Курсовая с практикой на тему Социально-психологическая структура детской группы в старшем дошкольном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
аспекты социально-психологической структуры детской группы в старшем дошкольном
возрасте. 6
1.1. Психологическая
характеристика старших дошкольников. 6
1.2. Особенности детской
группы в старшем дошкольном возрасте. 24
Выводы по первой главе. 27
Глава 2. Практические
аспекты социально-психологической структуры детской группы в старшем дошкольном
возрасте. 29
2.1.
Социально-психологический анализ группы старших дошкольников 29
2.2. Результаты
социально-психологического анализа группы старших дошкольников. 32
Выводы по второй главе. 35
Заключение. 36
Список использованной
литературы.. 38
Введение:
В современном обществе человек, имея
социально-общественное начало, испытывает потребность в общении и взаимодействии с
другими людьми, что наиболее актуально для дошкольников, поскольку
коммуникативные навыки являются одним из важнейших условий развития ребенка,
его персонализации и социализации, формирования личности.
Формирование коммуникативных навыков
является одним из основных показателей готовности ребенка к взаимодействию с
другими людьми. Они позволяют детям справляться с трудностями общения, помогают
преодолеть застенчивость, смущение, влияют на построение дружеских отношений с
окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности (А.В. Запорожец,
Д.Б. Эльконин и др.).
Формирование коммуникативных умений
у дошкольников является одним из важнейших вопросов современного общества.
Актуальность тем, о которых мы говорим на уровне социального образования,
подтверждается социальным заказом. В современном обществе человек востребованы
общительные, адаптированные к условиям жизни, способные к сотрудничеству,
знающие основы культуры общения и взаимодействия, потребности членов общества.
Одним из пяти приоритетных
направлений деятельности организации дошкольного образования (ДОО) (по данным
Глобального экологического фонда) является социально-коммуникативное развитие
дошкольников, направленное на развитие общения и взаимодействия детей и
взрослых со сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, эмпатии, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительных отношений и чувства
принадлежности к семье и детско-взрослому сообществу.
Актуальность исследования состоит в том, что на сегодняшний день
будущее нашего общества зависит от того, какими личностями вырастут наши дети.
Для воспитания детей нужны все виды совместной деятельности, которые
улучшают необходимые социальные привычки и формируются в межличностном общении.
Ключевыми способами объединения детской группы являются увлечение и
включение их в совместную деятельность.
Совместные мероприятия воспринимаются детьми,
жаждущими новых впечатлений. Они привлекают их, возбуждают повышенное
настроение и энергию, а также объединяют.
Психология
признает общение со сверстниками
одним из основных факторов психического развития
ребенка.
Фундаментальные
проблемы общения и влияния его на формирование личности исследуются в работах
известных отечественных психологов и педагогов таких, как Б. Г. Ананьев, Г.М.
Андреева, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев,
В.А Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.
Раскрытию
особенностей общения дошкольников посвящены исследования отечественных
психологов Б.Г. Ананьева; Ш.А: Амонашвили, Л.И. Божович, А.С. Валявского, В.А.
Лабунской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Л.И. Мищенко, В.С. Мухиной, и др.
Сегодня
в обществе особенно остро чувствуется потребность в людях инициативных, творческих, креативных, готовых найти новые
подходы к решению насущных
социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом, демократическом
обществе и быть полезными, нужными этому обществу.
Каковым
должно быть воспитательное пространство, для того, чтобы дошкольник, сохраняя
свою индивидуальность, имел бы возможность вступать во взаимодействие с
окружающим миром, быть толерантным и открытым к контактам, принимать решения и
осознавать их последствия?
В
данной взаимосвязи следует признать актуальным и целесообразным подбор способов
и технологий насыщения среды развития ребёнка подлинными ценностями мировой и
национальной культуры, формирования на этой основе духовно богатой и
нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности.
Вопросы формирования детских групп,
особенности и межличностные отношения детских групп, влияние дошкольных групп
на формирование личности отдельных детей-все это представляет особый интерес.
Поэтому вопрос о межличностных отношениях, который возникает на стыке ряда наук
— философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и
педагогики, — является одним из важнейших вопросов современности.
Цель исследования: изучить особенности
социально-психологической структуры детской группы в старшем дошкольном
возрасте.
