Методы исследований в социальной работе Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Социально-педагогическое сопровождение семей СОП

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения педагогической компетентности У родителей подростков в семьях, находящихся в социально опасном положении 6
1.1. Содержание и сущность понятия «педагогическая компетентность родителей» 6
1.2. Характеристика семей, находящихся в социально опасном положении 9
Глава 2. Разработка и реализация проекта «Школа для родителей» 17
2.1. Паспорт проекта 17
2.2. Жизненный цикл проекта 21
2.3. Анализ и оценка результатов проектной деятельности 23
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение 38

 

 

  

Введение:

 

На сегодняшний день в России работа с неблагополучными семьями, которым требуется защита и поддержка, в том числе и профилактика семейного неблагополучия, разрабатывается в программах Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Работники различных учреждений, служб, организаций, работающие с семьей и детьми, сталкиваются с тем, что все проблемы детей напрямую связаны с их жизнью в семье, так как семья влияет на поведение, дальнейшее развитие ребенка. Поэтому очень остро стоит вопрос разработки оптимальной тактики оказания помощи, которая бы могла помочь как семье, так и ребенку в отдельности, с учетом их семейной ситуации.
Сегодня большое внимание уделяется государственной политике в интересах семьи и ребенка. Однако анализ показал, что потребность государства в профилактике семейного неблагополучия возрастает, но тем самым недостаточно разработанных способов поддержки неблагополучных семей, а также нормативной правовой базы.
Семья в силу своей социально-биологической природы является основным институтом социализации; это посредническая связь между социальными стандартами и процессом личное развитие. Успешное воспитание отцов и матерей зависит от их уровень теоретических знаний, а также по педагогическим навыкам и способностям они имеют. Не каждый может быть хорошим родителем и обеспечивать воспитание детей в семье. Отцы и матери, образовательно неподготовленные, не понимают сложного процесса развития ребенка, и часто не могут определить его природу.
Все эти факторы приводят к серьезным ошибкам и неудачам в семейном воспитании. До недавнего времени этого было достаточно получить некоторые случайные педагогические знания для успешного воспитания, но сегодня требуется более глубокая педагогическая компетентность родителей.
Актуальность проблемы исследования. Сегодня в России активно растет количества семей, которые находятся в социально-опасном положении. И с каждым годом количество семей, находящихся в социально опасное положение, увеличивается. С одной стороны, это обусловлено тем, что активно рушится институт семьи. Растет количество разводов, снижается нравственность населения. В результате в социально опасном положении оказываются преимущественно дети. Чтобы не оставаться с жестокими и девиантными родителями, дети бегут из дома, либо находят поддержку на улице. В результате у них смещается представление о нормальном поведение и негативная схема воспитания в дальнейшем несется уже в семьи этих детей. Таким образом, предотвращение СОП – это вклад, в том числе, в будущее, а не только помощь конкретным детям.
Исследованием помощи семьям группы риска занимались такие ученые, как И.А. Григорьева, В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, С.В. Кадомцева, В.М. Капицын, В.В. Колков, Г.И. Осадчая, П.Д. Павленок, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, И.В. Бестужева-Лада, Н.С. Данакин, В.Н. Иванов, В.И.Патрушев, А.И.Пригожин, Ю.М.Резник, И.М. Слепенков. В них большое внимание уделено не только социальной помощи, но и специфике семей, находящихся в социально опасной ситуации и направлений работы с ними.
Цель данной работы – выявить и реализовать условия, направленные на формирование педагогической компетентности у родителей подростков в семьях, находящихся в социально опасном положении
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть содержание и сущность понятия «педагогическая компетентность» родителей семей, находящихся в социально-опасном положении;
2. Охарактеризовать особенности семей, находящихся в социально опасном положении
3. Разработать проект, направленный на реализацию условий формирования педагогической компетентности у родителей подростков в семьях, находящихся в социально опасном положении;
4. Провести оценку результатов проекта, направленного на реализацию условий формирования педагогической компетентности у родителей подростков в семьях, находящихся в социально опасном положении;
Объектом настоящей работы является процесс формирования педагогической компетентности у родителей подростков в семьях, находящихся в социально опасном положении;
Предмет работы — условия формирования педагогической компетентности у родителей подростков в семьях, находящихся в социально опасном положении;
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ научной и учебной литературы.
2. Эмпирические методы: анализ документов.
3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическое обоснование работы: заключается в изучении работ следующих авторов В. М. Целуйко, Т. И. Шульги, Н. Ф. Басова, С. В. Галиевой, Е. И. Холостовой, И. И. Осиповой.
Теоретическая значимость исследования: заключается в рассмотрении неблагополучной семьи как объекта социальной работы, раскрытии содержания профилактики семейного неблагополучия, изучения организационно правовых основ профилактики семейного неблагополучия в Российской Федерации.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью данной работы являлось выявление условий, направленных на формирование педагогической компетентности у родителей подростков в семьях, находящихся в социально опасном положении.
В ходе работы мы определили педагогическую компетентность родителей детей дошкольного возраста как совокупность личностно-деятельностных характеристик компетентного родителя, которые проявляются в готовности и способности принимать ребенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями, умениями, использовать разнообразные способы сотрудничества с ребенком в игровой деятельности и позволяют успешно развивать компетенции детей в процессе семейного воспитания.
Обобщив сведения о составе педагогической компетенции родителей, мы сделали вывод о том, что под ней подразумевается перечень следующих компонентов: ценностно-смысловой (который предполагает эмоциональную близость, принятие ребенка как ценности, способности ограничить собственные интересы ради малыша), когнитивный (предполагает знание родителями возрастных и индивидуальных особенностей своих детей, методической литературы по их развитию), рефлексивный (способность родителей к педагогическому саморегулированию, самоконтролю и самооценки своей педагогической деятельности), поведенческо-коммуникативный и поведенческо-деятельностный, связанный с особенностями взаимодействия родителя с ребенком.
Это взаимодействие в семьях, находящихся в социально опасной ситуации отличается деструктивными характеристиками. Родители не могут найти общий язык с детьми, либо не уделяют им должного внимания. Как следствие, девиация родителей приводит к девиации детей. Это положение легло в основу проекта, представленного в работе. Мы пришли к выводу о том, что преодоление негативных тенденций в таких семьях может быть реализовано через взаимодействие между родителями и детьми.
Исследование взаимодействия осуществлялось методом анкетирования как на начальном этапе, так и на заключительном. Сравнение результатов исследования обнаружило рост качественного взаимодействия. Данные говорят о том, что родители все больше стремятся добиться единодушия в решении вопросов воспитания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения педагогической компетентности родителей подростков в семьях, находящихся в социально опасном положении

