Курсовая с практикой на тему Социально-психологические особенности личности медицинского работника с различным уровнем конфликтности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИСТОЧНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ 5
1.1 Понятие личности, ее структура и особенности 5
1.2 Социально-психологические особенности личности 8
1.3 Конфликтность с точки зрения психологии 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ 17
2.1 Описание организации и методик исследования 17
2.2 Диагностика социально-психологических особенностей личности с различным уровнем конфликтности 23
2.3 Интерпретация полученных результатов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………43
Введение:
Актуальность исследования. Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий облик от всех других биологических видов.
Проблема личности является значимой и сложной в области психологии и занимает важное место в теориях и практиках отечественных и зарубежных психологов.
Определяя понятие личности необходимо сказать, что она является относительно устойчивой системой поведения индивида, построенная прежде всего на основе исключительности в социальный контекст. Определяя структуру личности, следует отнести все ее особенности и черты, которые образуют четыре основные стороны личности, а именно социально обусловленные особенности (моральные качества), личный опыт (знания, умения и навыки), индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память) и биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты).
Отдельно стоит остановится и на конфликтности, уровень которой определяет социально-психологические особенности личности. В частности, темперамент, тревожность, агрессивность, эмоциональное состояние и так далее.
Медицинские работники работают с людьми в условиях постоянного стресса и большой физической и эмоциональной нагрузки. Это накладывает определенные требования к личности. Этим обусловлена актуальность выбранного исследования.
Объект исследования – социально-психологические особенности личности.
Предмет – социально-психологические особенности личности медицинского работника с различным уровнем конфликтности.
Цель исследования – изучить и проанализировать социально-психологические особенности личности медицинского работника с различным уровнем конфликтности.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) определить понятие личности, ее структуру и особенности;
2) выявить социально-психологические особенности личности;
3) изучить конфликтность с точки зрения психологии;
4) организовать эмпирическое исследование и подобрать методики;
5) провести диагностику социально-психологических особенностей личности медицинского работника с различным уровнем конфликтности;
6) интерпретировать полученные результаты;
7) сделать выводы.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности психолога, работающего с медицинскими работниками, а также для обучения студентов, изучающих психологию.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому исследованию социально-психологических особенностей личности и конфликтности. Во второй главе представлено эмпирическое исследование социально-психологических особенностей личности медицинского работника с различным уровнем конфликтности.
Заключение:
Личность по-разному трактуется современными исследователями. Но все они сходятся на том, что личностью человек не рождается, она становится ею в процессе своего развития и под влиянием внешних факторов, таких как воспитание, образование, окружающая среде и тому подобное.
Анализируя исследования известных психологов, мы заметили, все они сходятся на том, что развитие личности происходит постоянно в процессе всей жизни. Начинается он еще в дошкольном возрасте, своей активности приобретает – в подростковом. И от самого человека в основном зависит какой она будет личностью, какого уровня развития приобретет. Кроме этого, некоторые зарубежные исследователи считают, что только обучение влияет на развитие личности, генетические и психологические свойства к этому не имеют ровным счетом никакого отношения.
Конфликт является критической ситуацией, в которой оказывается личность. Как правило, он связан со стрессом, фрустрацией или кризисом. Но в любом случае, конфликтная личность ощущает неудовлетворенность жизнью, нервозность, повышенную тревожность, агрессивность и т.д.
В рамках данного исследования мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие медицинские работники Городской больницы № 20 г. Ростов-на-Дону в количестве 25 человек в возрасте от 40 до 59 лет. Опыт работы в данном ведомстве у каждого из них составляет от 11 до 35 лет.
В качестве методик анализа были выбраны методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптирован Н.В. Гришной), цветовой тест М. Люшера «Диагностика эмоционального состояния», бостонский тест-оценки стрессоустойчивости, тест на оценку тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, методика изучения агрессии А. Басса и А. Дарки, опросник Айзенка по определению темперамента EPI.
Выбранные методики позволили нам оценить социально-психологические особенности личности медицинского работника с различным уровнем конфликтности.
Результаты диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса показали, что большинство медицинских работников предпочитают приспособиться к сложившейся ситуации. Чуть меньше испытуемых стараются ни о чем не думать, не брать на себя дополнительную ответственность, тем самым избегая конфликтных ситуаций. Чуть меньше опрошенных пытаются договориться, найти компромисс и не доводить до конфликта. И лишь малая часть пытается удовлетворить интересы всех окружающих, прибегая к сотрудничеству. И практически никто не хочет соперничать при решении конфликтов.
Большинство испытуемых испытывают потребность в самоутверждении и желании нравится, чуть меньше – в удовлетворенности, спокойствии и устойчивой положительной привязанности. Лишь небольшая часть нуждаются в свободе от напряжения, уюте, самоидентификации, в перспективе, надеждах на лучшее. Медицинские работники, которые стремятся к соперничеству и те, которые стараются договорится и найти компромисс в решении конфликтных ситуаций в своем большинстве испытывают потребность в активных действиях и желании добиваться успеха.
Уровень стресса находится в пределах нормы у всех испытуемых, вне зависимости от уровня конфликтности. Высокий уровень тревожности также наблюдается практически у всех испытуемых. Однако стоит отметить, что умеренный уровень как личной, так и ситуативной тревожности продемонстрировали личности, которые стараются не вмешиваться в конфликтные ситуации, занять нейтральную позицию.
Испытуемые с высоким уровнем конфликтности обладают и высоким уровнем агрессивности и враждебности. Часть медицинских работников, которые предпочитают найти компромиссное решение конфликтных ситуаций имеют высокий уровень враждебности. У большинства же опрошенных уровень враждебности и агрессивности находится в норме.
Темперамент и уровень нейротизма также не влияет на уровень конфликтности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИСТОЧНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ
1.1 Понятие личности, ее структура и особенности
Понятие «личность» является многоплановым и представляется объектом для изучения различных наук, среди которых – философия, социология, эстетика и психология.
Множество исследователей, которые рассматривают вопросы развития современной науки, говорят о том, что на данный момент прослеживается возрастание интереса к проблеме человека. Так, по мнению Б.Г. Ананьева, одной из особенностей этого интереса является то, что проблема человека превращается в общую проблему всей науки в целом. Другой исследователь, Б.Ф. Ломов, подчеркивает, что возрастание роли проблемы человека и его развития стало общей тенденцией для развития науки. Известным фактом является то, что понять развитие общества становится возможным только в случае понимания отдельного человека, то становится ясным, что именно человек стал основой и центральной проблемой научного знания. Дифференциация научных дисциплин, которые занимаются изучения человека, по мнению Б.Г. Ананьева, являются ответом научного знания на разнообразие связей человека с миром, обществом и природой. Во всей системе этих отношений, человек изучается как особь со своей программой формирования, как субъект и объект исторического развития – личность, как производительная сила общества, одновременно со своей индивидуальностью [3, 42-44].
Существует несколько различных взглядов, которые занимаются исследованием личности. Одни говорят о том, что личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, когда социальное окружение имеет незначительное влияние. Другие отвергают врожденные внутренние качества, а настаивают на том, что личность является продуктом, который формируется в ходе социального опыта.
Несмотря на все различия, которые присутствуют в теориях исследователей личности, практически все психологические подходы к пониманию личности сходятся в одном аспекте – личностью не рождаются, а становятся в процессе своей жизни. Данное мнение по большей части подтверждает, что личностные качества человека приобретаются вследствие научения, формируются и развиваются в процессе жизни человека.
Существует множество примеров социальной изоляции индивида, что дает возможность прийти к выводу о том, что развитие личности происходит не по мере взросления, а по мере приобретения человеком социального опыта. Отметим, что слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, начиная с некоторого этапа его развития. Так, про новорожденного или маленького ребенка не говорят, что он личность.
Личность понимается как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате изучения им общественного поведения и сознания, а также исторического опыта человека (воспитание, общение, обучение, взаимодействие) [6, 110-112].
По мере того, как человек исполняет социальные роди в течении всей жизни, развивается его личность, то как он включается в разнообразные виды общественной деятельности, происходит развитие его сознания. Следует обратить внимание, что основное место в личности занимает сознание, которое формируется в раннем детстве в процессе общения и деятельности с другими людьми в обществе.
Структурой личности необходимо считать относительно неизменяемые индивидуально-психологические характеристики, которые демонстрируются человеком в различных обстоятельствах и времени [11, 64].
По нашему мнению, наиболее полно структуру личности отразил в своих работах исследователь К.К. Платонов, которые в своей концепции предложил рассматривать личность на разных уровнях. Таким образом, автор говорит о том, что:
1. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, которая состоит из возрастных и половых свойств психики человека, а также врожденного типа нервной системы и темперамента.
2. Второй уровень личности состоит из индивидуальных особенностей психических процессов человека, которые зависят от врожденных и приобретенных факторов (тренировки, развитие навыков, совершенствование этих качеств). К таким процессам относят мышление, память, внимание и т.д.
3. Третьим уровнем развития личности представляется ее индивидуальный социальный опыт. Сюда относятся приобретенные по ходу жизни знания, навыки, умения и привычки человека.
4. Высшим уровнем личности автор называет ее направленность, которая включает в себя желания, интересы, склонности, идеалы и убеждения человека, а также его мировоззрение, особенности характера, самооценку. Данный уровень личности формируется посредством влияния воспитания и отражает ту идеологию общества, в котором находится тот или иной человек [16, 79-82].
Развитие представляет собой процесс закономерного и необратимого направленного изменения во времени, переход от одного состояния в другое, более совершенное, или переход от простого к сложному. В результате развития всегда происходит возникновение нового качественного состояния объекта, его состава или структуры.