Психология (совместимость и сработанность малых групп) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Социально-психологические особенности успешности учебной деятельности малой группы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования личностных особенностей старших школьников с различным социометрическим статусом……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и особенности статусно-ролевой структуры общественных отношений 5
1.2. Специфические особенности психологического портрета старшего школьника 11
Выводы по главе 1 17
2. Теоретико-методологические аспекты исследования сплочённости и сработанности в группе старших школьников с различным социометрическим статусом 18
2.1. Понятие и структура сплочённости и сработанности в малых группах 18
2.2.Анализ взаимосвязи между сплочённостью, сработанностью и психологическим климатом с эффективностью деятельности учебной группы…………………………………………………………………………….22
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Список использованной литературы 31

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Формирование тех или иных личностных особенностей идёт в ходе усвоения человеком ценностей и ориентиров конкретных особенностей той или иной социальной группы. Индивида постепенно учат примерять на себя те или иные общественные роли, действуя согласно образцам поведения, допустимых для школьника, студента, сына или дочери и т.д.
Становление личности происходит с раннего детства. Детей систематически включают в различные социальные организации. Одной из таких организаций является школьный коллектив, где они учатся взаимодействовать с одноклассниками и учителями, усваивают помимо общих знаний нормы этикета и поведения.
Именно этим и объясняется актуальность выбранной нами проблемы исследования. Необходимо проводить периодический анализ личностных особенностей старшего школьника и отслеживать изменение его социального статуса, чтобы способствовать его гармоничному развитию и полноценной социализации.
Состояние и степень разработанности проблемы. Психологической основой разработки концепции социальной группы явилась сформировавшаяся в 30 — х гг. XX в. научная парадигма «человеческих отношений».
Основоположниками этой теории, такими учеными как Мэйо Э., Мак Грегором Д., Мак Клеландом Д., Маслоу А. и другими, были разработаны первые представления о социально-психологических условиях эффективного взаимодействиях членов различных социальных групп.
Отечественные психологи рассматривают школьный коллектив как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности.
Проблема нашего исследования обусловлена наличием актуального противоречия между важностью социально-психологических исследований личностной характеристики школьников с различным социальным статусом и недостаточным вниманием к этому вопросу.
Цель исследования заключается в исследовании социально-психологических факторов учебного коллектива, способствующих успешности учебной деятельности малой группы на примере старших школьников.
Постановка цели обусловлена такими задачами, как:
• Обозначить понятие и выделить основные особенности статусно-ролевой структуры общественных отношений
• Изучить особенности психологического портрета старшего школьника
• Обозначить такие социально-психологические факторы успешности учебной деятельности, как сплочённость и сработанность в малых группах. Выделить понятие, охарактеризовать сплочённость и сработанность в малых группах.
• Проанализировать взаимосвязь сплочённости, сработанности и психологического климата с эффективностью деятельности учебной группы.
Объект исследования: малая учебная группа.
Предмет исследования: социально-психологические особенности успешности учебной деятельности малой группы.
Гипотеза исследования: существует комплекс социально-психологических особенностей, который способствует эффективности деятельности учебной группы.
Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который представлен 40 наименованиями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в рамках данной курсовой работы мы, согласно ряду некоторых задач, провели теоретическое исследование. Проанализировав различные позиции исследователей, представленные на данный момент в психологической литературе, мы смогли сделать следующие выводы.
Мы узнали, что статус – это показатель положения личности, а роль – это структурная единица статуса, связанная с набором требований и ожиданий.
К индивиду может применяться ряд положительно или отрицательно направленных санкций в зависимости от его готовности выполнять притязания социальных групп.
Если говорить о группах, то все они делятся на естественные и лабораторные, открытые и закрытые, временные и стационарные, а также референтные. Референтные диктуют необходимость соблюдения индивидом их ценностей и установок.
Также нами были рассмотрены специфические особенности психологического портрета ученика старших классов.
Нами выявлено, что возрастной и социально-психологический портрет современного старшеклассника олицетворяет многогранную, динамичную, восприимчивую, предприимчивую, креативную личность, вступившую в стадию принятия ответственных решений.
Во второй главе мы рассмотрели понятия сработанности и сплочённости в коллективе.
Сработанность следует понимать как явление сочетания, взаимодействия людей, которое отражает максимально возможный уровень успешности при минимуме энергозатрат в сочетании с высоким уровнем личного удовлетворения совместной деятельностью и высокой степени взаимного понимания.
Под групповой сплочённостью же следует понимать достижение в ходе совместной работы такой степени отношений, при которой каждый из членов группы в максимальной мере разделяет поставленную группой задачу.
Определение уровня сплоченности и сработанности — значимый аспект, который стоит принимать во внимание, осуществляя выбор стилей и методов осуществления управленческого и руководящего процесса – в том числе, и в учебном коллективе.
Также мы рассмотрели определение психологического климата. Под психологическим климатом коллектива в социальной психологии понимают «эмоциональный настрой коллектива», «стойкое», «преобладающее настроение людей, удовлетворённость их своим трудом, руководством, организацией, взаимоотношениями».
Формирование благоприятного психологического климата в большей степени обуславливает формирование высокого уровня групповой сплочённости и сработанности. Они же, в свою очередь, непосредственно влияют на эффективность учебной деятельности старшеклассников.
Считаем, что задачи, поставленные нами в начале исследования, успешно реализованы, а главная цель работы успешно достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретико-методологические аспекты исследования личностных особенностей старших школьников с различным социометрическим статусом
1.1. Понятие и особенности статусно-ролевой структуры общественных отношений
В настоящий момент времени в социологии одной из известнейших концепций считается статусно-ролевая.
Согласно основным её положениям, личность – это субъект деятельности, который занимает в сфере общественных взаимоотношений конкретное положение.
При этом ему необходимо выполнять определённый набор функций, обусловленный данным положением. [1]
Эта теория возникла благодаря работам таких известных американских исследователей в области социологии, как Дж. Мид и Р. Мёртона. Также огромный вклад в её развитие внёс Т. Парсонс. [22]
Основополагающими понятиями концепции считаются понятия социальной роли и социального статуса.
Социальный статус – интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, который охватывает:
• профессию
• квалификацию
• должность
• характер выполняемой работы
• материальное положение
• политическую принадлежность,
• деловые связи
• возраст
• семейное положение. [2]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы