Курсовая с практикой на тему Социальные навыки у детей с расстройствами аутистического спектра
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы исследования социальных навыков у детей с расстройствами аутистического
спектра. 6
1.1. Роль социального
взаимодействия в развитии личности. 6
1.2. Вопросы становления
социального взаимодействия. 8
1.3. Современные взгляды
на проблему формирования навыков социального взаимодействия у детей с
расстройствами аутистического спектра. 16
Глава 2. Проблема
социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. 27
Глава 3. Эмпирическое
исследование социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. 29
3.1. Описание программы
исследования. 29
3.2. Методы исследования. 30
3.3.
Клинико-психологические характеристики выборки. 37
3.4. Описание результатов. 38
3.5. Анализ и обсуждение
результатов. 42
Выводы.. 47
Заключение. 49
Библиографический список
использованной литературы 50
Введение:
Актуальность темы
исследования. В условиях современных
социально-экономических изменений в стране особенно актуальной становится психолого-педагогическая
проблема обеспечения социализации детей с особыми потребностями, в частности,
детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), поскольку их потенциал не
обеспечивает усвоение и самостоятельное использование широкого спектра социальных,
общественных и других форм жизни.
Социализация,
формирование и развитие социальных навыков являются необходимым условием
развития человека, становления в нем личностных качеств в процессе усвоения
общественного опыта и активного воспроизводства ним общественных отношений. Она
предусматривает прохождение ребенком, в том числе и в специальном учебном
заведении, определенных этапов (стадий): адаптации, на котором происходит
приспособление ребенка к существованию в социуме, в соответствии с его нормами
и требованиями; индивидуализации, на котором происходит осознание ребенком
своих возможностей; интеграции, на котором ребенок пытается найти свое место в
обществе, «влиться» в него, предлагая использование своих личностных качеств и
возможностей; ранней трудовой стадии, на которой обеспечивается профессиональное
становление ребенка на основе осуществления трудовой подготовки в условиях
вспомогательной школы. При этом поэтапная социализация и становления личности
ребенка в указанном плане должно обеспечиваться адекватными педагогическими
средствами – средствами организационных форм, содержания и методов обучения,
воспитания и коррекции развития умственно отсталого ребенка.
Вопрос социальных навыков
детей с РАС рассматривались в основном в широком смысле. Однако, в контексте их
индивидуализации и интеграции в специальной психолого-педагогической науке
социализация еще не была предметом специального исследования, притом, что были
выявлены определенные особенности данной категории детей, которые в
определенной степени касаются представленной проблемы.
На сегодня отсутствуют
также системные, комплексные исследования проблемы обеспечения формирования социальных
навыков у ребенка с РАС в специальном учебном заведении, исходя из
психологического содержания, сути каждого из ее этапов, а также
организационно-методические рекомендации по реализации этого процесса, полноты
его педагогического обеспечения во вспомогательной школе, поскольку работа в
школах осуществляется преимущественно в направлении повышения эффективности
адаптации детей к изменяющимся условиям жизнедеятельности (социальной,
трудовой, социально-психологической), предусмотрено усиленную работу по их
трудовой подготовке. Однако, этого недостаточно с точки зрения становления
личности ребенка, учитывая внешние (социализацию) и внутренние (индивидуализацию)
детерминанты, поскольку полнота процесса социализации и достижения ее
результатов возможные именно в процессе личностного роста ребенка на основе
обеспечения индивидуализации и интеграции, то есть когда он способен осознать и
распознать в себе свои возможности, которые стоит развивать, на которые нужно
опираться и максимально использовать в дальнейшем своем развитии и
профессиональном становлении в условиях социального окружения.
Всем изложенным выше и
обусловлена актуальность данного
исследования.
Цель исследования
‒ выявление особенностей социальных навыков у детей с расстройствами
аутистического спектра.
Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что у подростков в расстройством аутистического спектра
будут отмечаться сложности в установлении контакта со сверстниками по сваренную
с нормативной группой подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть роль
социального взаимодействия в развитии личности в философском, социальном и
психологическом аспектах.
2. Рассмотреть вопросы
становления социального взаимодействия.
3. Описать современные
взгляды на проблему формирования навыков социального взаимодействия у детей с
расстройствами аутистического спектра.
4. Провести эмпирическое
исследование социальных навыков у детей с расстройствами аутистического
спектра.
Объект исследования
‒ дети с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования
‒ Социальные навыки у детей с расстройствами аутистического спектра.
Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; наблюдение.
Научная новизна
работы состоит в том, что нами обобщена информация относительно особенностей
социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования
состоит в том, что выявлены и описаны особенности социальных навыков у детей с
расстройствами аутистического спектра.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что собранный материал и полученные результаты эмпирического
исследования могут быть использованы в дальнейших разработках данного вопроса,
а также послужить основанием для разработки программы развития социальных
навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
Структура работы
обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения,
трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование
было направлено на выявление особенностей социальных навыков у детей с расстройствами
аутистического спектра.
Отметим, что социальное
взаимодействие ‒ это системный процесс, который имеет следующие составляющие:
социальная среда (ситуация взаимодействия), субъект, осуществляющий
деятельность, потребность в активизации личностных возможностей (которая
переходит в мотив), цель деятельности, содержание деятельности, субъект, на
который направлено действие, результат деятельности.
У детей с нормативным
развитием социальное взаимодействие со сверстниками возникает уже в раннем детстве
как потребность в общении как новой сферы их жизнедеятельности, которая
выстраивается в ходе предметной и игровой деятельности и носит эмоциональный
характер. Однако, для детей с РАС характерно отсутствие интереса к взрослому и
сверстнику и к совместным действиям с ними.
В результате проведенного
исследования были сделаны выводы, что детям с РАС тяжело устанавливать контакт
со сверстниками и взрослыми, они неинициативны и им тяжело распознавать эмоции
окружающих. Среди особенностей поведения с окружающими таких детей отмечается
невозможность использовать зрительный контакт, мимику, у них отсутствует
желание к установлению контакта с другими детьми и взрослыми. Поэтому с детьми
с РАС необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу по
формированию навыков социально-приемлемого поведения.
Перспективой дальнейшего
исследования считаем исследование эффективных средств формирования и развития
навыков социального взаимодействия у детей с расстройствами аутистического
спектра.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования социальных навыков
у детей с расстройствами аутистического спектра
1.1. Роль социального
взаимодействия в развитии личности В процессе социального становления
в молодого человека формируются социально важные качества, знания, умения и
навыки, применение которых даст ему возможность стать активным участником
общественных отношений.
Опираясь на
деятельностный подход, считаем, что наиболее значимым видом деятельности по
формированию личностных качеств является социальное взаимодействие.
В психологии
взаимодействие определяется как «взаимное воздействие или влияние». В
социальном взаимодействии поведение одного человека выступает стимулом для поведения
другого, и наоборот [27].
Отечественные психологи
подчеркивают: социальное развитие осуществляется в двух направлениях – в
освоении предметного мира и в освоении мира отношений между людьми. Взаимодействие
между детьми рассматривается как важное условие развития психики ребенка, оказывающее
особое влияние на становление его личности [36].
Процесс развития
взаимодействия сложен и многогранен для любого человека. Становление взаимодействия
зависит от различных факторов: особенностей физического развития ребенка,
состояния его нервной системы, влияния окружающей речевой среды и т. д.
Социальное взаимодействие
– это форма социальных связей, реализуемых в обмене деятельностью, информацией,
опытом, способностями, умениями, навыками и во взаимном влиянии людей [37].
Потребности обусловливают
поведение, целенаправленную деятельность и поступки субъекта деятельности. Удовлетворение
имеющихся потребностей определяет содержание и особенности социальной жизни и
развития личности [3;
15].
Социальное взаимодействие
создается тогда, когда у субъекта есть потребность в приобретении ценности.
Осознанная субъектом потребность в лидерстве как жизненной ценности перерастает
в один из основных мотивов формирования лидерских качеств личности и, в свою
очередь, побуждает к определению тех или иных целей.