1.1. Содержание и сущность понятия «педагогическая компетентность родителей»

Вопросы формирования педагогической культуры родителей выделены в научных трудах И. В. Гребенникова (1986), Т. В. Лодкиной (2003), М. Н. Недвецкая (2011), Ю.А. Хьямялайнен (1993), Т. Гордон (1997). Теоретические идеи взаимодействия семьи и дополнительного образования описаны в работах Е.Н. Сорокиной (2005), И.Ю. Кульчицкая (2005).
Компетентность может быть описана как «конструкция, которая представляет собой совокупность характеристик человека, которая приводит к эффективному выполнению воспитательного процесса».
Компетенция предполагает применение знаний и навыков, оцениваемых в соответствии с каким-либо стандартом или набором стандартов эффективности, хотя компетенции «относятся к поведению, лежащему в основе успешной работы, которую люди делают для того, чтобы достичь своих целей; как они добиваются требуемых результатов; что позволяет их компетентному исполнению.
Современные ученые трактуют педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т. В. Бахуташвили, Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова, Т. В. Кротова, Т. А. Куликова и др.); единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва); интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье (С. С. Пиюкова, В. В. Селина); знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров); интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына); возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого (Кормушина Н.Г.); наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (Мизина М.М.) [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы