Курсовая с практикой на тему Социальные и психологические роли как характеристики личности. Классификации ролей, распределение ролей в группе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Особенности социальных и психологических ролей 5
1.2. Методики исследования социально-психологического состояния коллектива 8
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 12
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 14
2.1. Правила проведения ролевых тренингов в студенческой группе 14
2.2. Организация эмпирического исследования для сбора психометрических данных 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, организованная группа. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков.
Проблемами разработки инструментов диагностики социально-психологического состояния личности и групп занимались многие отечественные и зарубежные ученые, которые являются представителями разных наук и практик Д. Майерс [1], Р. Немов [2], Л. Столяренко [3], В. Дружинин [4], А. Реан [5], Г. Андреева [6], В. Лавриненко [7], Г. Щекин [8] и т.д. Однако пока нет разработок по инструментарию диагностики социально-психологического состояния персонала и коллектива. Так, ученые [1-4] дают рекомендации по диагностике личности, однако их почти невозможно использовать в процессе управления персоналом. Другие [5-6], не уделяя внимания личности, исследуют группы и динамические процессы этих групп. Все это и обусловливает выбор темы исследования.
Объектом исследования является проблема диагностики ролевых отношений в коллективе.
Предмет исследования – проверка достоверности методики тренингов в определении ролевой совместимости в коллективе.
Цель исследования – разработка и проверка эффективности методики тренингов в определении ролевой совместимости в коллективе.
Гипотеза исследования: методика тренингов будет эффективной при определении ролевой совместимости в коллективе.
Цель исследования обусловила необходимость выполнения таких задач:
1. Изучить существующие интерпретации исследуемого феномена;
2. Обобщить и классифицировать все возможные методики диагностики по теме;
3. Обосновать выбор методики для последующего психометрического анализа и описать ее;
4. Охарактеризовать содержание процедуры обследования.
Теоретическую основу исследования составили положения научных разработок отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования и работы с коллективом (Д. Майерс [1], Р. Немов [2], Л. Столяренко [3], В. Дружинин [4], А. Реан [5], Г. Андреева [6], В. Лавриненко [7], Г. Щекин [8] и т.д.).
Методы исследования. Для решения цели и заданий исследования, использованы общенаучные методы теоретического уровня (изучение и анализ специальной литературы, посвященной проблемам формирования коллектива, обобщение, систематизация), а также методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в работе по формированию коллектива путем проведения тренингов, в дальнейших специализированных исследованиях, посвященных проблеме.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В отечественной психологии вопрос о сущности психологического тренинга является дискуссионным. В процессе накопления опыта использования тренинга в практической психологической деятельности появился ряд подходов к определению этого понятия. Тренинг рассматривают как активный метод обучения, средство развития компетентности в общении, метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы, организации. В настоящее время развивается технологический подход, согласно которому тренинг – технология психологического воздействия на личность и группу с целью ее обучения, коррекции и развития.
Специалистам, которые планируют использовать и используют тренинг в профессиональной деятельности важно знать, что значимыми условиями эффективности тренинговой группы являются качества личности ведущего психологический тренинг, свойственный ему стиль общения с участниками группы.
Организуя деятельность с группой, ведущий должен знать стадии групповой динамики и использовать эти знания, работая с участниками тренинга. Групповая динамика – это процесс развития группы во времени, обусловленный взаимоотношениями и взаимодействием ее членов. Групповая динамика в тренинговой группе представлена совокупностью внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности группы. Это стадии развития группы, нормообразование, групповая сплоченность, групповые роли, феномен лидерства. Закономерности групповой динамики характерны для групп разных по составу, возрасту, полу, профессиональной направленности и служебному статусу.
Ведущий тренинговой группы в своей профессиональной деятельности опирается на ряд принципов и использует определенные методы психологического воздействия на личность участника и отношения в группе.
В ходе исследования была поставлена цель разработать и проверить эффективность методики тренингов в определении ролевой совместимости в коллективе.
Для проведения данной проверки была выдвинута гипотеза, суть которой заключалась в том, что методика тренингов будет эффективной при определении совместимости в коллективе.
В ходе исследования были выполнены такие задачи:
1. Изучены существующие интерпретации исследуемого феномена;
2. Обобщены и классифицированы все возможные методики диагностики по теме;
3. Обоснован выбор методики для последующего психометрического анализа и произведено ее описание;
4. Охарактеризовано содержание процедуры обследования, используемые шкалы, стимульный материал, типовые инструкции, обработку и интерпретацию результатов;
5. Подобрана выборка и проведена методика, выбраны и реализованы основные способы доказательства ее надежности;
Основными показателями социально-психологического климата студенческого коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.
Совместимость — один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными — уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.
Ответственность — контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом студенты стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности. Контактность и открытость — определяют степень развития личных взаимоотношений студентов, уровень психологической близости между ними.
Диагностический подход ориентирован на выявление специфических проблем конкретного коллектива, а также на поиск путей их решения в условиях организации.
Диагностика совместимости может быть определена как сбор информации о коллективе с целью выявления проблем его функционирования, а также путей и резервов для их решения. Главным объектом диагностики совместимости коллектива являются проблемы, которые необходимо решить, а адекватность и эффективность прикладных мероприятий, предлагаемых менеджером, определяются, прежде всего, качеством проведенной диагностики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Особенности социальных и психологических ролей
Термин «социализация» ввел в социальные науки в середине XIX века известный французский социолог Г. Тард для обозначения процесса интериоризации или интернализации социальных норм, ценностей и установок путем социального взаимодействия. С тех пор понятие «социализация» прошло длительный процесс трансформации и сегодня в литературе можно найти много его определений в зависимости от понимания авторами сущности и структуры личности. Следует отметить, что одновременно с термином «социализация личности» нередко как синонимичные используются следующие термины: «формирование личности», «воспитание личности», «образование личности», «развитие личности» и другие. Однако их использование затрудняет возможности социологического анализа, поскольку каждый из этих терминов имеет неоднозначное толкование.
Так, когда применяют термин «формирование личности», то обычно имеют в виду единство объективных условий и субъективных факторов, которые целенаправленно воздействуют на процесс становления и развития человека. При этом следует понимать, что вся система общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, социальных групп, общественных организаций создает условия для многостороннего воздействия на личность и соответственно на ее формирование. По сравнению с таким пониманием содержания понятия «формирование личности» социализация является узким понятием, поскольку характеризует лишь некоторые особенности формирования человека, вступающего в жизнь как субъект деятельности.
Понятие «развитие личности» характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении человека. Это во-первых. Во-вторых, идея развития является одной из основополагающих в советской и постсоветской психологической и социологической литературе. Признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, подрастая и развиваясь, становится таким субъектом, то есть процесс его развития невозможно представить без усвоения им системы социальных связей и отношений. А это значит, что по объему понятия «развитие личности» и «социализация», как пишет М. Андреева, якобы совпадают, но акцент на активность личности более четко сделан именно в идее развития, а не социализации: здесь он какой-то приглушенный, поскольку в центре внимания — социальная среда, и подчеркивается направление ее воздействия на личность [2].
В-третьих, большинство авторов считают духовный компонент развития личности определяющим, что позволяет рассматривать человека в контексте образования, науки, литературы, искусства и религии. Это ни в коем случае не умаляет роли экономических, социальных и политических отношений. Но человека превозносит только высокий уровень культуры, богатство и глубина его духовного мира, добро и любовь, мужество и благородство, совесть, милосердие и уважение к другим людям.
Понятие «воспитание личности» означает систему целенаправленных, заведомо запланированных действий, цель которых заключается в формировании в ребенке определенных личностных качеств, в усвоении им соответствующих понятий, социальных норм, ценностей и образцов поведения. Итак, в данном понятии делается акцент на целенаправленность, планомерность процесса воздействия, а под субъектом воздействия понимают как специальный институт, так и человека, которые должны осуществить определенную цель. Понятие «образование личности» отражает и процесс, и способы, и результат передачи человеку определенной суммы знаний.
Если исходить из определения понятия «социализация», то становится понятным, что данное понятие по объему шире понятий «формирование», «воспитание», «образование» и «развитие» личности. Понятие «социализация» охватывает как процессы целенаправленного формирования личности (например, образование или воспитание), так и всю совокупность стихийных, не направленных действий, влияющих на становление личности, на процесс вхождения индивидов в социальные группы.
Как уже отмечалось, понятие «социализация личности» не имеет однозначного определения и тем более толкования. Например, в «Психологическом словаре» АПН СССР, который вышел в 1989 году под редакцией В. Давыдова, В. Запорожца и др., можно прочесть: «Социализация» (от лат. socialis — общественный, социальный) — процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте». Здесь социализация трактуется как весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений.
Роли в группе подразделяются на «производственные» (функциональные и социальные) и «межличностные». Производственных ролей специалисты выделяют восемь.
Координатор обладает наибольшими организаторскими способностями и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная обязанность—уметь работать с теми, кто такими знаниями и опытом обладает, и направлять их активность на достижение поставленных целей.
Генератор идей, как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Разрабатывает варианты решения любых стоящих перед ним проблем, но в силу своей пассивности, несобранности и т.п. не способен реализовать их на практике.
Контролер сам творчески мыслить не способен, но вследствие глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.
Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.
Энтузиаст—самый активный член коллектива; он увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.
Искатель выгод—посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива.
Исполнитель добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.