Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Социально-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей к условиям школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы социально-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к условиям школы 5
1.1. Теоретические подходы к анализу проблемы адаптации в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2. Социально-психологическая адаптация младших школьников 12
1.3. Сущность социально-педагогического сопровождения процесса адаптации 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по социально-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей к условиям школы 20
2.1. Постановка проблемы и описание методики исследования 20
2.2. Изложение и анализ результатов исследования 20
2.3. Программа социально-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к условиям школы 25
2.4. Оценка влияния программы социально-педагогического сопровождения процесса адаптации на детей 35
Заключение 37
Список литературы 38

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Важной задачей современного образования является повышение эффективности формирования личности в ее интеллектуальном, креативном, социально-культурном, личностном и духовном развитии. Ведущим условием достижения данной цели является обеспечение социально-психологической адаптации к новым условиям обучения. На этапе учёбы в первом классе необходимо успешно сформировать у детей необходимые навыки для дальнейшего успешного обучения и закрепить необходимые установки, которые позволят в дальнейшем эффективно коммуницировать со сверстниками и взрослыми людьми в условиях школьной среды.
Современная система образования и процессы её модернизации в соответствии с требованиями меняющейся действительности приводят к более активному вовлечению родителей в участии адаптации ребёнка к учёбе в школе. В первую очередь, это касается вопросов адаптации первоклассников к новому для них виду деятельности. Одной из важнейших задач в социальном формировании ребенка является общение. От того, насколько комфортно ребенок сможет чувствовать себя в коллективе в образовательном учреждении, во многом будет зависеть его дальнейшее личностное и социальное развитие.
Общие аспекты проблемы адаптации и дезадаптации рассматривались отечественными и зарубежными психологами Л. Выготским, К. Бардиным, Е. Каганом, А. Леонтьевым, Н. Максимовой, Ж. Пиаже, В. Петровским. Этой проблемой занимались Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, AM Прихожан, Т.И. Юферева, А.В. Новикова и др.
Объект исследования – проблема адаптации первоклассников (младших школьников) в рамках российский системы школьного образования.
Предмет исследования – социально-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей к условиям школы.
Цель данного исследования — предложить программу социально-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к условиям школы и проверить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть феномен адаптации первоклассников в рамках педагогического и социологического научных подходов;
2. Проанализировать влияние возрастных особенностей младшего школьника на его адаптацию к условиям образовательной системы;
3. Рассмотреть сущность и содержание понятия социально-педагогическое сопровождение;
4. Разработать программу социально-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к условиям школы и проверить ее эффективность.
Теоретическая основа исследования базируется на научных работах, в которых изложены: основные аспекты проблемы адаптации и дезадаптации (Л. Выготский, Л. Божович, Н. Максимова, Ж. Пиаже, В. Петровский) психологические особенности первоклассников (Д.Б. Эльконин).
Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация) применялись для изучения психолого-педагогической литературы; эмпирические методы; — статистические методы.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 28. На констатирующем этапе эксперимента участвовали ученики трех первых классов в возрасте 7-8 лет. Все они принимали участие в тестировании. Потом были определены одна экспериментальная и две контрольные группы. Экспериментальная группа занималась по рекомендуемой методике, контрольные по стандартной методике.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Межличностные отношения детей зависят от многих факторов, среди которых взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Все эти факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. В основе развития взаимоотношений у детей лежит потребность в общении, и это требование меняется с возрастом. Оно удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый ребенок занимает особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений, на которые влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, интересы, языковая культура, индивидуальные этические качества.
Реализация программы осуществлялась в ходе совместной с детьми деятельности через игры и игровые упражнения. Результаты повторной оценки личностного поведения детей в различных видах деятельности совместно со сверстниками по методике изучения поведения ребенка при взаимодействии со сверстниками (по Т. В. Сенько) показали, что у детей экспериментальной группы показатели более выражено показывают позитивную тенденцию в изменениях, что выражается ростом количества детей, что имеют высокий уровень развития поведенческой активности. Мониторинг развития речи показали, что у детей экспериментальной группы развитие уровня речи более выраженное. Результаты теста тревожности (Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амена) показали, что дети экспериментальной группы показывают значительно более низкий уровень тревожности. Тест «Рисунок семьи» позволил получить следующие результаты: в экспериментальной группе стали более ярко выражаться лидерские качества у детей и выросло количество нормальных отношений в семье.
Результаты исследований подтверждают эффективность рекомендуемой программы.

 

Заключение:

 

Актуальность исследования. Важной задачей современного образования является повышение эффективности формирования личности в ее интеллектуальном, креативном, социально-культурном, личностном и духовном развитии. Ведущим условием достижения данной цели является обеспечение социально-психологической адаптации к новым условиям обучения. На этапе учёбы в первом классе необходимо успешно сформировать у детей необходимые навыки для дальнейшего успешного обучения и закрепить необходимые установки, которые позволят в дальнейшем эффективно коммуницировать со сверстниками и взрослыми людьми в условиях школьной среды.
Современная система образования и процессы её модернизации в соответствии с требованиями меняющейся действительности приводят к более активному вовлечению родителей в участии адаптации ребёнка к учёбе в школе. В первую очередь, это касается вопросов адаптации первоклассников к новому для них виду деятельности. Одной из важнейших задач в социальном формировании ребенка является общение. От того, насколько комфортно ребенок сможет чувствовать себя в коллективе в образовательном учреждении, во многом будет зависеть его дальнейшее личностное и социальное развитие.
Общие аспекты проблемы адаптации и дезадаптации рассматривались отечественными и зарубежными психологами Л. Выготским, К. Бардиным, Е. Каганом, А. Леонтьевым, Н. Максимовой, Ж. Пиаже, В. Петровским. Этой проблемой занимались Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, AM Прихожан, Т.И. Юферева, А.В. Новикова и др.
Объект исследования – проблема адаптации первоклассников (младших школьников) в рамках российский системы школьного образования.
Предмет исследования – социально-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей к условиям школы.
Цель данного исследования — предложить программу социально-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к условиям школы и проверить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть феномен адаптации первоклассников в рамках педагогического и социологического научных подходов;
2. Проанализировать влияние возрастных особенностей младшего школьника на его адаптацию к условиям образовательной системы;
3. Рассмотреть сущность и содержание понятия социально-педагогическое сопровождение;
4. Разработать программу социально-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к условиям школы и проверить ее эффективность.
Теоретическая основа исследования базируется на научных работах, в которых изложены: основные аспекты проблемы адаптации и дезадаптации (Л. Выготский, Л. Божович, Н. Максимова, Ж. Пиаже, В. Петровский) психологические особенности первоклассников (Д.Б. Эльконин).
Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация) применялись для изучения психолого-педагогической литературы; эмпирические методы; — статистические методы.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 28. На констатирующем этапе эксперимента участвовали ученики трех первых классов в возрасте 7-8 лет. Все они принимали участие в тестировании. Потом были определены одна экспериментальная и две контрольные группы. Экспериментальная группа занималась по рекомендуемой методике, контрольные по стандартной методике.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы социально-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к условиям школы
1.1. Теоретические подходы к анализу проблемы адаптации в зарубежной и отечественной психологии

Человек, как существо биосоциальное, требует для своего развития социальную среду, которая принимает активное участие в процессе его становления. Однако социальная среда может служить для человека источником его проблем и даже страданий в случае, когда человек не смог по каким-то причинам вжиться в него и почувствовать себя его частью, безусловно, не теряя при этом своей индивидуальности [3].
В целом исследование адаптации имеют длительную историю и берут свое начало с естественных наук: биологии, физиологии, медицины. Позже было перенесено в социологию и психологию. Теория психологической адаптации развивается в русле различных психологических подходов и направлений.
Но в разных сферах применения, в зависимости от использования, этот термин имеет разные значения. Одним из определений адаптации является следующее — «приспособление организмов, органов чувств к условиям существования, к окружению» [4, с.11].
Необходимо отметить, что термин «адаптация» (лат. Adaptation — приспособление) впервые был введен Ауберт и стал широко применяемым в медицинской и психологической литературе, где он означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. С философской точки зрения адаптация представляет собой диалектическое единство динамики и стабильности и является аспектом жизнедеятельности человека и вида, в котором реализуется фундаментальное свойство материи к самосохранению и развитию в конкретных условиях существования [19, с.6]. Однако в психологической литературе встречается и очень однобокое понимание процесса адаптации — только как приспособление, подчинение индивида требованиям окружающей среды (несмотря на его потребности), что вызывает критику.
Важный вклад в изучение проблемы адаптации был внесен Ж. Пиаже. Он охарактеризовал адаптацию, как такую, что «обеспечивает равновесие между действием организма на среду и обратным действием среды на организм» Ж. Пиаже также вводит понятие «ассимиляция» и «аккомодация». Действие организма на объекты, которые его окружают, Ж. Пиаже называет ассимиляцией. С другой стороны, среда имеет на организм обратное действие — «аккомодация». [24, с. 60-61]. Полноценная адаптация обеспечивается в результате динамического равновесия между процессами ассимиляции и аккомодации на социальном уровне и уровне личности.
Нужно учитывать, что адаптационный процесс можно рассматривать на разных уровнях его протекания, то есть на уровнях: межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья. По мнению Ф.Б. Березина, для человека решающей является психическая адаптация, что значительно влияет на адаптационные процессы других уровней
По определению С.Д. Максименко, психическая адаптация — «… это процесс взаимодействия личности со средой, при котором личность должна учитывать особенности среды и активно влиять на него, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей и реализацию значимых цепей» [21].
Большой вклад в разработку проблемы адаптации ребенка к условиям обучения в школе сделали зарубежные ученые: С.Коулман, Й.Лангмайер, З.Матейчек, Э.М.Шан, А. Маслоу, и другие [12].
Согласно утверждениям А. Маслоу выделяют конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции, определяющие уровень адаптации. Критериями конструктивных являются: детерминация, обусловленная требованиями социальной среды, направленность на решение определенных проблем, мотивация и четко поставленная цель, осознанность поведения, Неконструктивные реакции не осознаются: они направлены на устранение неприятных переживаний из сознания, не решая при этом самих проблем, то есть это в свою очередь, аналог защиты, избегание [18].
Процесс адаптации, как взрослого, так и ребенка к окружающей среде, может проходить различными путями и иметь различные последствия, но он является необходимой составляющей жизненного процесса человека, определяет состояние его здоровья и комфорта (как внутреннего, так и внешнего). Зависит этот процесс, как от психических особенностей, так и от особенностей той социальной среды, к которой пытается приспособиться человек. В свою очередь, от результата адаптации зависит место человека в обществе и качественное выполнение избранных им социальных ролей. Однако следует помнить, что проблемность неадаптированного человека свидетельствует не только о его неудовлетворительном состоянии, но и о «проблемном» состоянии такого общества, которое не принимает в свое лоно того, кто не подпадает под определенный им шаблон. Несмотря на то, что за последние несколько лет исследования социальной адаптации стремительно сместились с периферии к центру научных интересов, считаем, что над решением этой проблемы будет работать еще не одно поколение исследователей, ведь речь идет о социально-психологическом усвоении и поведенческих механизмах людей в том социальном пространстве, которое постоянно меняется, внося коррективы в адаптивные процессы.
В психологической литературе социально-психологическая адаптация определяется как процесс приспособления к качественным изменениям внешней среды (А.В. Петровский, 2003; и Н.Н. Ярошенко, 2000); как процесс взаимодействия личности и социальной среды, процесс активного приспособления личности к меняющейся среде, усвоение относительно стабильных условий среды (Г. М. Андреева, 2007); как многоплановый процесс активного приспособления психики и поведения личности в условиях

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы