Курсовая с практикой на тему Социальные сети как фактор социализации студенческой молодёжи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава 1 Теоретические
основы изучения влияния социальных сетей на социализацию студентов. 6
1.1 Сущность и
содержание понятий «социальные сети», «социализация» 6
1.2 Особенности влияния
социальных сетей на социализацию студентов 13
Глава 2 Экспериментальное
изучение влияния социальных сетей на социализацию студентов. 26
2.1 Методы изучения
влияния социальных сетей на социализацию.. 26
2.2 Анализ
результатов экспериментальной работы по изучению влияния социальных сетей на
социализацию студентов. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 33
Список использованной
литературы… 35
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 39
Введение:
Актуальность
и практическая значимость темы обусловлены высоким уровнем
развития информационных технологий, способствующих выходу общества на
совершенно иной уровень развития, при котором обмен информацией, общение между
людьми, способы построения отношений, поиск работы, отдых и т.п. переходят из
реального мира в мир виртуальный и, как следствие, возникновению виртуальной
компьютерной социализации или киберсоциализации человека.
Сегодня существует немало
точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы
зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения
наиболее активной аудиторией пользователей социальных сетей является молодежь
(составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая
рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой
инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей
становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе.
Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации,
«самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем
одобрение неким, часто отстраненным, «обществом». В социальных сетях
отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном
общении. В последнее время они влияют на процесс социализации, становления и
развития личности молодых людей: отодвигают на второй план классические
институты социализации – семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников.
Степень научной разработанности проблемы связана с ростом интереса
социологов к процессам информатизации, коммуникации, со стремлением
переосмыслить роль Интернета в подготовке будущих специалистов.
Полноценный анализ возможен на основе работ зарубежных и отечественных
авторов в области исследования социального пространства социализации, роли
информационных процессов в научении и интериоризации культурно-нормативных
стандартов, стабилизирующих социальную систему. Концептуально важными для
исследования являются работы, затрагивающие отдельные аспекты
интернет-социализации, а именно:
1) методологические основания, содержательный анализ ключевых понятий
социологии Интернета;
2) систематизация зарубежного и российского опыта исследования сетевых
практик;
3) различные проявления информационного неравенства, пути минимизации
информационного неравенства.
В контексте данной проблемы интерес представляют исследования
взаимодействия коммуникативных технологий с базовой структурой общества как
зарубежных (П. Бурдье, М. Маклюэн, Е. Масуда, Э. Сепир), так и отечественных
авторов (И.Савельева, В.Собкин, Д.Адамчук, Т.Дридзе).
Проблема исследования сформулирована следующим
образом: каково влияние социальных сетей на социализацию студентов?
Решение
данной проблемы составляет цель исследования – изучение социальных
сетей как фактора социализации студенческой молодежи.
Объектом исследования является социализация
студенческой молодежи и факторы, ее определяющие.
Предметом исследования выступает процесс
социализации студенческой молодежи посредством социальных сетей.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что
социальные сети заменяют традиционных агентов социализации, вследствие чего
молодые люди сами создают свой виртуальный социум, в котором действуют лишь ими
же придуманные законы.
Цель работы предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
– раскрыть сущность и содержание понятий «социальные сети», «социализация»;
– охарактеризовать особенности влияния социальных сетей на социализацию
студентов колледжа;
– изучить отношение современной молодежи к социальным сетям,
как фактору социализации;
– подобрать методы изучения влияния социальных сетей на социализацию;
– провести анализ и обработку полученных результатов.
Методологической основой
исследования выступают идеи Э. Гидденса, М.Кастельса, П.Дракера, Д.Белла,
Э.Тоффлера, З.Бжезинского; среди отечественных авторов отметим работы Л.
Ионина, А.Тельнова, А.Чернова, А.Чугунова, П.Браславского, Е.Горного,
А.Шермана. Утверждается новое направление — социология Интернета (Е.Масуда, М.
Маклюэн, Д.Иванов, Дж.Сулер, Н.Чеботарева, А.Минаков), научный дискурс которого
конструируется в контексте бинарных оппозиций: виртуальное — реальное,
письменное — устное, свобода — контроль, публичное — частное, безграничность —
ограниченность, доверие — обман.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования. Теоретические
методы: анализ фактов, поиск закономерностей создание гипотез и мысленных моделей,
построение аналогий, классификаций, сравнительный анализ. Практические
(эмпирические): наблюдения, моделирование, проведение опросов.
Экспериментальная база
исследования: государственное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и
молодежной политики Чувашской Республики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Данная работа
была посвящена изучению социальных сетей как фактора социализации
студенческой молодежи.
В ходе работы были достигнуты следующие задачи:
– раскрыты сущность и содержание понятий «социальные
сети», «социализация». Социальная сеть – ресурс,
взаимоотношений между людьми либо организациями в Интернете. Социальная сеть –
это онлайн–сервис, сайт или платформа, предназначенный для организации
социальных взаимоотношений. Киберсоциализация человека – процесс качественных изменений структуры
самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования
им современных информационных и компьютерных технологий в контексте
жизнедеятельности.
– охарактеризованы особенности влияния социальных сетей
на социализацию студентов колледжа. Интернет
играет существенную роль в социализации пользователей. Положительный характер
роли Интернета в социализации человека связан с нарастающими ресурсами Сети,
способными обеспечить возросшие социальные потребности населения, дающие
высокую степень свободы и самореализации личности.
Выявлены
ИКТ-факторы социализации, позволяющие «сгладить» географические особенности, а
именно:
–участие
в социальных сетях, использование ресурсов облачных технологий,
–подписка
на новости медийной интернет-среды (СМИ), использование досуговых сервисов (в
том числе онлайн-игры),
–участие
в онлайн-форумах, чатах, использование научных сетей, участие в электронных
научных конференциях и форумах, видеоконференциях,
–подключение
и участие в работе экспертных сетей, регистрация и использование электронных
библиотек,
–применение
электронного правительства для решения профессиональных и социально-бытовых
проблем,
–применение
для перевода денежных средств онлайн-банкинга.
– изучено отношение современной молодежи к социальным сетям,
как фактору социализации;
– подобраны методы изучения влияния социальных сетей на социализацию;
– проведен анализ и обработка полученных результатов. На основе
результатов проведенных методик мы пришли к следующим выводам: преобладающий
уровень влияния социальных сетей на социализацию подростков – средний, он
характеризуется частым пребыванием в социальных сетях, постепенной заменой
реального общения на виртуальное (55,6 %испытуемых). К низкому уровню относятся
37,4 % испытуемых, он пока не несет личности никаких угроз, интерпретируется
как незначительный. К высокому уровню — 7% детей, это практически жильцы
социальных сетей, не представляющие без них своего существования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические
основы изучения влияния социальных сетей на социализацию студентов
1.1
Сущность и содержание понятий «социальные сети», «социализация»
Социальная
сеть – ресурс, взаимоотношений между людьми либо организациями в Интернете. Принципы
создания социальных сетей были изложены еще в 1950–1960 годах в теоретических
работах математиков. Сам же термин появился еще в 1954–м. Первый чат появился в
1988 году и назывался IRC. Развитие социальных сетей шло в ногу с развитием
Интернета. Первые значимые социальные ресурсы появились в 2003–2004 году [7].
Социальная
сеть – это онлайн-сервис, сайт или платформа, предназначенный для организации
социальных взаимоотношений. На таком ресурсе каждый человек предоставляет о
себе какую–либо информацию, по которой данную запись смогут отыскать другие
участники. Социальная сеть может быть общедоступной или же представлять собой
закрытую структуру, предоставляя доступ только определенному кругу лиц,
охватывает все возрастные группы, объединяет людей разных национальностей,
религий, профессий, социальных групп, возрастов, полов. Все активные
пользователи социальной сети имеют возможность общаться друг с другом напрямую,
обмениваться информацией, без использования дополнительных инструментов,
например, электронной почты, телефонных звонков или мессенджеров, комментировать
записи, выражая свое мнение. Также социальная сеть имеет такую возможность
располагать инструментами для создания сообществ по интересам, где общение
происходит уже в более узких кругах. Различные приложения, игры делают
пребывание в социальной сети интереснее и увлекательнее.
Существует
множество видов социальных сетей, такие как политические, экономические,
коммерческие, культурные и так далее. Так же социальная сеть может быть
формальной или неформальной. Каждая обладает своими характеристиками и особенностями.
В данный
момент многие современные компании выбирают социальную сеть, как вид
интернет–маркетинга, это позволяет охватить им большую целевую аудиторию и
эффективно продвинуть бизнес. Социальные сети не подтверждены кризису и внешние
факторы мало влияют на их развитие, они не зависят от политических и
экономических обстановок в стране. С
помощь социальных сетей люди могут получить все возможные рейтинги об
использовании ссылок, статей и о контенте различных веб–сайтов. Все данные в
конечном итоге позволяют создать лояльную базу потребителей [6, c. 67].
Социальная
сеть обладает рядом обязательных качеств:
– содержание
(контент) сайта, которое формируется преимущественно или исключительно его
пользователями;
–
предоставляет возможность создавать связи с другими активными пользователями
(социальные связи) или социальными объектами (тематические группы);
– каждый
пользователь имеет возможность получать статическую и динамическую информацию
об объектах и о социальных связях между ними;
– пользователям
доступны всевозможные коммуникации с другими пользователями и социальными
объектами [6, c. 53].
Функции
социальной сети:
–
Коммуникационная. Пользователи устанавливают контакты, обмениваются информацией
и объединяются для достижения общих целей;
– Информационная.
Пользователи выступают попеременно и в роли коммуникатора, и в роли реципиента;
–
Социализирующая;
–
Самопрезентация;
–
Идентификационная. Пользователь при регистрации индивидуального профиля
предоставляет информацию о себе – имя, дата рождения, семейный статус и т.д.;
–
Формирование идентичности. Согласно теории Фестингера, которую он изложил в
1954 году, человек склонен сравнивать себя с теми людьми, с которыми у него
есть большее количество схожих черт. Кроме того, согласно теории когнитивного
диссонанса, люди, которые похожи положительно оценивают друг друга. Это
основной механизм, который позволяет человеку четко формулировать свои позиции
в отношении других людей и групп;
–
Развлекательная. Социальные сети дают возможность обмениваться мультимедийными
файлами, виджетами.
Многомиллионная
аудитория социальных сетей дает возможность современным технологиям маркетинга
разрабатывать новые стратегии и привлекать наибольшее внимание к продвигаемому
объекту. На данный момент SMM (продвижение в социальных медиа) набирает
стремительные обороты и используется в качестве эффективного и действенного
инструмента оптимизаторами.
В России количество интернет-пользователей, по данным Digital 2020,
составило 118 миллионов. Это значит, что интернетом пользуются 81% россиян. Количество
времени, которое люди проводят в интернете, сильно отличается
в разных странах. Так в Филиппинах это 9 часов 45 минут
в день, а в Японии — 4 часов 22 минуты. Россияне сидят
в интернете 7 часов 17 минут каждый день. Среднестатистический
россиянин тратит на соцсети 2 часа 26 минут в день.
Интересно, что в январе 2020 года у 87% россиян на смартфонах были
установлены мессенджеры, а приложения соцсетей — у 92% мобильных пользователей.
Самое популярное мобильное приложение в России по количеству пользователей —
WhatsApp. За ним следует Viber, и замыкает тройку лидеров приложение ВКонтакте.
При этом именно в мобильном приложении ВКонтакте россияне тратят больше всего
денег. 77,9% веб-трафика в России приходится на Android (на 11% больше, чем в
прошлом году), а на iOS — 21,5%.
Несмотря на проблемы разного рода, с которыми Facebook
столкнулся в последние несколько лет, эта социальная платформа сохраняет
статус самой популярной. Наверное, главным открытием 2019 года среди соцсетей
стал TikTok. У него 800 миллионов активных пользователей в месяц. TikTok
поднялся на шестое место в глобальном рейтинге мобильных приложений
по количеству активных пользователей за 2019 год. Он все
еще отстает от WhatsApp, Facebook, WeChat и Instagram, но уже
опережает все другие социальные платформы. Facebook, Instagram и Snapchat
сообщили о росте рекламной аудитории за последние несколько месяцев,
даже среди пользователей в возрасте от 13 до 17 лет.
Например, на начало 2020 года в России рекламная аудитория Instagram составила
44 миллиона человек, что равно 36% от всего населения страны [4].
В
настоящее время используется понятие «виртуальная социализация», под которой
можно понимать «процесс вхождения пользователя Интернета в социокультурную
среду локальных сообществ посредством освоения технологий коммуникации,
информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а
также социальных норм, ценностей и ролевых требований». При этом «виртуальная
социализация» отличается от «традиционной» опосредованностью
информационно-коммуникационных технологий. В первом случае они являются
(средой) социализации, во втором – ее фактором (причиной, силой влияния).
Сегодня
среди факторов, влияющих на интернет-социализацию молодежи, выделяют факторы,
«сглаживающие» географические особенности.
Традиционные факторы социализации (государственные,
религиозные и общественные организации, семейные и др.) представлены учеными в
аспекте формирования личности. Виртуальные аспекты влияния на социализацию
молодежи пока еще фрагментарно исследуются.