Курсовая с практикой на тему Социальные проблемы регионального развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические аспекты социальных проблем регионального развития 5
1.1 Понятие и классификация социальных проблем регионального развития 5
1.2 Элементы системы управления социальным развитием территориальных образований РФ 10
2 Анализ и пути решения социальных проблем регионального развития 15
2.1 Основные виды и направления социального развития регионов 15
2.2 Направления совершенствования организационно-управленческого механизма социального развития регионов 20
Заключение 29
Список использованных источников 32
Введение:
Данная работа посвящена изучению социальных проблем регионального развития.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что современная российская экономика позиционируется как социально ориентированная экономика рыночного типа. Основная роль государства социально ориентированной рыночной экономики состоит в развитии институтов взаимной ответственности участников хозяйственной системы, корректировке в распределении доходов.
Эффективность организационно-управленческого механизма реализации социальной политики в социально ориентированной рыночной экономике зависит от государственных мероприятий по оказанию социальной помощи через систему социального обеспечения. Повышается и роль социального законодательства и управления социальным развитием регионов.
В настоящее время состояние и тенденции социально-экономического развития регионов России позволяют в качестве приоритетов ставить задачу повышения эффективности социальной политики и повышения регулирующей роли государства в ее осуществлении на всех уровнях.
Тем не менее, современная социальная политика подразумевает разработку эффективного механизма ее реализации на региональном уровне.
Одна из основных проблем существующего механизма реализации социальной политики состоит в необходимости адаптации к процессам реформирования, которые на различных территориях находятся на разной стадии, также современное российское общество отличается высокой степенью дифференциации.
Высокая дифференциация денежных доходов и потребления населения в регионах, коррупционная составляющая государственных органов актуализируют поиск направлений совершенствования организационно-управленческого механизма осуществления социальной политики в регионах.
Цель работы – рассмотреть социальные проблемы регионального развития и выявить направления совершенствования организационно-управленческого механизма социального развития регионов.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и подходы к классификации социальных проблем регионального развития;
2) выявить элементы системы управления социальным развитием территориальных образований РФ;
3) определить основные виды и направления социального развития регионов;
4) обосновать направления совершенствования организационно-управленческого механизма социального развития регионов.
Объект исследования – административно-территориальное устройство.
Предмет исследования – организационно-управленческие условия социального развития регионов.
В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Первая глава исследования посвящена рассмотрению теоретических аспектов социальных проблем регионального развития. Во второй главе работы проводится анализ и обосновываются пути решения социальных проблем регионального развития.
Источниковую базу исследования составили материалы научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам социального развития территорий, опубликованные за последние 5 лет.
Заключение:
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Региональное развитие — это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории
Социальные проблемы регионального развития классифицируются по сферам положения, степени остроты, степени масштабности, роли в общественной жизни, характеру воздействия на общество, степени новизны проблемы, степени устойчивости, положению источника формирования, способу разрешения, степени информационного обеспечения.
В Институте географии РАН ещё в 2002 г. была составлена интегральная карта, где было осуществлено районирование нашей страны по социально-экономической обстановке. Современными исследователями подвергается критике известное районирование России по федеральным округам, которое было предложено правительством России, и по которым сегодня осуществляется финансирование из госбюджета и по которым дается вся статистика.
2) Система управления социальным развитием регионов РФ осуществляется законодательными и исполнительными органами власти. На основе Конституции РФ и государственной стратегии Правительством РФ разрабатываются законопроекты федерального значения, рекомендованные для разработки на их основе региональных программ и проектов. Система управления социальным развитием территориальных образований РФ осуществляется на базе федерального законодательства, нормативно-правовых актов территории, федеральных целевых программ и программ социально-экономического развития регионов.
3) Устойчивое развитие регионов направлено на формирование благоприятных условий жизни не только для нынешнего, но и будущих поколений. Следует отметить, что устойчивое социальное развитие регионов невозможно без социально-экономического роста, поэтому в этом процессе раскрывается взаимообусловливающая и взаимодополняющая роль конкурентоспособности региона. Методика оценки социального развития российских регионов проводится на основании многомерного факторного анализа и рейтинговой оценки и заключается в приведении показателей к виду, отражающему их вклад в федеральные показатели российской экономики, и присвоении ранга региона за каждый отчетный период.
Проанализировав уровень социального развития региона на примере Пензенской области, можно сделать выводы, что Пензенская область относится к регионам со средним уровнем социального развития. Несмотря на это, существует ряд факторов, влияющих на социальное развитие региона. К наиболее существенным факторам относятся: уровень безработицы, отрицательные демографические показатели и политика в области заработной платы.
4) Выявлены направления совершенствования организационно-управленческого механизма социального развития регионов на основе существующих проблем.
Во-первых, часто реализация социальной политики в регионах заключается в выплате пособий. Разовая помощь не всегда способна изменить ситуацию. В-вторых, основные проблемы связаны с управлением демографической политикой, поскольку ситуация осложнена спецификой жизнедеятельности семьи в условиях городов и региональных центров. Жители городов и региональных центров сталкиваются с проблемой «семья-работа», в связи с этим проблемой является отсутствие действенных механизмов, позволяющих обеспечить родителям возможность сочетать ведение семьи и развитие в профессии. В-третьих, доходы семей с детьми остаются на низком уровне в связи с чем требуется разработка минимальных социальных стандартов. В-четвертых, недостаток инновационных технологий, способных обеспечить развивающуюся управленческую систему социальной политики регионов в направлении доступности. В-пятых, отсутствие инновационно-инвестиционного механизма при осуществлении социальной политики и механизма привлечения внебюджетных средств. В-шестых, недостаточно развита система межведомственного взаимодействия, субъектов, осуществляющих социальную политику в регионах.
Повышению эффективности региональной социальной политики будет способствовать мониторинг существующих и вновь принимаемых целевых программ. Разработка таких программ должна осуществляться квалифицированными специалистами, которые имеют как высокий управленческий опыт, так и опыт непосредственного взаимодействия с гражданами, социальными группами, нуждающимися в социальной поддержке. Для повышения эффективности необходимо проводить структурные изменения, рациональной использование полномочий, повышение информационной составляющей деятельности.
В связи с этим рекомендовано внедрить комплекс системных изменений в рамках совершенствования системы управления социальной защиты населения регионов. Организационно-управленческий механизм должен формироваться в рамках интегрированной модели, которая будет эффективно сочетать возможности рыночной саморегуляции и государственного управления. Разработка такого механизма позволит достичь цели всестороннего охвата социальной поддержкой всех групп, которые в ней нуждаются и достичь устойчивого воспроизводства на территории регионов.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов при разработке и совершенствовании организационно-управленческого механизма социальной политики в регионах.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты социальных проблем регионального развития
1.1 Понятие и классификация социальных проблем регионального развития
Социальные проблемы или общественные проблемы — вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.
Региональное развитие — это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории [8, c. 24].
Социальные проблемы в общем виде можно классифицировать таким образом, как показано в таблице 1.
Социальные проблемы, в отличие, например, от военных или внешнеполитических, требуют обсуждений и споров, поскольку в каждой из них кроются проблемы медицинские, экономические, экологические, психологические, педагогические, морально-этические, и в их решении заинтересованы совершенно разные слои общества, имеющие специфические, иногда противоречащие, интересы.
Среди глобальных проблем региона следует отметить такие, как [12, c. 1]:
— бедность, нищета населения;
— алкоголизация населения, пьянство;
— распространение наркотиков, наркомания;
— эпидемия ВИЧ/СПИД;
— эпидемия туберкулёза;
— вымирание населения;
— социальное сиротство;
— мигранты, переселение соотечественников;
— коррупция и др. [4].
Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причём дискурс их восприятия и представления со временем меняется (например, словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейском обществе в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы — неравномерного распределения богатства). Кроме этого, географическое расположение региона, наличие или отсутствие природных ресурсов, близость или удаленность от коммуникаций, климат влияют на его экономику, транспорт, внешнеэкономические и внешнеполитические ориентации, на взаимоотношения с центром и, безусловно, на перечень социальных проблем. Социальные проблемы также связаны с наличием или отсутствием военных конфликтов (это особо актуально для приграничных регионов) [14, c. 36]. Важно понимать и учитывать влияние территориальных и этнических конфликтов, культурных и религиозных факторов на формирование социальных проблем, особенно при их решении [18, c. 39].
Статистика показывает, что решение социальных проблем навсегда и везде — невозможно. Возможно частично уменьшить их проявление, вплоть до минимума. Современные меры борьбы с каждой проблемой в отдельности — задача всегда индивидуальная. Один и тот же негативный фактор в каждой стране будет проявляться по-разному. Более того, меры, принимаемые для решения одних социальных проблем, могут привести к появлению других негативных явлений. В борьбе (профилактике) должны принимать участие представители всех уровней власти, контролирующих органов и государственных структур [21, c. 232].
В Институте географии РАН ещё в 2002 г. была составлена интегральная карта, где было осуществлено районирование нашей страны по экологической и социально-экономической обстановке (табл. 2).