Курсовая с практикой на тему «Социокультурные аспекты трансформации образа женщины в экранизациях классической англоязычной литературы»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава I. Теоретические аспекты исследования
трансформации культур. 6
1.1 Трансформация общественной роли
женщины в XIX-XXв. 6
1.2
Отражение феминистского движения в классической литературе и кино. 9
Выводы по первой главе. 21
Глава II. Социокультурные аспекты
перевоплощения образа женщины при экранизации произведении викторианского
периода. 22
2.1 Экранизация женских романов
английской классической литературы.. 22
2.2
Трансформации образа женщины при экранизации. 32
2.3
Трансформация образа женщин на экранах в XXI веке (на примере романа «Дневник Бриджит Джонс». 37
Выводы по второй главе. 43
Заключение. 43
Список литературы.. 45
Введение:
Женщина с её удивительным
внутренним миром всегда привлекала внимание писателей и кинематографистов. Писатели,
изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою
жизненную позицию. Экранизация женских романов
отражает типологические национальные особенности того или иного
периода. Общие и отличительные
черты женских образов в мировой киноиндустрии позволяет выявить общие
закономерности социокультурных аспектов
трансформации образа женщины.
За последние несколько десятилетий роль женщин в общественной
жизни и в социальном контексте изменилась. Из роли женщины, которая
хорошо справлялась со своей «домашней» ролью — ролью дочери, жены и матери, она во многих случаях превратилась в
кормильца. Деловая и культурная среда оказали большое влияние на эти роли.
Социальные трансформации изменили эту роль. В контексте сегодняшних условий они
играют разные роли — от предпринимателей до руководителей корпораций и
политиков. Но все же существует культурное давление на идеальную роль, которую
они должны играть в обществе. Все еще существуют культуры, которые считают
женщин непригодными для трудоустройства, и их роль ограничивается домашним
хозяйством. В нынешних глобальных условиях это ожидание затрудняет им выбор
карьеры и образования.
Положение женщин в любом
обществе XIX было сложным, и поэтому создатели женских образов в
кинопродукциях хотели выявить внутренние силы женщин. В них женщина показана не только как
попутчица мужчины, но и человека, который имеет свои права и является творцом
своей жизни. Женские образы в кинофильмах имеют свои характерные
особенности. Данное исследование направлено на
изучение образа женщины в художественном тексте, и его экранной версии.
Степень
разработанности проблемы. Данная проблема была изучена многими
зарубежными мыслителями: Д. С. Милль, Г. Г. Бокль, Г. Спенсер, которые
выступали за равенство женщин и тех, кто отрицал такую возможность (М. Нордау,
Ф. Ницще, А. Шопенгауэр). В произведениях
медиакультуры, как и культуры в целом образ женщины значительно изменился. Это
связано с историческими, политическими, экономическими, социокультурными и
другими изменениями в обществе. Отражение трансформационных процессов
репрезентации женского образа в кинематографе является главной
задачей кинорежиссеров. Несмотря на это данная тема рассмотрена не
полностью, потому что
подход кинематографистов к изображению женских персонажей во многом различен.
Вопрос изображения женского образа, как в кино, так и в литературе
имеет ряд особенностей, которые связаны с традицией сложившейся в литературе в
конце XIX — XX
веков, а также своеобразным подходом писателей к «женскому роману». «Женская
тема» всегда была актуальной как в художественной литературе, так и в медиакультуре. Как
пишет Н. Е. Разумова, «рост интереса к этой теме был обусловлен, прежде всего,
остротой «женского вопроса» в обществе. Положение женщины было наиболее
наглядным показателем нравственности и гуманности социальной системы,
заявлявшей о своей демократизации» [17].
Актуальность
рассматриваемой темы заключается в значимости экранного
искусства как важного фактора социализации, так как во многом через них происходит
усвоение общепринятых норм поведения в обществе, формирование социальных и
поведенческих стереотипов. «Женская тема» всегда была актуальной в художественной литературе. Как
пишет Н. Е. Разумова, «рост интереса к этой теме был обусловлен, прежде всего,
остротой «женского вопроса» в обществе. Положение женщины было наиболее
наглядным показателем нравственности и гуманности социальной системы, заявлявшей
о своей демократизации» [17]. Образ женщины в произведениях
медиакультуры, как и культуры в целом, претерпевает значительную трансформацию,
связанную с историческими, политическими, экономическими, социокультурными и
другими изменениями в обществе.
Новизну материала
определяет постановка вопроса о комплексном подходе к изучению социокультурных
трансформации, которые были использованы при создании идеального женского
образа в кинематографии.
Объект изучения данной работы — экранизации
классической англоязычной литературы (и образ женщины в них).
Предметом исследования являются социакультурные трансформации
при создании женских образов в кинематографии.
Цель
данной работы изучить социокультурные
аспекты трансформации образа женщины при экранизации классической англоязычной
литературы.
Данная цель
предусматривает решение следующих задач:
— изучить причины формирования и развития
женских движений и феминизма;
— рассмотреть общественную роль женщины в художественной
литературе в прошлых столетиях;
— выявить
особенности трансформации женских образов при экранизации классической
англоязычной литературы,
— проанализировать причины трансформации этих образов.
Теоретико-методологические основы исследования. Материалом
исследования послужили всемирно известные романы о женщинах в США ( «Гордость и
предубеждение» (Джейн Остин), «Джейн Эйр» (Шарлотта Бронте), «Дневник Бриджит Джонс»
(Хелен Фильдинг). Выбор именно этих произведений для анализа вызван тем, что в
современной англоязычной критике отмечается тенденция к изучению творческого
наследия по созданию идеального женского образа в контексте оживления интереса
ученых и читателей к романам жанра «чиклит», которые выданы тысячными тиражами
в электронном варианте, а также их экранизации.
Методы
исследования. Методы, используемые в исследовании,
включают сопоставительный анализ, компонентный анализ, наблюдение, сравнение,
обобщение.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты работа может быть
использована при дальнейшем изучении вопроса об общественном положении женщины,
об устранении всех форм дискриминации, о защите ее интересов на уроках,
семинарах и спецкурсах по англоязычной литературе США.
Структура
работы. Структура работы стандартная, и состоит из введения,
двух глав, ряда параграфов, выводов, заключения и списка использованной
литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются
его цель, задачи, определяются объект и предмет выполняемой работы. В первой
главе излагается теоретический аспект использования лингвистических средств и
их значения в художественной литературе.
Во второй главе проводится анализ разработанности «женской темы» в
кинопроизводстве, ряд работ обобщающего характера, в которых рассматриваются
социокультурные аспекты трансформации образа женщины в ходе экранизации.
В заключении изложены результаты проведенного анализа.
Заключение:
Проблема
«женщины и общества» очень сложна, многогранна и во многом спорна. Из сферы общественно-политической
практики в настоящее время она продвинулась, прежде всего, в области
научно-теоретических, философских, социологических, исторических, культурных и
даже экономических и правовых исследований, в которых так называемый гендерный
подход к пониманию или другой аспект человеческой деятельности и бытия. Это
указывает на то, что сфера чувств, эмоциональных реакций, поведенческих
стереотипов, специфика взаимоотношений с миром, формы развития и присвоения
культурных ценностей существуют в мужской и женской версиях.
Женщина
в работе Бронте — свободолюбивое, независимое существо, равное мужчине по
интеллекту и силе характера.
В романе «Bridget Jones’s Diary» Хелен Филдинг
поднимает различные проблемы, многие из которых были описаны еще в XIX веке
писательницей Джейн Остин в романе «Pride and Prejudice». К ним можно отнести
такие проблемы, как влияние общества на жизнь женщины, идеализация семейной жизни,
постфеминизм.
Остен изображает повседневную жизнь людей. Как
отмечает Е. Гениева: «Мир романов Джейн Остен — это мир обычных мужчин и
обычных женщин: молоденьких "уездных" девушек, мечтающих о
замужестве, гоняющихся за наследством, почтенных матрон, отнюдь не блистающих
умом, себялюбивых и эгоистичных красоток, думающих, что им позволено распоряжаться
судьбами других людей».
Образы персонажей в кино
классической английской литературы не потеряли своей значимости и для
современных героинь. Современная британская журналистка и писательница Хелен
Филдинг в своем бестселлере «Дневник Бриджит Джонс», «позаимствовала» элементы
сюжета, некоторые образы и характерные черты персонажей из «Гордости и
предубеждения», даже фамилию одного из главных персонажей – Дарси. Несомненно,
роман Дж. Остен – шедевр классической литературы, которому подражают и спустя
двести лет. Современные англоязычные авторы и кинематографы не желают
расставаться с его героями, пишут свои продолжения и создают киносериалы. Это
еще раз подтверждают мысль об актуальности осмысления литературного наследия и
говорит о том, насколько важна идея продолжающейся литературной традиции.
Главной целью Бриджит Джонс, как
среднестатистической современной женщины, было построить отношения и выйти
замуж. Она старалась делать все, чтобы исправить себя: отказаться от вредных
привычек, похудеть, стать успешнее в профессиональной деятельности. Все это она
делала для того, чтобы привлечь внимание мужчин. Общество оказывает на нее
довольно сильное влияние. Постоянные вопросы о личной жизни, напоминания о том,
что незамужние женщины считаются «неудачницами» и не могут быть счастливы,
попытки родственников познакомить ее с каким- нибудь мужчиной из своего круга,
которые заканчиваются неудачей – все это расстраивает главную героиню и
заставляет ее чувствовать себя некомфортно и неуверенно.
Хелен Филдинг пишет о
том, что в настоящее время социальный и психологический статус женщины
изменился в сторону большей самостоятельности и независимости от мужчин;
современная женщина – это уже не образцовая мать семейства, жена, подруга и
советчица, но женщина, стремящаяся к самореализации и достижению успеха в
социуме. В силу переоценки приоритетов женщины более открыто заговорили о том,
что их
волнует, и это породило, в свою очередь,
потребность в самовыражении. Для
женщин нового поколения очень остро стоит вопрос
выбора между карьерными достижениями и личной жизнью.
Писательницы
стремились к широкому воссозданию действительности, влиянию общественных
условий на человеческие судьбы и духовный мир личности. Реалистические
тенденции прослеживаются в изображении характеров героин, наравне с элементами
романтизма.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты исследования трансформации культур
1.1Трансформация общественной роли женщины в XIX-XXв.
Во многих странах социокультурные факторы действуют не в
пользу женщин, где их традиционная роль заключается в подчинении мужчинам,
часто в покровительственных отношениях, в которых место женщины находится дома,
а не на рабочем месте. История показывает, что из всех обездоленных групп
населения в мире женщины пострадали больше всего. Их страдания не знают границ,
когда речь заходит о культуре, расе, регионе или религии. В нашем обществе не
перестал доминировать мужской пол. В результате к женщинам не относятся как к
равным партнерам с мужчинами как внутри дома, так и за его пределами. На самом
деле, к ним относятся как к слабакам, выживание которых зависит от мужчин.
Женщины воспринимались
как непригодные к работе физической и интеллектуальной. Шовальтер демонстрирует
влияние евангелистического кредо работы, согласно которому оба пола должны
«внести свой вклад в жизненный процесс»[24]. Но если для мужчины работа — это
удовлетворение как общественных, так и личных интересов, то для женщины —
только личных. Поскольку основная деятельность женщины должна была быть связана
с домом и семьей, ее обучали тому, что необходимо для хорошей хозяйки и матери.
Professor
P. V. Bezobrazov, taking part in the debate about woman’s nature and mental
capacities, had a similar view. He considered that if woman was forced to
remain ignorant it would be similar to the attitude of American planters
considering their Negroes fit for slavery solely on the basis of the color of
their skin. — Критикуя образование, которое получали женщины в конце XIX века, П.В. Безобразов писал: «…часто говорят, к чему девочке знать все тонкости латинской грамматики или решать мудреные алгебраические задачи. Понятно,
что в обществе возникают подобные вопросы, и иногда кажется, будто в школе учат
тому, что не нужно, а тому что нужно, не учат. Менее понятно, почему
какая-нибудь наука считается полезной для мальчика и бесполезной для девочки.
Большинству мужчин никогда не приходится применять в жизни тех сложных