Курсовая с практикой на тему Социально-психологическая адаптация детей к обучению в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Особенности адаптации детей к процессу обучения в школе 5
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников и готовность к школьному обучению 5
1.2. Изучение социально-психологической адаптации первоклассников 10
Глава 2. Экспериментальное изучение социально-психологической адаптации первоклассников 16
2.1 Констатирующий эксперимент 16
2.2 Комплекс мероприятий по успешной адаптации первоклассников к школе 21
2.3 Анализ результатов эксперимента 25
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
Актуальность работы. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания детей является охрана здоровья учащихся и создание адаптивного образования для школьников посредством развития школьной адаптации. Сложности социальной среды, стремительный темп жизни общества и снижение воспитательного потенциала семьи оказывают негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации детей. Причиной этого становится их значительная подверженность влиянию факторов окружающей среды.
Проблема адаптации занимает большое место в исследованиях педагогики, психологии, социологии и других наук. Негативная адаптация приводит к ухудшению состояния здоровья, увеличению заболеваемостей, снижению работоспособности и низкому уровню усвоению учебного материала.
Дети младшего школьного возраста, при поступлении в школу сталкиваются с проблемой адаптации к новому социальному уровню, новым взаимоотношениям и изменением качества жизнедеятельности. Многие младшие школьники испытывают значительные трудности в первые годы обучения в школе, поэтому изучение проблем адаптации в новых условиях жизни детей младшего школьного возраста является актуальным.
Степень изученности темы. Вопросами социально-психологической адаптации занимались такие исследователи А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон, Н.И. Сарджвеладзе, В.В.Фалилеев, А.А. Цахаева, Н.А. Ощуркова, П.С. Кузнецов и И.А. Милославова, А.И. Жмыркова и многие другие.
В современной психологии дифференциация компонентов школьной готовности ребенка производится по различным аспектам и на основании разных причин. Некоторые ученые (Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную готовность.
Цель исследования – изучить особенности социально-психологической адаптации детей к обучению в начальной школе.
Гипотеза исследования. В общеобразовательной школе процесс адаптации первоклассников к школе будет протекать успешнее, если:
— обучение детей осуществляется дифференцированно, в специальных группах, в зависимости от типа их интеллектуального развития;
— применяются специальные средства, снижающие социально-эмоциональные проблемы детей с трудностями в адаптации к школе: во внеурочную деятельность учащихся включается совместная подготовка и проведение детьми различных категорий массовых спортивных мероприятий; используются арт-технологии (занятия по живописи, лепке, музыке); физкультминутки, коллективные работы, специальные формы, методы и приемы.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности младших школьников.
2. Определить понятия и основные черты социально-психологической адаптации первоклассников.
3. Организовать исследование по уровню социально-психологической адаптации первоклассников.
4. Провести комплекс мероприятий по успешной адаптации первоклассников к школе.
5. Проанализировать полученные результаты.
Объектом исследования выступают особенности адаптации детей к обучению в школе.
Предметом исследования является разработка мероприятий по успешной адаптации первоклассников.
Методы исследования:
— теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования,
— эмпирические методы: анализ уровня адаптации детей младшего школьного возраста;
— метод количественного и качественного анализа результатов исследования, констатирующего и контрольного экспериментов.
Практическая значимость состоит в том, что данные исследования могут быть использованы в практической работе педагогов начальных классов, а также студентами педагогических специальности при изучении проблемы адаптации первоклассников и разработке путей решения дезадаптации детей.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Заключение
Социально-психологическая адаптация представляет собой особую сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности и связана, прежде всего, с изменением статуса индивида. В течение жизни человек много раз меняет его, попадая в определенные микросоциальные условия (школа, работа, семья и др.), и каждый раз ему необходимо вырабатывать для этих условий новые формы поведения. Влияние на организм факторов внешней среды, новых взаимоотношений изменяют в первую очередь состояние психической сферы человека. Это приводит к перестройке нейро-висцеральных и эндокринно-метаболических связей, что нередко является патологической почвой формирующихся отклонение в нервно-психическом здоровье. Социально-психологическая адаптация не устраняет биологических и физиологических форм приспособления, а видоизменяет и опосредует их, включая в себя как регулируемый и модифицируемый ею внутренний элемент.
Проблеме адаптации детей к школе в современных психологических исследованиях уделяется большое внимание. Несмотря на это, по данным исследователей, число дезадаптированных учащихся продолжает оставаться достаточно высоким (Л.Н. Винокуров, В.Е. Каган и др). В связи с чем данная проблема продолжает интересовать психологов и не теряет актуальности.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. Ребенку, впервые переступившему порог школы, предстоит адаптироваться к новым условиям. По данным разных исследователей, продолжительность адаптации может колебаться от нескольких недель и месяцев до года. Этот период традиционно считается одним из самых сложных для младшего школьника.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности адаптации детей к процессу обучения в школе
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников и готовность к школьному обучению
Младшим школьным возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период, соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития.
В данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [16].
Именно поступление в школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье. Обучение становится основной и ведущей деятельностью его жизни, у ребенка появляется обязанность – учеба и приобретение знаний. Эта обязанность говорит о серьезном труде, который требует от ребенка организованности, дисциплины, а так же волевых усилий.
Следует отметить, что правильное отношение к обучению у младших школьников формируется не сразу, так как требует волевые усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной активности, а так же своего рода самоограничений. И если ребенок не привык к такому, то у него может возникать разочарование и формируется отрицательное отношение к учению [10].
Но, все же, в первое время ученики начальной школы учатся хорошо, опираясь и руководствуясь на свои отношения в семье, а иногда ребенок может хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с коллективом.