Курсовая с практикой на тему Социальные права и свободы человека в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1
Теоретические аспекты социальных прав и свободы человека. 4
1.1
Понятие и значение социальных прав в рамках российского законодательства 4
1.2
Социальные права и свободы человека как комплексное правовое явление 8
2
Правовые аспекты реализации социальных прав и свобод человека. 11
2.1
Механизм защиты социальных прав и свобод граждан. 11
2.2
Социальные права в решениях конституционного суда Российской Федерации 14
3
Проблемы реализации социальных прав граждан российской федерации и пути их
решения. 18
3.1
Проблемы реализации социальных прав человека в Российской Федерации 18
3.2
Пути решения выявленных проблем. 22
Заключение. 25
Список
использованных источников. 27
Введение:
Российская Федерация признается социальным государством, это
означает что в таком государстве, институт социальной защиты выступает как
обязательный элемент, задача которого обеспечить реализацию прав и свобод
человека и гражданина. Целью Российского государства является обеспечения
благополучия граждан, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией Российской Федерации
(п. п. 1, 2 ст. 7, п. 1 ст. 38, ст. 41, а также ст. 38) право на социальное
обеспечение — одно из основных прав человека и гражданина. Оно адресовано всему
населению, сопровождает каждого человека с момента его рождения и до конца
жизни во всех случаях, когда она необходима человеку в силу обстоятельств, не
зависящих от него.
Таким образом, в системе социального обеспечения
осуществляется реализация важнейших конституционных прав гражданина. В связи с
этим можно выявить актуальность выбранной темы. Платежи и услуги, помощь по
системе социального обеспечения получают десятки миллионов граждан России.
Достаточно вспомнить, что только количество пенсионеров в стране достигает 40
миллионов человек, а страховая защита распространяется на всех лиц, работающих
по трудовым договорам. Российское законодательство о социальном обеспечении,
как неоднократно отмечали эксперты, страдает непоследовательностью,
разобщенностью, нестабильностью и наличием коллизионных норм. Следствием этого
является отсутствие единообразия в правоприменительной практике, а зачастую и
ее непоследовательность, что, в свою очередь, влечет за собой поток жалоб от
граждан, которые считают свое конституционное право на социальное обеспечение
нарушенным. Для судов очень важно применять материальные нормы законодательства
Российской Федерации о социальном обеспечении, поскольку судебная практика
оказывает существенное влияние на совершенствование норм отраслевого
законодательства.
Объектом в данной работе являются общественные отношения,
которые возникают в процессе реализации конституционного права на социальное
обеспечение гражданами Российской Федерации.
Предмет – разновидность системы социального обеспечения т.е.
конституционные нормы, а также положения законодательства регламентирующие
общественные отношения между субъектами в процессе реализации конституционного
права на социальное обеспечение в Российской Федерации.
Целью исследования является изучение особенностей
обеспечения социальных прав и свобод человека в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Изучить понятие и значение социальных прав в
рамках российского законодательства;
2. Рассмотреть социальные права и свободы человека
как комплексное правовое явление;
3. Изучить механизм защиты социальных прав и свобод
граждан;
4. Проанализировать социальные права в решениях
конституционного суда Российской Федерации;
5. Описать проблемы реализации социальных прав
человека в Российской Федерации;
6. Сформулировать пути решения выявленных проблем.
Методологическую основу дипломного исследования составляют
общенаучные методы, такие как: диалектический, сравнительно-правовой,
историко-правовой, формально-логический и др.
Заключение:
Провозглашение Российской Федерации в 1993 г. социальным
государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека, предопределило интерес научного
сообщества к вопросам теории прав человека. На протяжении более двух
десятилетий социальные права и проблемы, сопряженные с их реализацией, выступали
предметом многочисленных монографических, диссертационных и публицистических
работ как общетеоретического, так и отраслевого характера.
Один из основных принципов правовой политики в социальной
сфере – это принцип приоритета социальных прав личности, закрепленных
Конституцией РФ.
Во-первых, социальные права личности должны рассматриваться
как неотделимая часть правового статуса человека и гражданина, во-вторых, их
следует анализировать во взаимосвязи с правовой политикой в социальной сфере.
Институт прав человека формировался и развивался на
протяжении достаточно длительного времени. Права личности в различных формах
существовали во всех общественно-экономических формаций, однако в полной мере
нашли свое воплощение с развитием идей конституционализма, получили нормативное
закрепление в конституциях многих государств мира.
Сегодня общепризнанно, что права человека играют важнейшую
роль во взаимоотношениях личности и государства. Они устанавливают сферу
свободы и самоопределения личности, ее автономию; стабилизируют общественные
отношения на основе общепризнанных международных стандартов в области прав и
свобод человека; определяют пределы деятельности государства по вмешательству в
сферу свободы человека; определяют ответственность государства перед личностью
и обществом.
В современной юридической литературе под социальными правами
человека понимается совокупность признанных обществом и государством прав и
свобод, закрепленных в нормативных правовых актах, которыми должен обладать
каждый человек для обеспечения и защиты своих определенных свойств, интересов и
возможностей, которые он потребности для нормального физиологического,
материального и духовного существования и развития, для социально достойной
жизни и социально значимой деятельности. К ним относятся, в частности, право на
достаточный минимум жизни (питание, одежда, жилище и т. д.), на работу и ее
благоприятные условия, на образование, здоровье, социальное обеспечение и
помощь и т. д.
Термин «социальные права» можно рассматривать как в широком,
так и в узком смысле этого слова. В узком смысле социальные права — это права,
гарантирующие определенный уровень жизни. Они могут включать право на достойный
уровень жизни (питание, одежда, жилье и т. д.); а также права в области
социального обеспечения, направленные на особую защиту определенных групп
населения: инвалидов, пенсионеров, детей, матерей, отцов.
Социальные права в широком смысле, помимо
вышеперечисленного, должны включать право на труд, право на охрану труда и
защиту от безработицы, право на образование, право на охрану здоровья, право на
участие в социальном страховании и т. д. В любом случае основным принципом
правовой политики в социальной сфере будет защита социальных прав личности.
Реализация этого принципа должна осуществляться в соответствии с положением
Конституции, которое не допускает принятие законов, ухудшающих положение
населения.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты социальных прав и свободы
человека
1.1 Понятие и значение социальных прав в рамках
российского законодательства
Эволюционный прогресс общественной жизни, трансформация
социальных и правовых ценностей, конвергенция правовых систем все чаще
привлекают внимание к необходимости правовых изменений в каждой из стран мира.
Неоспоримо утверждение, что современное государство и право должны быть
социальными, такими, основанные на демократических началах, верховенстве права
и закона.
Социальные права и свободы в РФ были исторически
сформированы намного позже политических и личных прав и свобод. Их формирование
пришлось на середину XX века (и частично происходит и в наше время), и было
обусловлено ростом активности граждан в ходе борьбы за создание эфективных и
достойных условий для труда и жизнедеятельности. Они возникли в ходе конфликтов
работников в процессе защиты своих интересов. Эта группа прав так называемого
«второго поколения» [25].
Социальные права многих западных стран представлены в
достаточно фрагментарно, неполно. Однако, положения о социальных обязанностях
(обязательствах) государства, принципы и основы государственной социальной
политики представлены довольно-таки обширно, что характерно для стран Западной
и Центральной Европы.
Рассматривая исторический аспект развития социальных прав и
свобод граждан, следует отметить, что впервые в привычном нам
систематизированном варианте, социальные права и свободы человека были
отображены в Конституции СССР 1936 года и Конституции СССР 1977 года.
Социальные права – это ряд социальных благ, которые
государство предоставляет в свободное пользование своим гражданам.
Теоретическая сущность термина свидетельствует о взаимосвязи индивида с
социумом, в том числе особенности их взаимоотношений на разных уровнях. Человек
приобретает социальные права с целью реализации своих интересов и
взаимодействия с социумом.
По своей сути социальные права являются индикатором
возможностей граждан, направленных на обеспечение достойного уровня жизни
самого индивида, а также его семьи, удовлетворение базовых потребностей тех
групп индивидов, которые в виду ограничений в трудоспособности (инвалидность,
старость), не в состоянии обеспечить выполнение базовых физических действий.
Таким образом, цель социальных прав – предоставление каждому отдельному
гражданину защиту, стабильные жизненные условия, уверенность в завтрашнем дне
[11].
В действующей Конституции РФ отображен значительный спектр
ключевых правомочий гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права [1]. Интересным является тот факт, что в
Конституции СССР 1977 года активно использовался термин
«социально-экономические права».
Социально-экономические права закреплены в Конституции РФ и
имеют важное теоретическое и методическое значение в жизни современного
общества. Их отличительной чертой является фундаментальность и субъективность.
Признаками социально-экономических прав являются следующие
[18]:
— социально-экономические права являются основными и четко
обозначенными в Конституции РФ;
— обладают высшей юридической силой, т.к. никакие другие
права и свободы РФ не могут противоречить конституционным нормам;
— находятся под повышенной защитой государства, они не могут
быть произвольно уменьшены или удалены;
— имеют универсальный гуманитарный вектор. Исторически так
сложилось, что в процессе своего основания весьма тесно коррелировали с
моральными и религиозными догмами (нормами), так как помогали решать вопросы
честности, взаимопомощи и взаимовыручки, благотворительности, лояльности;
— дают возможность апеллировать к получению от государства
определенного набора материальных благ и моральных услуг;
— зачастую играют роль прав гарантов, которые призваны
обеспечить осуществление основных возможностей индивида [3].
На социальные права значительным образом влияют нормы и акты
международного права. Ярким примером такого влияния является Международный пакт
об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
В действующей Конституции РФ социальные права и свободы
граждан в целом определяются и регламентируются по международным нормам и
стандартам. Рассматривая данный аспект с точки зрения российского
законодательства, то следует акцентировать внимание на следующих социальных
правах и гарантия граждан [7]:
·
в сфере труда (в том числе право на свободу труда, достойное вознаграждение за
труд, безопасный труд и др.);
·
права граждан на отдых;
·
на социальное обеспечение и защиту;
·
на государственную защиту семьи, материнства и детства;
·
на государственную поддержку граждан с ограниченной трудоспособностью и пожилых
граждан;
·
права и свободы на выбор жилица и свободное владение им;
·
на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь (по первому
требованию);
·
право на благоприятную окружающую среду (не путать с экологическими правами);