Курсовая с практикой на тему Социальные представления о морали современного подростка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОРАЛИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА 7
1.1. Понятие социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Рассмотрение особенностей подросткового возраста в контексте теории психосоциального развития 16
1.3. Социальные представления о морали 22
ГЛАВА 2. СОЦИАЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОРАЛИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА (ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) 29
2.1. План, исследование и описание экспериментальной группы 29
2.2. Результаты, полученные в результате проведения опросника с помощью прототипического анализа П. Вержес 30
2.3. Выводы по проведенному эмпирическому исследованию 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
В данной курсовой работе мы проанализируем социальные представления о морали современного подростка. Следует отметить, что данная тема является актуальной, поскольку среди всех возрастных периодов именно подростковый возраст является одним из самых сложных для индивидуума в понимании своих эмоциональных реакций в этом возрасте, а также значимых в плане формирования и построения фундамента личности человека, поэтому именно этот период является переломным. Подростки, развивающиеся в многообразии отношений с окружающим их обществом, могут усвоить определенные моральные нормы, которые в дальнейшем могут сформировать представления о мире. Именно в этот период должны закладываться основные ценности и жизненные принципы человека. Социальные представления о морали современного подростка играют важную роль, так как они формируют представления о добре и зле, дружбе, чести, достоинстве, справедливости, гуманности, правильном и неправильном, а также нормы поведения, которые вытекают из этих представлений.
Первыми, кто изучал социальные представления, были Л. Леви Брюль и Э. Дюркгейм. Они рассматривали такое понятие как «коллективные представления». Коллективные представления выражают то, как индивиды осмысливают себя в группе, ощущают связь с миром, а также являются условием для социальной жизни людей. Позже Серж Московичи дал иное определение «социальные представления» – это определенная система ценностей, идей, образов, практик, которые нужны для ориентации индивидов в мире, а также для облегчения коммуникации между индивидами. Социальные представления являются общественным сознанием, в котором сложно взаимодействуют различные убеждения, идеологии, знания. Социальные представления рассматриваются в контексте структуры. Структурой социальных представлений можно назвать систему мыслительных процессов, а именно представление неких предметов, событий, человека и др. Также, стоит отметить, что социальные представления являются совокупностью социального и психического (обусловлены социальной жизнью человека и его психическими особенностями).
В данной курсовой работе будет рассматриваться социальные представления подростков о морали. Интересно то, что у подросткового возраста свои психические особенности, а также социум, в котором живёт подросток.
Объект исследования – социальные представления подростка.
Предмет исследования – структура социальных представлений о морали современного подростка
Цель исследования – выявление специфики социальных представлений о морали современного подростка
Гипотеза исследования: структурой социальных представлений современного подростка являются базовые общественные нормы, что входит в ядро различных социальных ячеек общества.
Методологической основой исследования выступили: теория социальных представлений (Серж Московичи, Жан-Клод Абрик, Дениз Жоделе, Татьяна Петровна Емельянова, Александр Иванович Донцов); теория психосоциального развития (Эрик Эриксон, Валерий Александрович Ильин)
Основное определение морали в курсовой работе:
Мораль – это совокупность определенных правил, принципов и норм людей, которые регулируют поведение, а также сознание в различных сферах жизни.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии
2. Рассмотреть психологические и психические особенности подросткового возраста в контексте теории психосоциального развития
3. Изучение представления о морали в философских трудах и как мораль проявляется в повседневном поведении людей, в частности подростков
4. С помощью прототипического анализа П. Вержеса провести опрос о социальных представлениях о морали среди обучающихся 5-9 классов
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (первая – теоретическая, которая состоит из трёх параграфов, вторая – эмпирическая), заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В данной курсовой работе мы проанализирровали социальные представления о морали современного подростка. Данная тема является актуальной, так как среди всех возрастных периодов именно подростковый возраст является одним из самых сложных для индивидуума в понимании своих эмоциональных реакций в этом возрасте, а также значимых в плане формирования и построения фундамента личности человека, поэтому именно этот период является переломным.
Подростки, развивающиеся в многообразии отношений с окружающим их обществом, могут усвоить определенные моральные нормы, которые в дальнейшем могут сформировать представления о мире. Именно в этот период должны закладываться основные ценности и жизненные принципы человека. Социальные представления о морали современного подростка играют важную роль, так как они формируют представления о добре и зле, дружбе, чести, достоинстве, справедливости, гуманности, правильном и неправильном, а также нормы поведения, которые вытекают из этих представлений.
Моральные суждения подростков формируются под влиянием многих факторов: от обычаев и традиций, характерных для культуры, в которой ребенок воспитывается, до тех чувств, которые он переживает в конкретный момент. Способность принимать моральные решения на основе эмпатии и заботы о других развивается по мере взросления подростков. Девочки созревают несколько раньше мальчиков, следовательно, эмпатия развивается у них несколько раньше, чем у мальчиков. Эмпатия, или сочувствие, основывается на социальном выводе, ибо, если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать. Социальный вывод и эмпатия являются фундаментом, на котором развиваются более дружеские и близкие отношения между людьми.
Для эмпирического анализа содержания и структуры социальных представлений подростков о морали был выбран подход, предложенный П. Вержесом, который использовался в ряде исследований, посвященных изучению социальных представлений.
Подростки в целом понимают мораль как, в первую очередь, этику, уроки и нравы. Дружба, любовь, семья, уважение находятся на периферии социальных представлений о морали.
О важности морали подросткам регулярно говорят родители дома и педагоги в школе. Несмотря на то, что поведение в школе часто является показателем морального воспитания подростка для его родителей и педагогов, понятия, связанные с поведением, относятся к периферии социальных представлений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОРАЛИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
1.1. Понятие социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии
В данном параграфе мы рассмотрим различные концепции социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии.
Первыми, кто изучал социальные представления за рубежом, были Люсьен Леви-Брюль и Эмиль Дюркгейм.
Эмиль Дюркгейм является основоположником французской социологической школы. Однако Дюркгейм рассматривал понятие коллективных представлений. Дюркгейм подчеркивал, что общество состоит из индивидов, но это не простое соединение частей, общества нет там, где есть одни только индивиды. Над индивидом стоит высшая духовная власть — коллектив. Целью коллективной жизни, по его мнению, является интеграция индивидов в сообщества, которые наделяются моральным авторитетом и потому способны выполнять воспитательную функцию. Общество живёт и функционирует благодаря развитию коллективного сознания и коллективных представлений. По его мнению, коллективное сознание формируется по-особенному, своим ходом, а не из индивидуальных сознаний. Но он также считал, что коллективное сознание – это совокупность общих верований и чувств, свойственных в среднем членам какого-либо общества. Из этого он сделал вывод о том, что индивид возникает из общества, а не наоборот. Далее мы подробнее разберем определение коллективных представлений [5].
Коллективные представления — англ. representations, collective; нем. kollektive Vorstellung. По Э. Дюркгейму — совокупность символов и идей, традиций, привычек, обычаев, имеющих сходное значение для всех членов соц. общности, вызывающих у них сходные интеллектуальные и эмоциональные реакции, обеспечивающих единство соц. общности, солидарность ее членов. Коллективные представления выражаются в моральных предписаниях, юридических нормах, религиозных верованиях, материальных символах и понятиях. Коллективная жизнь, как и психическая жизнь индивида, состоит из представлений, но при этом индивидуальные и социальные представления сравнимы между собой, так как в обеих сферах: социальной и психической — обнаруживается один и тот же закон. Коллективное представление — это особый факт социальной жизни, который определяет видение мира отдельной личностью. Оно является внешним по отношению к индивидуальным сознаниям, а затем постепенно интериоризуется ими [5].
Высказанные Дюркгеймом идеи о развитии коллективного сознания были использованы при изучении традиционных культур известным психологом, философом и этнографом Л. Леви-Брюлем.
В своих работах «Первобытное мышление» (1922), а также «Первобытная душа» (1927) Леви-Брюль использовал обширный этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, которые находятся на разных этапах социокультурного развития. Опираясь на понятие «коллективные представления» Дюркгейма, Леви-Брюль утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют соответствующие типы мышления. Исходя из этого, он сформулировал теорию о двух типах мышления — первобытном и логическом. В книге «Умственные функции в низших обществах» (1910) он описал первобытное мышление, характеризуя его как мистическое по содержанию, пралогическое (дологическое) по способу организации (то есть нечувствительное к противоречиям и непроницаемое для опыта). В отличие от мышления представителя цивилизованного общества оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия), в силу которого предметы объединяются не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам.
Кроме того, Леви-Брюль выделил особенности социальных представлений:
1. Холистичность. Любое убеждение предполагает наличие большого количества других, которые в совокупности и образуют представление.
2. Социальные представления – некие духовные мыслительные конструкции, которые в свою очередь соотносятся с коллективными эмоциями сопровождающие их или порождаемые ими
3. Социальные представления содержат общие идеи, убеждения, которые относятся к практике, к реальности, не являющиеся детальными.
4. Они также обладают одинаковой значимостью. Каждое социальное представление оригинально и существенно [5].
Леви-Брюль подчеркивал, что «пралогическое» и «логическое» мышления представляют собой не сменяющие друг друга стадии, а сосуществующие типы мышления. Пралогическое мышление, определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, не распространяется на сферу личного опыта и практических действий. В то же время в современном обществе, в котором доминирует логическое мышление, сохраняются и следы пралогического, например, в религии, морали, обрядах, традициях. Таким образом, в процессе исторического развития изменяется соотношение между первобытным и логическим мышлением, причем доля последнего увеличивается.
Взгляды Дюркгейма и Леви-Брюля повлияли на концепции многих ученых – С. Московичи, М. Гальбовакса, Ш. Блонделя и в некоторой степени даже Ж. Пиаже. Так, многие характерные черты эгоцентрического мышления, свойственного детям, имеют сходство с описаниями пралогического мышления Леви-Брюля.
Далее изучением социальных представлений занялся Серж Московичи. Серж Московичи является одним из авторов теории социальных представлений, а также теории толп (масс). Теория социальных представлений – это анализ того, каким образом научное знание присваивается обыденным сознанием и применяется в ежедневной практике [13]. Создание теории социальных представлений– это ответ на процесс индивидуализации социальной психологии, который в свою очередь усилился после Второй мировой войны и выражался в широком распространении идей американской экспериментальной социальной психологии. В своей теории С. Московичи предлагал социальную интерпретацию социальной психологии и опирался на идеи таких авторов как: Э. Дюркгейм, Л. С. Выготский, Л. Леви-Брюль, Ж. Пиаже, В. Вундт.
Повсюду, когда мы сталкиваемся с людьми или вещами и узнаем их ближе, подразумеваются представления. Информация, которую мы получаем и которой мы пытаемся придать смысл, находится под их контролем и не имеет другого значения для нас, кроме как в том, что они дают ее. Чтобы несколько расширить рамки исследования, мы могли бы утверждать, что важность имеет природа изменений, посредством которых социальные представления становятся способными влиять на поведение индивида, включенного в коллектив. Таким образом, они создаются как внутренний момент сознания, поскольку именно в этой форме коллективный процесс интериоризируется, как определяющий фактор, в индивидуальное мышление. Такие представления являются нам почти как материальные объекты, поскольку являются продуктом наших действий и коммуникаций. В самом деле, они имеют характер профессиональной деятельности [13].