Технологии управления стрессами Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Социальные конфликты и практика их разрешения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ВИДЫ, СТРУКТУРА, СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ 5

1.1. Концепции ролевого конфликта 5

1.2. Что такое роль: конфликт ролей и набор ролей 10

ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 18

2.1. Социальная напряжённость: возможность диагностики конфликта 18

2.2. Причины возникновения конфликтов в организации 24

2.3. Механизмы разрешения социального конфликта 28

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

  

Введение:

 

В двадцатом веке конфликты стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ веке около 300 миллионов человеческих жизней.

Социальные конфликты играют большую роль в жизни людей, народов и стран. Эта проблема была предметом анализа еще со времен античных историков и мыслителей. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Многими историками в качестве причин военных столкновений выделяются Несовпадение интересов противоборствующих сторон, стремление одних территорий захватить и подчинить себе население и стремление других отстоять, отстоять свое право на жизнь и независимость

Причины конфликтов привлекали внимание не только историков. В девятнадцатом и двадцатом веках эта проблема стала предметом изучения социологов. На самом деле в рамках социологии возникло особое направление, которое сейчас называется «социология конфликта.

Хотя мало кто одобряет конфликтные процессы, большая часть населения вольно или невольно участвует в них: если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, то в конфликтных предпринимаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение, а то и вовсе устранить его. Различные преступные действия, угрозы, обращение к закону для воздействия на оппонента, объединение для борьбы — это лишь некоторые проявления социального конфликта.

По мере развития цивилизации, роста культуры и благосостояния людей мир становился все более неспокойным. Понимание этого привело к более реалистичному взгляду на конфликты. Поскольку избежать конфликта невозможно, необходимо научиться справляться с ним. Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире происходит активная перестройка всех сфер жизни общества и большой интерес представляет проблема социального конфликта. Повышенный интерес связан с широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как являются необходимым условием развития общества. Каждый человек стремится к достижению цели, зачастую не считаясь с другими, что порождает соперничество и напряжение между людьми. И тогда возникает конфликт. Люди должны найти оптимальные способы урегулирования своих разногласий, научиться договариваться, не нанося поражения друг другу.

Для того чтобы это прошло безболезненно, необходимо как можно тщательнее и детальнее изучить проблемы конфликта.

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции во взаимоотношениях между людьми. Исходя из цели, определены следующие задачи: ознакомиться с истоками, значением, сигналами, видами, функциями и причинами возникновения проблем конфликта; определить пути разрешения социального конфликта; представить план исследовательской части.

Предметом работы является процесс возникновения, протекания и разрешения конфликтов.

Теоретической основой курсовой работы послужили труды следующих авторов: Андреев В.И., Василюк Ф.Е., Дойч М., Еникеев М.И., Зайцев А.К., Зинченко В.П., Мещериков Б.Г., Косер Л.А., Корнелиус Х., Фейр С., Левин К., Леонов Н.И., Петровская Л.А., Райгородский Д.Ю., Рубин Ж., Пруйт Д., Ким Хэ Сон, Цыбульская М.В., Яхонтова Е.С..

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ролевой конфликт возникает, когда существуют противоречия между разными ролями, которые человек берет на себя или играет в повседневной жизни. В некоторых случаях конфликт является результатом противоположных обязательств, что приводит к конфликту интересов, в других случаях, когда у человека есть роли, которые имеют разные статусы, а также он возникает, когда люди не соглашаются с тем, какими должны быть обязанности для конкретной роли. , будь то в личной или профессиональной сфере.

Однако, чтобы по-настоящему понять конфликт ролей, нужно сначала иметь твердое представление о том, как социологи понимают роли в целом.

Социологи используют термин «роль» (как и другие люди за пределами этой области) для описания набора ожидаемых форм поведения и обязательств, которые человек берет на себя в зависимости от его или ее положения в жизни и по отношению к другим. У всех нас есть несколько ролей и обязанностей в нашей жизни, которые варьируются от сына или дочери, сестры или брата, матери или отца, супруга или партнера до друзей, а также профессиональных и общественных.

В рамках социологии ролевую теорию разработали американский социолог Талкотт Парсонс в его работах по социальным системам вместе с немецким социологом Ральфом Дарендорфом и Эрвингом Гоффманом с его многочисленными исследованиями и теориями, посвященными тому, как социальная жизнь похожа на театральное представление. Теория ролей была особенно заметной парадигмой, используемой для понимания социального поведения в середине 20 века.

Роли не только излагают план поведения, но также определяют цели, которые нужно преследовать, задачи, которые необходимо выполнить, и то, как действовать в конкретном сценарии. Теория ролей утверждает, что большая часть нашего внешнего повседневного социального поведения и взаимодействия определяется людьми, исполняющими свои роли, точно так же, как актеры в театре. Социологи считают, что ролевая теория может предсказывать поведение; если мы понимаем ожидания в отношении определенной роли (например, отца, бейсболиста, учителя), мы можем предсказать большую часть поведения людей в этих ролях. Роли не только определяют поведение, но и влияют на наши убеждения, поскольку теория гласит, что люди изменят свое отношение, чтобы соответствовать своим ролям. Теория ролей также утверждает, что изменение поведения требует смены ролей.

Поскольку все мы играем несколько ролей в своей жизни, каждый из нас хотя бы однажды испытал или испытает один или несколько типов ролевых конфликтов. В некоторых случаях мы можем брать на себя разные роли, которые несовместимы, и из-за этого возникает конфликт. Когда у нас есть противоположные обязательства в разных ролях, может быть трудно эффективно выполнить любую из них.

Ролевой конфликт может возникнуть, например, когда родитель тренирует бейсбольную команду, в которую входит сын этого родителя. Роль родителя может вступать в противоречие с ролью тренера, который должен быть объективным при определении позиций и состава, например, наряду с необходимостью одинаково взаимодействовать со всеми детьми. Другой ролевой конфликт может возникнуть, если карьера родителя влияет на время, которое он может посвятить коучингу, а также воспитанию детей.

Ролевой конфликт может происходить и по другим причинам. Когда роли имеют два разных статуса, результат называется статусным напряжением. Например, цветные люди в США, выполняющие высокостатусные профессиональные роли, часто испытывают статусное напряжение, потому что, хотя они могут пользоваться престижем и уважением в своей профессии, они, скорее всего, испытают деградацию и неуважение расизма в своей повседневной жизни.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ВИДЫ, СТРУКТУРА, СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ

1.1. Концепции ролевого конфликта

В функционалистской концепции роль является одним из важных способов, с помощью которых индивидуальная деятельность социально регулируется: роли создают регулярные модели поведения и, следовательно, меру предсказуемости, которая не только позволяет людям эффективно функционировать, потому что они знают, чего ожидать от других, но также позволяет социологу делать обобщения об обществе. В совокупности группа взаимосвязанных ролей создает социальный институт: например, институт закона можно рассматривать как комбинацию многих ролей, включая «полицейский», «судью», «преступник» и «жертву» [4].

Согласно этой концепции, роли создаются обществом в целом, относительно негибки, согласованы более или менее повсеместно, а отдельные лица просто берут на себя назначенные им роли и пытаются выполнять их как можно лучше. Хотя признано, что взаимодействуют разные роли («учитель» и «ученик»), и что роли обычно определяются по отношению к другим ролям («врач» и «пациент» или «родитель» и «ребенок»), функционалист В этом подходе очень трудно учесть вариативность и гибкость ролей, и ему трудно учесть огромные различия в том, как люди воспринимают разные роли. Доведенный до крайности, функционалистский подход приводит к тому, что «роль» становится набором статических, полуглобальных ожиданий, установленных объединенным аморфным обществом: просто рецептами правильного поведения. Таким образом, различие между «ролью», нормой и культурой становится бесплодным.

Хотя классический функционалистский подход к «роли» больше не рассматривается как особенно полезный инструмент в подходе современного социолога к пониманию общества, он остается фундаментальной концепцией, которой все еще преподают на большинстве вводных курсов и которая по-прежнему считается важной, особенно когда, учитывая относительно однородные, объединенные общества, такие как послевоенный средний класс США, которые его породили.

В более широком смысле «роль» в том смысле, в котором она создана обществом, — это концепция, которая перешла из академического дискурса в популярное употребление. Стало обычным говорить об определенных «ролях», как если бы они действительно были фиксированными, согласованными всеми и бесспорными: например, «роль учителя» или «роль родителей». Обратите внимание, что это повседневное использование почти всегда подразумевает «роль» нормативным образом, подразумевая, что «это правильное поведение» для учителя или родителя, или даже для всего учреждения, такого как правительство [20].

Люди в современных странах с высоким уровнем доходов выполняют множество обязанностей, обусловленных их различным статусом и ролями. Большинство матерей могут засвидетельствовать, что и воспитание детей, и работа вне дома истощают физически и эмоционально. Таким образом, социологи признают ролевой конфликт как конфликт между ролями, соответствующими двум или более статусам.

Даже роли, связанные с одним статусом, могут предъявлять к нам конкурирующие требования. Начальнику завода может понравиться дружелюбие с рабочими. В то же время, однако, расстояние необходимо для оценки его посоха.

Ролевой конфликт отличается от ролевого напряжения — напряжения между ролями, связанного с одним статусом.

Другой аспект личного конфликта связан с множеством ролей, которые люди играют в организациях. Бихевиористы иногда описывают организацию как систему позиционных ролей. Каждый член организации принадлежит к ролевому набору, который представляет собой ассоциацию людей, которые разделяют взаимозависимые задачи и, таким образом, выполняют формально определенные роли, на которые в дальнейшем влияют как ожидания других участников ролевого набора, так и собственная личность и ожидания. Например, в обычной форме организации занятий ожидается, что студенты будут учиться у преподавателя, слушая его, следуя его указаниям по учебе, сдавая экзамены и соблюдая соответствующие стандарты поведения. Ожидается, что инструктор принесет студентам высококачественные учебные материалы, прочитает лекции, напишет и проведет тесты и подаст научный пример. Другой в этом наборе ролей будет деканом школы, который устанавливает стандарты, нанимает преподавателей и руководит ими, поддерживает обслуживающий персонал, читателей и оценщиков и так далее. Система ролей, к которой принадлежит человек, распространяется и за пределы организации и влияет на его функционирование в ней. Например, роли мужчины как мужа, отца, сына и члена церкви переплетаются друг с другом и с его набором. организационных ролей. [1]

Как следствие, существуют возможности для ролевого конфликта, поскольку различные роли взаимодействуют друг с другом. Другие типы ролевых конфликтов возникают, когда человек получает противоречивые требования от другого человека; например, его просят «работать в нескольких трудоемких комитетах, в то же время, когда его просят увеличить производство в своей рабочей единице. Другой вид ролевого напряжения имеет место, когда человек обнаруживает, что от него ожидают удовлетворения противоположных требований двух или более отдельных членов организации. Такой случай может быть случай рабочего, который обнаруживает, что его начальник оказывает на него давление, чтобы улучшить качество своей работы, в то время как его рабочая группа хочет увеличить производство, чтобы получить более высокую долю премии. [2]

Эти и другие разновидности ролевых конфликтов, как правило, усиливают тревогу и разочарование человека. Иногда они мотивируют его делать больше и лучше работать. В других случаях они могут привести к разочарованию и снижению эффективности [3].

Вместе с различными уровнями конфликта возникают самые разные внешние причины конфликта. К ним относятся специализация, в которой ниши борются за право утверждать обоснованность своей позиции; взаимозависимость, когда группа не может действовать без помощи других; споры по поводу общих ресурсов; различия в целях; над властью; юрисдикционная двусмысленность; умения и способности; ценности и этика; и культурные различия.

Однако все конфликты имеют своей первопричиной эгоцентричное поведение, когда личные желания человека или желания его собственной группы преследуются без учета потребностей другого или общества в целом, к которому они оба принадлежат. Результатом такого эгоизма является нарушение гармоничного взаимодействия или начало агрессивного и деструктивного поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы