Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая с практикой на тему Социально-психологический анализ невербальной коммуникации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Общие основы исследования невербальных средств коммуникации в науке 5
1.1 Понятие «невербальные средства коммуникации» 5
1.2 История развития представлений о невербальной коммуникации в науке 11
Глава 2 Социально-психологический подход к исследованию невербальных средств общения 16
2.1 Основные подходы к исследованию невербальных средств коммуникации 16
2.2 Невербальная коммуникация как объект социально-психологического исследования 19
Заключение 23
Список литературы 24

  

Введение:

 

Коммуникация представляет собой обязательный компонент функционирования всех живых организмов, в том числе человека. Люди транслируют различные сообщения с помощью речевой деятельности – это главный, характерный исключительно для человека канал общения. Однако общение происходит не только посредством вербальных средств, словесный способ передачи информации постоянно сопровождается такими специфическими средствами коммуникации, как невербальные средства.
Вербальный и невербальный каналы передачи информации непосредственно взаимосвязаны и взаимозависимы, а взаимодействие между ними является достаточно сложноорганизованным и иногда противоречивым. Невербальные сигналы обладают особым значением, так как обладают спонтанной и бессознательной природой, что обуславливает их искренность и достоверность, в отличии от вербального канала коммуникации.
В широком смысле невербальная коммуникация понимается как «коммуникация без слов. Такая интерпретация предполагает сообщения, транслируемые посредством голоса (вздохи, смех, плач и т. д.), жестов, выражения лица, внешности коммуникантов и их размещения в пространстве, окружающей обстановки, временного и других факторов. И. Н. Горелов делает акцент на символической сущности невербальной коммуникации: невербальная составляющая речевого действия трактуется как несобственно лингвистический знак (в традиционном смысле по существу), так как он имеет определенные отличия от непосредственно лингвистического знака, во-первых, уникальностью организации, уникальностью структуры и специфическими, отличающимися от лингвистических знаков, возможностями обозначения и возможностью совмещения с себе подобными и другими знаками.
Соответственно, можно говорить о том, что невербальная коммуникация в широком смысле — это коммуникация без помощи слов с помощью других специфических коммуникативных каналов. К этим каналам относятся кинесика, проксемика, хронемика и т. д.
Большую актуальность имеют исследования невербальных средств коммуникации именно с точки зрения социально-психологических аспектов, т. к. общение человека разворачивается именно в социуме. Кроме того, высокая актуальность исследований в данном направлении обуславливается тем, что смысл и значение используемых средств невербальной коммуникации подвергаются постоянному преобразованию, что связано с изменением социальной среды, возрастанию значения цифровых средств общения, ассимиляции разных культур и др.
Цель исследования: рассмотреть социально-психологические основания исследования невербальных средств коммуникации.
Объект исследования: невербальные средства коммуникации.
Предмет исследования: социально-психологические аспекты исследования невербальных средств коммуникации.
Задачи:
1. Проанализировать общее понятие о невербальных средствах коммуникации;
2. Проанализировать процесс развития представлений о невербальных средствах коммуникации в истории науки;
3. Охарактеризовать основные подходы к исследованию невербальных средств коммуникации;
4. Рассмотреть феномен «невербальные средства коммуникации» с точки зрения социально-психологического исследования.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, невербальные средства коммуникации имеют большое значение в процессе общения и взаимодействия субъектов. Ученые указывают на то, что процесс невербальной коммуникации происходит практически непрерывно, тогда как вербальная коммуникация характеризуется дискретностью. Кроме того, человек слабо владеет возможностью контроля над данными средствами коммуникации, поэтому именно на них целесообразно опираться в ходе общения, для того чтобы получить достоверную информацию об эмоциях, намерениях собеседника и др.
Развитие представлений о невербальных средствах коммуникации происходило достаточно длительно. В настоящее время сформировались две основные концепции исследования невербальных средств коммуникации: биоэволюционная и социокультурная. С точки зрения социально психологических исследований, в феномене «невербальные средства коммуникации» выделяются различные аспекты.
Так, например, невербальная коммуникация имеет огромное значение в процессах формирования социальных групп, становлении социальной и культурной идентичности человека и опознании представителя своей культуры в социуме, процессах внутригруппового и межгруппового взаимодействия. Невербальная коммуникация является отражением особенностей культуры, культурных ценностей и др.
Таким образом, исследования невербальных средств коммуникации, характерных для того или иного сообщества, может дать достаточно большое количество информации о менталитете, темпераменте, культуре, к которой принадлежат те или иные субъекты и группы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Общие основы исследования невербальных средств коммуникации в науке
1.1 Понятие «невербальные средства коммуникации»

