Курсовая с практикой на тему Социально-педагогические условия формирования уверенности в себе у школьников подросткового возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретические аспекты
социально-педагогических условий формирования уверенности в себе у школьников
подросткового возраста. 6
1.1 Сущность и содержание понятия
«уверенность в себе». 6
1.2 Особенности подросткового возраста. 14
1.3 Социально-педагогические условия
формирования уверенности в себе у школьников подросткового возраста. 19
Вывод по
главе 1. 23
2 Методическое изучение
социально-педагогических условий формирования уверенности в себе у школьников
подросткового возраста. 24
2.1 Организация и проведение
констатирующего эксперимента. 24
2.2 Программа реализации
социально-педагогических условий формирования уверенности в себе у школьников
подросткового возраста. 28
2.3 Анализ результатов исследования. 32
Вывод по
главе 2. 40
Заключение. 41
Список
использованных источников. 43
Введение:
Актуальность
исследования. Формирование и развитие уверенности в себе
актуально для человека на всех возрастных этапах, и особенно в подростковом
возрасте. Это обусловлено тем, что данный период представляет собой один из
самых сложных и критических этапов развития человека. Подростки, как правило, с
трудом решают свои психологические проблемы, они конфликтны в социальном
взаимодействии, им не свойственно продуктивно выходить из стрессовых ситуаций,
для них характерны болезненные переживания, повышенная чувствительность и
раздражительность, перенос неудовлетворенности собой на окружающий мир, чувство
одиночества, боязнь насмешек, повышенная тревога, неуверенность. Но в настоящее
время всестороннее, гармоничное развитие личности подростков, к сожалению,
осложнено огромным количеством различных социально-педагогических, политических
и психологических факторов, которые оказывают прямое деструктивное воздействие
на их психику. Сложности подросткового возраста, противоречия в отношениях со
взрослыми в сочетании с непростой социальной ситуацией развития в современном
обществе приводят к формированию у подростков неуверенности в себе и своих
силах.
Проблема изучения
социально-педагогических условий формирования уверенности личности, которая
всегда весьма актуальна для педагогических и психологических наук, приобретает
особую значимость в современном российском обществе, где востребованы
коммуникабельные, инициативные, уверенные в себе молодые люди, способные
успешно решать насущные жизненные задачи и реализовывать себя в непростых,
постоянно меняющихся условиях.
Наибольшая часть
исследований уверенности в себе разрабатывалась на материале социальной и
педагогической психологии. Это изучение уверенности школьников в себе и своих
знаниях. Основные положения данных исследований отражены в трудах Ж.М. Бизук,
З.В. Бойко, Е.В. Жатько, Е.В. Кочневой, Т.Д. Корчагиной, Н.Ю. Молостовой, Ю.М.
Орлова, А.М. Прихожан, Б.И. Рзаева, В.Г. Ромек, М.А. Селиверстовой, Е.А.
Серебряковой, О.А. Федосенко и др.
Феномен уверенности в
отечественной психологии изучали К.А. Абульханова-Славская, Н.Ю. Будич, Е.В.
Головина, И.Л. Зиновиева, В.А. Зобков, В.А. Иванников, Т.Д. Корчагина, Ю.М.
Орлов, В.Г. Ромек, В.И. Селиванов, Е.В. Эйдман и др. Особенности уверенности
как системного свойства личности исследовались М.А. Селиверстовой, А.Р.
Акимовой, З.В. Бойко, Е.Л. Никитиной, Г.Н. Замалдиновой.
Противоречие.
Однако,
несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению личностной
уверенности / неуверенности детей подросткового возраста, следует отметить, что
до сих пор недостаточно изученными остаются социально-педагогические условия,
способствующие формированию у подростков уверенности в себе.
Проблема
исследования. Каковы социально-педагогические условия
формирования уверенности в себе у школьников подросткового возраста?
Решение данной проблемы
составило цель нашего исследования –
выявить и апробировать социально-педагогические условия формирования
уверенности в себе у школьников подросткового возраста
Объект
исследования. Уверенность в себе у школьников
подросткового возраста.