Объектом исследования является структура детской группы в
старшем дошкольном возрасте.
Предметом данного исследования являются особенности
социально-психологической структуры детской группы в старшем дошкольном
возрасте.
В
соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие
задачи:
1. Изучить
психологическую характеристику старших дошкольников
2. Проанализировать особенности
детской группы в старшем дошкольном возрасте
3. Провести социально-психологический
анализ группы старших дошкольников
4. Проанализировать результаты
социально-психологического анализа группы старших дошкольников
Методы исследования: анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, дедукция и
индукция.
Заключение:
Психические когнитивные
процессы занимают важное место в развитии личности ребенка. У младших
дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизводство
являются единственной формой работы с памятью. Ребенок до сих пор не может
поставить цель запомнить или вспомнить что-либо, и, кроме того, не применяет
для этого специальных приемов. Психическое развитие дошкольника представляет
собой тесную связь и взаимодействие трех форм мышления: визуально-эффективного,
визуально-образного и логического. Наиболее эффективная связь
зрительно-эффективного и зрительно-образного мышления осуществляется в процессе
детских экспериментов, когда, наряду с ясными и внятными знаниями, ребенок
обладает смутными, неясными знаниями. Основным условием развития мышления детей
является целенаправленное обучение и воспитание. В процессе воспитания ребенок
овладевает предметными действиями, учится самостоятельно решать простые, затем
сложные проблемы, а также понимать потребности взрослых и действовать в
соответствии с ними.
Основные характеристики личности дошкольника
включают в себя:
1. Произвол. Это рассматривается как одна из
форм волевого поведения, способность контролировать свое поведение в
соответствии с нормами и правилами. На этом основании возникает подчиненность
мотивам.
2. Независимость. Предоставляет возможность
ставить и решать жизненные проблемы без помощи взрослого. Важнейшим фактором,
влияющим на развитие самостоятельности, является стиль общения ребенка и
взрослого.
3. Инициатива. Это один из показателей
развития детского интеллекта, познавательной активности.
4. Творчество. Непосредственно связан с
уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осознанности
ребенка, а также с произвольностью его поведения.
5. Свобода поведения. Ребенок, который уверен в
своих силах, способен самостоятельно сделать выбор средств и методов для
достижения конкретной цели. Свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет
ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением.
6. Безопасное поведение. Он основан на понимании
причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов в
качестве защиты жизни и здоровья ребенка.
7. Ответственность. Это связано с развитием
эмоционально-волевой сферы ребенка. Развитию ответственности ребенка за свои
действия способствует, прежде всего, его опыт последствий его действий по
отношению к другим людям.
8. Самосознание. Основные характеристики
личности являются динамичными и специфичными для каждой возрастной стадии
развития. Их своевременное появление является залогом успешного развития
ребенка.
Был определен уровень благополучия взаимоотношений в группе: было соотнесено
число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II),
с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV). Если
(I+II)больше, чем (III+IV), то уровень благополучия
взаимоотношений высокий, если (I+II) равно (III+IV), то уровень средний, если (I+II)меньше, чем (III+IV), то низкий.
Получается, что сумма категорий I-II ровна 8 человек
(53%), а III+IV = 7 человек (47 %), отсюда следует, что эти категории практически
равные. Отсюда можно сделать вывод, что уровень благополучия взаимоотношений в
данном коллективе средний.
Вместе
с тем удалось выявить тех детей, которые недооценивают (1 чел.) или переоценивают
(по сравнению со средней оценкой) (1
чел.) уровень развития коллективистских отношений. Из полученных результатов мы
видим, что большинство детей считают отношения в их классе на втором уровне.
Дети считают, что отношения в их классе не всегда дружелюбные, им хотелось бы
что-то изменить в отношениях между собой.
По
результатам данной методики получилось, что статус коллектива 2 класса –
«Мягкая глина» (72 % учеников).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологической
структуры детской группы в старшем дошкольном возрасте
1.1. Психологическая
характеристика старших дошкольников
Детство — это
период самого быстрого и интенсивного развития человека. По мнению Е.О.
Смирнова, ни в каком другом возрасте человек не проходит столько специфических
стадий, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5-6 лет своей жизни он
превращается из совершенно беспомощного ребенка в довольно хорошо
сформированного человека со своими интересами, чертами характера, привычками и
взглядами.
Именно в эти
годы ребенок начинает ходить, действовать с предметами, разговаривать, думать,
общаться, воображать. Скорость появления новых качеств у ребенка поражает
взрослых.
Постоянное
движение ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и
инициативы характеризуются фактами, присущими развитию ребенка.
Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный
возраст является начальным этапом развития познавательной деятельности.
Когнитивные процессы ребенка дошкольника включают в себя: восприятие, память,
мышление, речь, воображение. [3]
В дошкольном возрасте восприятие мира ребенком
качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от
взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы так, как они
воспринимаются непосредственно, он не видит вещей в своих внутренних
отношениях.
Ребенок
считает свое мгновенное восприятие единственно возможным и абсолютно верным.
Жан Пиаже, который детально изучил когнитивное развитие ребенка, назвал это
явление «реализмом». Именно такого рода реализм не позволяет нам рассматривать
вещи, независимые от субъекта, в их внутренних отношениях.
Особое место в познавательной сфере занимает
память. Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль играет
память, при развитии которой существует возможность отделения от сложившейся
ситуации и наглядно-образного мышления. Память в основном носит непроизвольный
характер, но к концу дошкольного возраста, в связи с развитием игры и под
влиянием взрослого, у ребенка начинает развиваться произвольное, преднамеренное
запоминание и воспоминание.
На этапе
дошкольного детства развитие образных форм познания окружающего мира
восприятия, образного мышления и воображения имеет особое значение. В
дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают косвенный,
символический характер, становятся высшими психическими функциями.
Сначала
ребенок переходит на использование внешних приспособлений (в среднем дошкольном
возрасте), а затем они «вращаются» (в старшем дошкольном возрасте). [8]
Основные
средства, которыми овладевает дошкольник, носят образный характер: сенсорные
стандарты, визуальные модели, представления, диаграммы, символы, планы.
Основным
путем развития дошкольника является обобщение его собственного чувственного
опыта, эмпирическое обобщение.
Дети
проявляют высокий уровень познавательных потребностей, задают большое
количество вопросов, которые отражают их желание по-своему классифицировать
предметы и явления, находить общие и разные признаки жизни и неживости,
прошлого и настоящего, добра и зла.
Именно к этому веку вопросы касаются
происхождения различных предметов и явлений. Эти вопросы действительно
фундаментальны (откуда появился мир, откуда приходят дети). [4]
Главное
интеллектуальное достижение дошкольного возраста — ребенок начинает мыслить
разумом, на внутреннем плане.
Но это
мышление крайне несовершенно, его главной отличительной чертой является
эгоцентризм, ребенок оценивает любую ситуацию только с его позиции, с его точки
зрения. Причиной когнитивного центрирования является отсутствие дифференциации
между собой и внешней реальностью, восприятие собственной точки зрения как
абсолютной и уникальной.
Другие
особенности мышления детей проистекают из эгоцентризма и связаны с ним; это
синкретизм, «несохранение количества», искусственность, анимизм, реализм. Одним
из основных направлений развития мышления в дошкольном возрасте является
преодоление эгоцентризма и достижение децентрализации.
Особенности детских представлений о мире,
впервые зафиксированные в исследовании Дж. Пиаже, не случайны, так как это
результат спонтанной познавательной активности детей. Современная российская
система сенсорного образования организует активное овладение детьми раннего и
дошкольного возраста социальным сенсорным опытом, способами определения
многочисленных качеств и свойств предметов, таких как форма, размер, цвет,
вкус, запах, состояние предметов, положение в пространство, отношения между
объектами. [18]
Основным
инструментом, который помогает ребенку распознавать и распознавать их, является
система сенсорных стандартов (А.В. Запорожец). Сенсорные стандарты — это
представления, разработанные человечеством, общепринятые примеры различных
свойств и отношений объектов. Например, сенсорными эталонами формы объектов являются
геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и т.д. [11]
Постановка
вопросов, догадок и гипотез ребенка способствует развитию гибкости и
динамичности мышления детей.
В дошкольных учреждениях происходит
практическое овладение речью. Выделены основные направления развития речи в
дошкольном возрасте:
— расширение словаря и развитие грамматической
структуры речи; феномен детского словообразования как обогащение когнитивных и
языковых структур;