Курсовая с практикой на тему Социально-педагогическое обеспечение работы с трудными подростками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. Теоретические основы социально-педагогической работы с трудными
подростками. 6
§1 Сущность категории «трудный
подросток». 6
§2 Психологические особенности
личности трудных подростков. 9
§3 Современные
социально-педагогические подходы в работе с трудными подростками 19
Выводы по I главе. 22
ГЛАВА II. Методические основы работы социального педагога с трудными
подростками. 23
§1 Принципы и методы работы с трудными
подростками. 23
§2 Рекомендации по работе с трудными подростками. 36
Выводы по II главе. 36
Заключение. 37
Список используемой литературы.. 38
Введение:
Изменения, происходящие
сегодня в нашем социуме, поднимают ряд вопросов, одним из которых является
вопрос социализация трудного ребенка. Актуальность заключается в том, что с
каждым годом наблюдается увеличение детской преступности и наркомании, а
также увеличение числа детей с
девиантным поведением.
Ряд
отклонений в поведении детей связаны с политической нестабильностью,
социально-экономическими и экологическими аспектами общества, растущим влиянием
псевдокультур, изменением содержания руководящих ценностей среди молодежи, отсутствием
контроля над семейными отношениями и неблагоприятным поведением детей в семье,
чрезмерным использованием родителей, эпидемией развода. Опекающие обычно
считают, что основным воспитателем детей является детский сад и школа, воспитатели и учителя должны нести
ответственность за плохую работу своих учеников. Обычно семья часто отдаляется
от воспитания. Ошибки в домашнем воспитании обычно дополняются ошибками в
отношении и влиянии школы на индивидуальность ребенка. Мало внимания уделяется
личности ребенка, социальному опыту, интересам, личным ценностям и
эмоциональным отношением. Внеурочное воспитание не дает возможности бесплатно
заниматься различными видами деятельности, не гарантирует относительную
независимость от взрослых, широкие возможности для развития активности и
самореализации, неформальный характер отношений и состав ассоциаций разных
возрастов.
Общественные
факторы увеличивают неблагоприятные условия для семьи, школы и внеклассного
образования. Отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением,
а также негативные примеры взрослого населения, влияние неформальных групп и
лидеров, искушение дороги.
Все
это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждение
в жизненных ситуациях. Возникает чувство одиночества и неуверенности. Как я
могу помочь такому ребенку? Что я могу посоветовать его родителям? Как
правильно и эффективно организовать с ними воспитательную работу? На эти и
другие вопросы трудно дать однозначный ответ.
Кроме
того, сложность решения проблемы поднятия проблем с трудными подростками
связана с тем, что на протяжении многих лет проблема девиантного поведения
среди молодежи замалчивалась. Это привело к тому, что в нашем обществе учителя,
как и другие специалисты, не проводили воспитательно-профилактическую работу, а
также принимали превентивные меры и, как следствие, наказывали "за
уроки" молодого человека.
Мы
считаем, что в процессе организации воспитательной работы с трудными детьми
сегодня учителя, психологи, социальные педагоги должны сосредоточиться на
подавлении стремления молодежи к экстремальному поведению, изменении условий
окружающей среды, приводящих к девиантному поведению. Воспитательная и
профилактическая работа педагогов должна строиться на постоянной поддержке и
стимулировании активного поведения детей и минимизации карательных мер.
Совершенное знание технологий работы с трудными детьми, знание методологических
основ, выбор основных методов и технологий педагогического воздействия являются
основными условиями эффективности социального педагога.
Актуальность
вышеназванной проблемы в современной школьной практике определяет тему нашего
исследования: "методы работы социальных педагогов в школе трудных
подростков»
Объект
исследования: Учебный процесс в школе
Цель:
Изучение основных методов и форм работы социального работы с трудными
детьми.
Задачи:
1)Определить
сущность категории " трудный подросток";
2)Изучить
психологические особенности подростков с трудностями;
3)Определить
принципы и методы социально-педагогической работы непростых подростков
4)Разработать
рекомендации по работе с «трудными» детьми
Методы
исследования: анкетирование, анализ литературы, наблюдение, диалог.
Заключение:
Дети, поведение
которых отклоняется от принятых обществом правил и норм поведения, называются
трудными или трудными для воспитания. Под трудностями понимаются сопутствующие
педагогические воздействия, которые могут быть вызваны различными причинами,
связанными с ассимиляцией различных социальных программ, знаний, навыков,
требований и норм в процессе целенаправленной подготовки и обучения.
Нормальное
поведение ребенка предполагает его взаимодействие с микросферами, что полностью
удовлетворяет потребности и последствия его социализации. Таким образом,
девиантное поведение можно охарактеризовать как взаимодействие ребенка с
микросферой, нарушающее его развитие, его личностные особенности и проявления,
противоречащие установленным морально-правовым нормам общества.