Непосредственно коммуникация в широком смысле реализуется в виде системы, внутри которой осуществляется и взаимодействие субъектов, и процесс взаимодействия, и его методы. Говоря иначе, это общение и организация совместной деятельности людей. Вербальная коммуникация рассматривается, как главный инструмент общения и воплощается с помощью языковых средств. Она может быть выстроена как в устной, так и в письменной форме. Иными словами, можно с полным правом расценивать данный вид коммуникации в качестве языка повседневной коммуникации, устной и письменной речи.
Установлено, что как вербальные, так и невербальные методы коммуникации реализуют основные функции общения: мыслеформирующую, познавательную, информационно-прагматическую (коммуникативную). Однако если вербальные символы в основном рассматриваются, как условные и относятся к обстоятельствам реальности, то невербальные символы, например, жесты и мимика, в преобладающем количестве указывают на отношение к данным обстоятельствам — эмоциональное, оценочное, экспрессивное и различные типы их соотношения.
Поимо этого, этнографы и культурологи делают акцент на особых проявлениях невербальных коммуникативных символов, применяемых в разнообразных культурах. Этносемиотика, исследующая особенности внутрикультурной коммуникации, дифференцирует универсальные, этнолингвистические и идиолектные (характерные для конкретного носителя языка) паралингвистические составляющие. По завершении XX в. этнопсихолингвистика сосредоточила внимание на вопросе того, какое значение в процессе межкультурной коммуникации имеет уровень различия условно обозначаемых социокультурных архетипов первичной и вторичной аудиторий. Они интерпретируются как характерные действия, реализуемые на невербальном и во многих случаях бессознательном уровне и руководящие действиями субъектов, относящихся к конкретной культуре. В общественной смысловой коммуникации ученые дифференцируют коммуникационные символы, формируемые целенаправленно для фиксации и распространения смыслов.
Движение считается основным свойством выразительного репертуара человека и присуще всем его компонентам. Разнообразие компонентов невербального поведения, частота смены экспрессивных масок, гармоничность, способность к передаче нюансов внутреннего состояния свидетельствуют о наличии экспрессивной одаренности у человека [5]. Леонтьев А. А. предлагает классифицировать невербальные компоненты по нескольким типам в зависимости от их роли в процессе общения:
— «поисковые» компоненты, учитываемые партнерами при ориентировке, предшествующей процессу коммуникации;
— сигналы, используемые для коррекции установившегося общения;
— регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание и сигналы говорящего;
— модуляции общения, т.е. реакции собеседников на изменение его условий [6]. Как уже сказано ранее, большинство ученых в данной сфере сходятся во мнении, что вербальный канал применяется для обмена нужной информацией, а неязыковая система коммуникации выражает или встречается вместо речевых сообщений. Рассматривая особенности невербального языка, важно отметить еще, что, поскольку он подчинен подсознанию человека, это дает возможность полагаться больше на язык тела, нежели на словесный канал при толковании передаваемой информации. При помощи невербальных знаков коммуникант показывает свое отношение к собеседнику, к ситуации, к окружающей обстановке. Принципиальным условием является правильное распознание и интерпретация невербальных посланий. Управляя своим неречевым поведением, человек способен овладеть эффективным средством вступления в контакт с другим коммуникантом и влиять на него в процессе общения. В своей работе Лабунская В.А. исследует ряд механизмов «прочтения» невербального поведения личности, от которых зависит успешность и глубина проникновения во внутренний мир человека на основе его внешнего поведения:
1. Моторное проигрывание. Это подражание чужой экспрессивной программе. Его базой является непроизвольное желание субъекта повторять ряд компонентов выразительного поведения партнера: принятие той же позы, мимики. Это достаточно древний механизм, он применялся субъектом для формирования нового опыта об окружающем мире. Повторяя действия оппонента, индивид провоцирует у себя развитие идентичного состояния, на основании чего формулирует умозаключение о состоянии собеседника.
2. Эмпатия, или вчуствование, интерпретируется как умение сопереживать своему оппоненту, понимать его эмоциональные переживания. На базе неосознанного раскодирования жестов, мимики и поз собеседник воспринимает состояние другого. Моторное подражание в повседневной коммуникации предваряет эмпатию.
3. Механизм проецирования основан на приписывании другому свойственных наблюдателю психологических характеристик. Коммуникант ставит себя на место партнера, анализирует воздействия, чувства, вызванные теми же обстоятельствами, и в итоге приписывает свои переживания собеседнику [5].
В российских социально-психологических исследованиях сложилось представление о структуре общения, как конструкции, включающей в себя три основных элемента: коммуникацию, социальную перцепцию и интеракцию (взаимодействие) [5]. Реализацию невербальной знаково-символьной коммуникации также целесообразно анализировать с точки зрения наличия в ее структуре обозначенных элементов.
Можно дифференцировать такие психологические компоненты невербальной знаковой коммуникации:
− социально-перцептивные,
− коммуникативные,
− интеракционные.
Социально-перцептивные компоненты соотносятся с интеллектуальными процессами социальной категоризации, групповой идентификации и формирования представлений о собственной идентичности, а также процессами стереотипизации и формирования социальных установок.
Коммуникативные характеристики относятся к формированию способности проявлять собственные внутренние представления, переживания, эмоциональные состояния, соотносящиеся с осознанием собственных представлений и ценностей.
Интеракционные компоненты непосредственно соотносятся с ранее обозначенными компонентами и проявляются в деятельности. Параметры взаимодействия соотносятся с регуляторами социокультурного поведения (традициями, ценностями, правилами, распределениями ролей и т. д.).
Одним из дискуссионных вопросов в концепции коммуникации выступает вопрос: в любом ли случае происходит трансляция невербального сообщения. Ученые придерживаются кардинально различных представлений при рассмотрении обозначенного вопроса. Часть исследователей утверждает, что трансляция невербального сообщения происходит всегда [5, с. 201]. .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы