойства стрессора: продолжительность влияния; уровень опасности и
серьезности для индивида (оценивается другими людьми или при помощи
самоотчета); степень управляемости и контроля в стрессовой ситуации; уязвимые
сферы жизни (например, образование, работа, репродуктивное здоровье, жилье,
деньги, межличностные отношения); потенциал стрессора вызывать потенциально
разрушительные эмоциональные переживания (стыд, чувство вины, социальная угроза
исключения из общества). Четвертая категория – описание психологических реакций
на определенные стрессогенные раздражители или события – выявляются характерные
для индивида стратегии совладающего поведения, изменения мотивационно-волевой
сферы, специфики эмоциональных реакций и аффективной саморегуляции, когнитивной
оценки условий, шансов на успешное преодоление возникшей нагрузки, наличие
когнитивных персевераций (чрезмерного уровня беспокойства и руминаций).
R.
McCraty, M. Atkinson[17] в своей научной работе
приходят к выводу, что неуправляемые, бесконтрольные эмоциональные реакции на
стресс, которые носят характер быстротечного аффекта, не только приводят к
поведенческим трудностям в социальной адаптации, но также негативно влияют на сомато-вегетативную
систему человека, что препятствует организации деятельности и потенциально
увеличивает риск физиологических и психических заболеваний в дальнейшем.
Авторы
разработали и интегрировали в школы программу обучения навыкам эффективной
эмоциональной саморегуляции, аффективной компетентности в стрессовых условиях.
После усвоения и закрепления методик программы обучающиеся продемонстрировали
значительные улучшения в таких областях, как совладание с негативной продукцией
стресса и проявлениями гнева, демонстрация рискованного поведения, решение
школьных задач, а также были отмечены улучшения в отношениях с семьей,
сверстниками и учителями. Эти позитивные результаты были сохранены в течение
следующих шести месяцев.
Таким
образом, в современной психологии под понятием «стресс» понимается состояние
избыточной психической напряженности, которая берет свое начало при
субъективной когнитивной оценке существующей или воображаемой угрозы,
являющейся для человека «надпороговой», требующей мобилизации организма и
активации внутренних личностных ресурсов, выбору верной стратегии поведения.
Наличие
стрессогенной нагрузки представлено значимым, основательным индикатором для
возникающих разногласий и недопонимания у партнеров по общению, фактором их
затрудненной коммуникации. Важной составляющей для нивелирования избыточной
психической напряженности является развитый навык коммуникативной
компетентности, который раскрывается в умении рационально и адаптивно вести
беседу, обоюдное общение, что актуально в рамках специальных школьных и
студенческих мероприятий. [1] Большой толковый словарь русского
языка: А–Я / РАН. Ин–т лингв. исслед. / гл. ред. канд. филол. наук С. А.
Кузнецов. –3-е изд. доп. и перераб. — Санкт– Петербург: Норинт, 2018. – 1534 с.
– С. 948. [2] Виды стресса. [Электронный ресурс]
– Режим доступа https://www.psysovet.ru/articles/1046 (дата обращения:
25.03.2022). [3] Виды стресса и классификация –
описание, особенности и последствия. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://www.syl.ru/article/354876/vidyi–stressa–i–klassifikatsiya–––
opisanie–osobennosti–i–posledstviya (дата обращения: 25.03.2022). [4] Seeman T.E., McEwen B.S., Rowe
J.W., Singer B.H. Allostatic load as a marker of cumulative biological risk:
MacArthur studies of successful aging // Proceedings of the National Academy of
Sciences USA. 2018. Vol. 98. P. 470-475. [5] Li Y., Zhong X., Cheng G., Zhao
C., Zhang L. Hs-CRP and all-cause, cardiovascular, and cancer mortality risk: A
meta-analysis // Atherosclerosis. 2017. Vol. 259. P. 75-82. [6] Щербатых Ю.В. Связь черт личности
студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психол. журн. –
2019. – Т. 23, № 1. – С. 118-122 [7] Селье Г. Стресс в жизни. – 3-е
изд. доп. и перераб. М.: Медгиз, 2016. – 216 с. [8] Lazarus R.S., Averill J.R., Opton
E.M. The psychology of coping: Issues of research and assessment // Coping and
adaptation / Ed. by G.V. Coelho, D.A. Hamburg, J.E. Adams. New York: Basic
Books. 2015. 249 p. [9] Малинина Е.В., Пилявская О.И.,
Забозлаева И.В., Колмогорова В.В. Особенности клинической картины стрессовых
расстройств у детей, пострадавших от падения метеорита в Челябинской области //
Российский психиатрический журнал. – 2014. – № 3. – С. 47–51. [10] Hammen C. Stress and depression //
Annu Rev Clin Psychol. 2015. Vol. 1. P. 293-319. [11] Ratanawongsa N., Korthuis P.T.
Clinician Stress and Patient–Clinician Communication in HIV Care // Journal of
General Internal Medicine. 2016. Vol. 27. P. 1635–1642. [12] Leuchtmann L., Bodenmann G. New
perspectives on dynamics of dyadic coping, in When “We” are Stressed //
Hauppauge, NY: Nova Science Publisher. 2018. Vol. 56. pp. 3-14 [13] Guerrero L. K., Anderson P. A.,
Afifi W. A. Close Encounters: Communication in Relationships. Los Angeles, CA:
Sage. 2015. 344 p. [14] Jurnal of Medicine. 2015. Vol. 373.
P. 1390–1393. 15. Pagani A. F., Donato S., Parise M., Iafrate R., Bertoni A.,
Schoebi D. When good things happen: the effects of implicit and explicit
capitalization attempts on intimate partners well-being // Family Science.
2015. Vol. 6. P. 119– 128. [15] Goldsmith D. J., Domann-Scholz K.
The meanings of “open communication” among couples coping with a cardiac event
// J. Commun. 2017. Vol. 63. P. 266–286. [16] Epel E.S., Crosswell A.D., Mayer
S.E., Prather A.A. More than a feeling: A unified view of stress measurement
for population science // Front Neuroendocrinol. 2018. Vol 23. P. 46–169. doi:
10.1016/j.yfrne.2018.03.001 [17] McCraty
R., Atkinson M., Tomasino D., Goelitz J., Mayrovitz H.N. The impact of an
emotional selfmanagement skills course on psychosocial functioning and
autonomic recovery to stress in middle school children // Integr Physiol Behav
Sci. 2019. Vol. ;34.
P. 246-68