С
помощью методов и принципов социальный учитель может целенаправленно влиять на
мысли, поведение и чувства подростков и влиять на окружающую среду.
Существующие технологии работы с трудными подростками направлены на то, чтобы
поставить девиантное поведение под социальный контроль.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретические основы социально-педагогической работы
с трудными подростками §1 Сущность категории «трудный
подросток»
С каждым годом
возрастает количество ребят и подростков, характеризующихся различными
проявлениями школьных и общественных расстройств и стойкими поведенческими
проблемами. Поэтому проблема "трудных" подростков, организация работы
в школах и за ее пределами трудных подростков — одна из самых насущных проблем
современного образования [12.169].
На
основе анализа современной литературы по социальному воспитанию можно выделить
три категориальные черты, составляющие суть понятия "трудные дети".
Первым признаком является наличие аномального поведения у детей или подростков.
Для
характеристики девиантного поведения используются также специальные термины:
"преступление" и "девиант".
Нарушения
понимаются как мелкие преступления, мелкие правонарушения и преступления,
отличные от уголовных, то есть уголовные преступления, тяжкие преступления и
преступные цепи.
Нарушение
понимается как отклонение от социально принятых норм. Концепция варьируется от
делинквентности и других поведенческих расстройств (от раннего алкоголизма до
попыток самоубийства).
Школьники
" трудные " являются в том числе, и, во-вторых, как детей и
подростков, их поведенческие расстройства не так легко исправить положительные
или отрицательные. В связи с этим следует различать "детей в беде" и "детей
с образовательной точки зрения". Конечно, все трудные дети пренебрегают
воспитанием. Но не всем детям, пренебрегающим образованием, трудно: некоторых
детей относительно легко перевоспитать.
"Трудные"
дети, в-третьих, требуют индивидуального подхода от внимания педагогов и группы
сверстников. Как ошибочно полагают некоторые взрослые, это не плохие,
безнадежно испорченные школьники, но они требуют особого внимания и участия со
стороны других. Рассмотрим вопрос, кто такой ребенок [20,11].
Трудные
дети-это дети, которых взрослым не хватает. Они растут сами по себе. Дети часто
вынуждены воровать, попрошайничать у прохожих или заниматься бродяжничеством.
Они позитивны, горьки и почти знакомы с теневыми аспектами жизни. Они начинают
курить рано, употреблять алкоголь и становятся зависимыми от наркотиков.
Подрастая, они собираются в организованные группы, совершая кражи, грабежи и
даже убийства. В этом случае поведение ребенка характеризуется термином
"преступление", который является особенно серьезной формой
отклонения.
Трудный
ребенок-это человек, который находит это трудным. Это то, что вы должны понять,
что с ним произошло. Трудно не только взрослым, но прежде всего самим себе.
Трудные дети-страдающие, жаждущие найти тепло и ласку, обездоленные, почти
обреченные на неудачу. Чувствовалось, что, как правило, у всех трудных детей
нет дружественной и заботливой среды дома или в школе. Трудности в адаптации к
школьной жизни, отсутствие компетентности и, следовательно, нежелание учиться,
приводят к распаду этих детей и нарушению дисциплины. Потребность в
неудовлетворенности, как и у всех остальных, быть любимым, ожидаемым, ласковым
также влияет на его стиль поведения. Тот факт, что эти дети отвергаются дома и
в классе, делает их дальше от других детей.
Традиционно
основными критериями классификации детей как трудных являются, в подавляющем
большинстве случаев, плохая успеваемость и нарушения дисциплины. Это результат
сложной ситуации, когда ребенок с самого начала находится в школьном
контингенте. Главное здесь-собственный внутренний опыт ребенка, его личное
отношение к учителю, его одноклассникам и своим. [3, 4]
Кочетов
правильно указал, что ребенку становится трудно, когда происходят совпадения,
осуществление негативных внешних воздействий, школьные неудачи учителей и
ошибки в обучении, негативное воздействие на семейную жизнь и внутренние
отношения внутри семьи. Другими словами, ребенок сразу же выходит из сферы
образования во многих аспектах и находится в области положительного и
отрицательного воздействия [3,6].
Во
всех случаях девиантного поведения повышается эмоциональное напряжение. Он
характеризуется выходом за пределы нормальных пределов чувств, эмоций и
переживаний детей. Напряжение приводит к потере чувства реальности,
самоконтролю и неспособности правильно оценить свои действия. Под влиянием
гневных эмоций дети, как и взрослые, уже не контролируют свое поведение и
способны действовать опрометчиво. Легко быть грубым, драться, что-то ломать.