Предмет
исследования. Социально-педагогические условия формирования
уверенности в себе у школьников подросткового возраста. Гипотеза
исследования. Формированию уверенности в себе у школьников
подросткового возраста будут способствовать следующие социально-педагогические
условия:
1. Изучение возрастных особенностей
подростков;
2. Своевременная диагностика
уверенности/неуверенности подростков;
3. Составление программы для развития
уверенности в себе у подростков;
4. Реализация программы по развитию
уверенности в себе.
В соответствии с
поставленной целю и выдвигаемыми гипотезами в исследовании решались следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и содержание понятия
«уверенность в себе»;
2) Рассмотреть особенности подросткового
возраста;
3) Выявить
социально-педагогические условия формирования уверенности в себе;
4) Описать организацию и проведение
констатирующего эксперимента;
5) Охарактеризовать программу реализации
социально-педагогических условий формирования уверенности в себе у школьников
подросткового возраста.;
6) Провести анализ результатов исследования.
Для решения
поставленных в исследованиях задач была использована система методов, включающая в
себя теоретический анализ педагогической и психологической литературы,
тестирование, качественный и количественный анализ данных.
Методы
исследования: «Изучение общей самооценки» (опросник Г.
Н. Казанцевой), «Шкала самоуважения» М. Розенберга, тест уверенности в себе В.
Г. Ромека, Методика диагностики
самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
База
исследования: МБОУ «Яльчикская СОШ», 10 класс 23
человека.
Практическая
значимость исследования определяется тем, что основные
положения и выводы, изложенные в курсовой работе, могут быть использованы
школьными психологами и социальными педагогами, работающими с детьми
подросткового возраста.
Структура
работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Уверенность — это
свойство личности, ядром которого выступает устойчивое позитивное отношение
индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющимся в общении
и предполагающим его личную вовлеченность.
Уверенность относится к
базовым интегральным системным свойствам личности, она является основой социальной
компетентности и обеспечивает эффективность деятельности и общения, успешность
адаптации в социальной среде.
Изучение подросткового
возраста представляет собой определение механизмов личностного становления
индивида. Это сложный возрастной период, представленный образованием негативных
проявлений, обусловливающих зачастую дисгармоничность личностного развития.
Достигая подросткового возраста, индивид стремится проявлять независимость,
автономность и самостоятельность, не терпит ограничение своей активности.
Проблема проявления
неуверенности в себе включает: − низкий уровень самооценки; − избегание
ответственности, пассивное поведение; − как форма реактивного образования может
выступать самоуверенное поведение, как попытка спрятать неуверенность и
собственные страхи; − неспособность спонтанно выражать свои чувства,
потребности и желания; − зависимость от окружающих людей, которая может
проявляться в озадаченности их мнением и невозможности самостоятельно принимать
решения; − социальные страхи, которые проявляются в ситуациях критики, при
нахождении в центре внимания, неумении сказать «нет». − неспособность
чувствовать границы в общении (трудно попросить о чем-то, заявить о своих
требованиях).
Внутренняя и внешняя
уверенность в себе, уверенное поведение – качества не столько врожденные,
сколько воспитываемые, начиная с детства.
Таким образом, уверенность
в себе влияет на учебный процесс и на успешность в целом. По этим данным мы
можем предположить, что работа над самооценкой существенно повысит уровень
учебной деятельности учащихся.
Также выявлена связь
между внутренним контролем ученика, которой позволяет ориентироваться на
выполнение поставленной перед ним задачей, с результатом достижений.
Эти данные являются
подтверждением основной идеи моей работы о формировании уверенности в себе, как
фактора повышения результатов учебной деятельности учащихся.
Результаты исследования
уверенности в себе свидетельствуют о возможности влияния на поведение учеников,
а именно на их достижения и возможность самореализации.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты
социально-педагогических условий формирования уверенности в себе у школьников
подросткового возраста
1.1 Сущность и содержание понятия «уверенность в
себе» В научном знании
существует множество исследований, посвященных проблеме уверенности в себе.
Данная проблема является актуальной на сегодняшний день, поскольку уверенность
— это свойство личности, которое обеспечивает эффективность деятельности и
общения, успешность адаптации в социальной среде.
Для того чтобы
охарактеризовать понятие «уверенность», необходимо рассмотреть различные точки
зрения исследователей на природу и сущность данного феномена [35].
Психологическое понятие
«уверенность» появилось в научной литературе в связи с задачами психологической
коррекции и психотерапии. В 40-х гг. XX в. в результате практической
деятельности психологов и психотерапевтов была выявлена связь неуверенности в
себе с возникновением неврозов и некоторых соматических заболеваний. В
дальнейшем исследователи пытались определить причины неуверенности в себе, а
также способы ее коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния [35].
Уверенность впервые стала
исследоваться в зарубежной науке в рамках бихевиорального подхода. А. Сальтер
попытался объяснить причины возникновения неуверенности. Он предположил, что
преобладание процессов торможения над процессами возбуждения приводит к
формированию неуверенной в себе личности, которая не может открыто и спонтанно
выражать свои чувства, желания и потребности, ограничена в самореализации и
поэтому испытывает затруднения в контактах с другими людьми. А. Сальтер
разработал систему преобразования личности, у которой преобладают процессы
торможения. Суть преобразования заключалась в том, что вместо выученных
тормозных реакций в ходе обучения должны быть сформированы новые условные
рефлексы, помогающие реализовывать уверенное поведение.
Далее исследованием
причин возникновения неуверенности занимался Д. Вольпе. Он выяснил, что в
основе неуверенности лежит социальный страх, возникающий в определенных
ситуациях. Испытав чувство страха в какой-либо социальной ситуации, человек
может быть подвержен этому чувству в другой ситуации, которая ассоциативно
связана с первоначальной. Страх вхождения в подобные ситуации снижает шансы на
успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх. Таким образом, страх
подкрепляет сам себя. В какой-то степени социальные страхи присущи любому
человеку, но у неуверенных людей социальный страх становится преобладающим
чувством и блокирует социальную активность [14].
С нашей точки зрения, Д.
Вольпе достаточно точно обрисовал механизм возникновения и развития
неуверенности как следствие социального страха. Однако мы не согласны с тем
смыслом, который А. Сальтер и Д. Вольпе вкладывали в понятие уверенности. Они
понимали уверенное поведение как напористое самоутверждение, граничащее с
агрессивностью. Но между уверенным, агрессивным и неуверенным, пассивным поведением
существует большая разница [24,c.137].
Впервые эту разницу
обозначили А. Ландж и П. Якубовски. По их мнению, уверенность — это нечто
среднее между неуверенностью и агрессивностью. Далее с развитием теории
социальной компетентности исследователи стали относить агрессивность и
пассивную неуверенность к частным формам неуверенности в себе, а в более
широком смысле к отсутствию социальной компетентности.
Так, например, Л.
Краппманн отмечает, что уверенность является основой социальной компетентности,
а социальная компетентность, в свою очередь, выражается в позитивном
самоутверждении в реальных жизненных обстоятельствах, в которых самоутверждение
и социальное приспособление переплетаются в присущей данной конкретной ситуации
пропорции [11].
Достаточно интересное
объяснение возникновения неуверенности как психоэмоционального состояния дают
исследователи В. Вендландт и В. Хеферт. Они считают, что неуверенность
возникает, когда привычный или запланированный ход деятельности нарушается,
когда что-то происходит непривычным или незапланированным образом. С их точки
зрения, состояние неуверенности может также возникать в результате неясных
формулировок целей поведения, нереалистичных притязаний, неверной оценки
результатов действий, неумения использовать позитивные последствия в качестве
«подкреплений» и недостаточной коррекции планов поведения на основе результатов
совершенных в прошлом действий [22].
Помимо разъяснения причин
возникновения уверенности либо неуверенности, представители бихевиорального
подхода описывают поведенческие проявления уверенности. По их мнению, уверенный
человек обладает следующими умениями: умением выстраивать межличностные
отношения, умением попросить о чем-либо, а также ответить отказом на чью-либо
просьбу [15,c.122].
Таким образом, представители
бихевиорального подхода неуверенность человека объясняют наличием социальных
страхов и недостатком социальных навыков, а также подробно описывают
поведенческие проявления уверенности.
В соответствии с
когнитивно-бихевиористским подходом уверенность либо неуверенность связана со
способом самовосприятия, с теми мысленными установками в отношении себя, с теми
самооценками, с помощью которых человек оценивает свои личностные качества,
способности, поступки и т. Д [29].
Так, например, Р. Зигмунд
утверждает, что, испытывая страх в определенных социальных обстоятельствах,
человек мысленно говорит себе, что он не сможет справиться с этой ситуацией, у
него не хватит сил и т. п. Внимание концентрируется на подобных мысленных
установках, человек начинает вести себя неуверенно. В случае недостатка навыков
возникает ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие к себе, закрепляет
переживание неуспеха. По мнению Р. Зигмунда, прошлый опыт также определяет
способ оценки себя. Человек задает себе вопросы: как я выгляжу? как я хотел бы
выглядеть? как предположительно меня воспринимают другие? Неуверенность в себе
возникает как следствие негативных оценок, «нарушенного образа себя»,
собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате
индивид начинает привычно негативно оценивать себя, свои достижения,
способности и цели [38].
Если рассматривать
уверенность с точки зрения социально-когнитивного подхода, представителем
которого является А. Бандура, уверенное или неуверенное поведение можно объяснить
тем, что человек использует стереотипы поведения, преобладающие в его
социальной среде. Если родители демонстрируют уверенное поведение, то ребенок,
подражая им, будет вести себя тоже уверенно.
В соответствии с идеями
М. Селигмана, причины формирования неуверенности можно соотнести с теорией
выученной беспомощности. В зависимости от преобладающих реакций социальной
среды формируется тот или иной тип поведения. Если окружение реагирует
однообразно на любые поступки человека либо вообще никак не реагирует, то
формируется беспомощный тип личности, неуверенной в собственных силах. Такой
человек считает, что от него ничего не зависит, он никак не может повлиять на
события [18,c.90].
Среди трудов
отечественных ученых, посвященных определению данного понятия и рассмотрению
причин, по которым формируется уверенность либо неуверенность, можно отметить
работы Ф. И. Иващенко, Е. А. Серебряковой, Е. П. Щербакова, К. А.
Абульхановой-Славской, В. Б. Высоцкого и др.
Ф. И. Иващенко изучал
уверенность в своих силах у слабоуспевающих школьников. На наш взгляд, его
определение причин неуверенности в некоторой степени созвучно определениям
западных исследователей. Неуверенность в себе он рассматривал как проявление
страха. С его точки зрения, неуверенность в себе и страх являются феноменами
одной природы, но разной степени выраженности, связанными с силой нервной
системы и с педагогическими нарушениями: завышенными требованиями,
запугиванием, наказаниями [3].
С точки зрения Е. А.
Серебряковой, уверенность в себе представляет собой самооценку, которую можно
измерить по трем основаниям: устойчивости (устойчивая, неустойчивая),
адекватности (адекватная, неадекватная) и уровню (высокая, средняя, низкая). По
ее мнению, уверенность — это высокая стабильная самооценка, относящаяся одновременно
к операционально-технической и ценностной сторонам собственного «Я» [8].
На наш взгляд,
отождествление уверенности с самооценкой является неверным, поскольку
самооценка — компонент «Я-концепции», а уверенность — это свойство личности,
которое может оказывать влияние на самооценку.
А. С. Прангишвили
исследовал уверенность в связи с установками. Если получаемая информация не
противоречит имеющейся установке, то возникает чувство уверенности. Когда
информация не соответствует установке, происходит задержка на объекте, который
противоречит установке. Это вызывает чувство неуверенности, затрудняет
достижение цели, но одновременно может вести к изменению установки [6].
По мнению Е. П.
Щербакова, уверенность как свойство личности характеризуется переживанием
уверенности в повторяющихся условиях состояния уверенности. По Е. П. Щербакову,
уверенность — это активное волевое состояние, которое часто является одной из
характерных черт людей. Е. П. Щербаков также отмечает связь уверенности с
самооценкой [10].
Т. Д. Корчагина и Ю. М.
Орлов, изучая уверенность в успехе у студентов медицинских институтов,
выяснили, что студенты, уверенные в собственной успешности, обнаруживают более
высокие учебные показатели, им нравится процесс обучения [4].