Курсовая с практикой на тему Социально-психологическая адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (доу)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1……………. Понятие и характеристика социально-психологической
адаптации. 5
2. Психология детей раннего возраста. 8
3. Динамика социально-психологической адаптации детей
раннего возраста к условиям ДОУ.. 11
4. Рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ.. 16
Заключение. 22
Список использованных источников 23
Введение:
изменяющимся
условиям среды. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый
ребенок проходит процесс социально-психологической адаптации. Целью данного
процесса является успешное вхождение ребенка в новый коллектив детей и
взрослых, в определенный режим жизнедеятельности во время нахождения в ДОУ. Процесс
адаптации ребенка дошкольного возраста сопровождается изменением поведения,
аппетита, сна. Если в процессе адаптации возникают нарушения, ребенок
испытывает трудности в установлении контакта с коллективом, соблюдении режима,
испытывает психологический, а иногда и физический дискомфорт при посещении
детского сада, то мы говорим о том, что имеет место дезадаптация, т.е.
нарушение адаптационного процесса. Возникновение дезадаптации и отсутствие
помощи в данном процессе может привести к замедлению и нарушению развития
ребенка, поэтому следует серьезно отнестись к ситуации, когда у дошкольника
замечены признаки дезадаптации.
Если
возникла дезадаптация, то ребенку требуется квалифицированная помощь, как со
стороны специалистов ДОУ (педагоги, логопед, психолог, дефектолог) во время
нахождения в образовательном учреждении, так и со стороны родителей. Чем раньше
будут замечены признаки дезадаптации и начата коррекционная работа, тем легче и
успешнее будет проходить процесс адаптации.
Таким
образом, становится понятно, что в процессе адаптации ребенок не должен
оставаться один, ему требуется помощь родителей и педагогов, а в случаях
особенно тяжелого протекания адаптационного процесса может понадобиться участие
психолога или невролога.
Цель
исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации детей
раннего возраста к ДОУ.
Объект
исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет
исследования: социально-психологическая адаптация детей раннего возраста к ДОУ.
Задачи
исследования:
1) проанализировать
понятие «социально-психологическая адаптация»;
2) охарактеризовать
особенности развития детей раннего возраста;
3) описать
особенности протекания социально-психологической адаптации детей раннего
возраста к ДОУ;
4) предложить
комплекс рекомендаций, направленных на облегчение процесса
социально-психологической адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ, для
воспитателей и родителей.
Методы
исследования: анализ психолого-педагогической литературы.
Методологические
основы исследования:
—
исследования в области адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного
образовательного учреждения (Л.В. Белкина, Н.В. Соколовская и другие);
—
исследования по проблемам адаптации детей к ДОУ (Н.В. Моторина, М.А. Мымрикова,
А.С. Галанов и др. и другие);
—
методические разработки по организации адаптационного периода (Н.Вахнина, Р.Н.
Волкова, Г. Кузнецова, А.С. Гудков и другие).
Практическая
значимость исследования: информация, представленная в работе, может быть
использована в деятельности педагогов, психологов, дефектологов, логопедов ДОУ.
Структура
работы: данная работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и
списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, процесс
социально-психологической адаптации предполагает приспособление субъекта к
изменившимся условиям окружающей среды. Такая адаптация протекает в трех
направлениях: биологическом, социальном, психологическом.
Дети раннего возраста сталкиваются с
необходимостью социально-психологической адаптации при поступлении в ДОУ. При
этом у них еще не сформированы до конца адаптационные механизмы,
эмоционально-волевая регуляция, способность контролировать собственные
состояния и переживания. Это приводит к трудностям и проблемам в процессе
адаптации, что в итоге может стать причиной дезадаптации. Неблагоприятное течение
социально-психологической адаптации в раннем возрасте может выражаться в
следующих признаках: нарушения аппетита, сна, раздражительность, капризность,
тревожность, страхи, частые болезни и т.д.
Для преодоления выделенных трудностей
педагогам и родителям необходимо соблюдать ряд рекомендаций: обеспечить ребенку
максимально щадящие нагрузки, соблюдать единый режим дня дома и в детском саду,
постепенно увеличивать длительность пребывания ребенка в детском саду,
обеспечить ему безусловную любовь и заботу, поддержку на протяжении данного
сложного периода.
Фрагмент текста работы:
Понятие и характеристика
социально-психологической адаптации Понятие
адаптации в психологической литературе трактуется как «процесс установления
оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления
свойственной человеку деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять
актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при
сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время
соответствие психической деятельности человека требованиям среды» [2, с. 13].
В основе адаптации человека лежит так называемый
адаптационный синдром (стресс) – совокупность защитно-приспособительных
(адаптационных) реакций организма человека [2, с.14].
Психологические и психологические исследования стресса
позволили выделить виды адаптационной активности (каждый из которых
характеризовался большим числом симптомов, принадлежащих к какому-либо классу
проявленной жизнедеятельности человека) [2, с.14].
При стрессе у людей изменяется не только характер
физиологической и психологической активности, но и показатели активности
общения. Это отражается на взаимодействии индивида с социальной средой: с
окружающими людьми, с группой, с коллективом и т.д. [3].
Известный
ученый-физиолог XX в. Г. Селье в середине 50-х годов предложил теорию
адаптации, в которой выделил два компонента — специфический и неспецифический [15,
с.115].
Специфический
компонент подразумевает конкретные приспособительные реакции конкретных
органов, систем, биохимических механизмов, которые являются основой для
максимально продуктивного функционирования организма в целом при воздействии
конкретных факторов.
Неспецифические
компоненты адаптации проявляются в любом случае при воздействии любых факторов.
Г. Селье объяснил доминирующие механизмы гормональной регуляции, которые
возникают на первичном этапе адаптации и получил название стресс-реакции.
Г.
Селье указывал на то, что процесс адаптации связан с формированием общего
адаптационного синдрома (ОАС).
Реакции
на стрессорные стимулы только в некоторых ситуациях выступают как ненормальные,
в остальных ситуациях они играют приспособительную роль, что и стало причиной
того, что Г. Селье обозначил их как «общий адаптационный синдром».
Общий
адаптационный синдром – комплекс реакций, возникающий в целостном организме под
действием различных повреждающих факторов и обеспечивающий приспособление
организма к данным условиям. Классический общий адаптационный синдром, по
мнению Г. Селье, включает в себя три протекающих поочередно стадии, описанных в
1936 году:
1.Стадия
тревоги (аларм-реакция). Внутри данной стадии также выделяется два этапа: этап
шока и этап противошока. Если стрессовый стимул имеет достаточно мощное
воздействие, то стадия тревоги может завершиться летальным исходом для
организма.
2.Если
организм не погибает в течение первой, в сущности, защитной стадии, то он
переходит в стадию резистентности (устойчивости).
3.При
длительном влиянии стрессового стимула наступает стадия истощения [15, c.117].
Адаптация
(от лат. adaptare — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к
изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека может
рассматриваться с двух точек зрения: биологического и психологического.
Биологическая
сторона адаптации предполагает собой приспособление организма (биологического
существа) к стабильным и вариативным условиям внешней среды, а также к
преобразованиям непосредственно в организме: патологическим процессам, утрате
определенного органа и снижению эффективности его функций.