Психология девиантного поведения Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Социально-педагогические методы работы с подростками состоящих на различных видах учета в общеобразовательных организациях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Коррекция
отклоняющегося поведения подростков как направление социально-педагогической
работы с подростками, состоящими на различных видах школьного учета …………………………………………………………..6

1.1. Отклоняющееся
поведение подростков как социально-педагогическое явление ……………………………………………………………………………
6

1.2. Сущность, задачи и
виды коррекции отклоняющегося поведения ……..11

1.3. Зарубежный и
отечественный опыт социально-педагогической работы

по коррекции
отклоняющегося поведения ……………………………………14

Глава 2. Методические
аспекты социально-педагогической работы по коррекции отклоняющегося поведения
подростков ………………………….26

2.1. Основные методы,
формы, средства социально-педагогической работы по коррекции отклоняющегося
поведения …………………………………… 26

2.2. Особенности
осуществления социально-педагогической работы по коррекции отклоняющегося
поведения ………………………………………..29

2.3. Модель
социально-педагогической программы коррекции отклоняющегося поведения
…………………………………………………….31

Заключение
………………………………………………………………………40

Список литературы
………………………………………………………………42

Приложение ………………………………………………………………………45

  

Введение:

 

В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества
детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет
важность и необходимость поиска возможностей управления воспитательным и
образовательным процессом и помощи в социализации подростков с девиантным
поведением.

Данная
работа посвящена проблеме социализации подростков с девиантным поведением:
трактовка понятия девиантного поведения, формы, виды, гендерно-возрастные
особенности социализации подростков, социализация человека, состоящего на
различного вида учетах, деятельность социального педагога с подростками с
девиантным поведением, а также службы и организации, работающие с подростками,
состоящими на различного вида учетах.

Анализ
статистических данных позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в
сфере детства: негативные тенденции в демографических процессах; увеличение
числа разводов, в том числе в семьях, имеющих детей; ухудшение здоровья детей,
их питания, быта и досуга; жестокое обращение с детьми и насилие над ними;
детская безнадзорность, преступность и социальное сиротство; растущая детская
смертность. Все это ухудшает положение подростков и молодежи, делает их
наименее защищенными в социальном отношении гражданами, лишает их позитивных
перспектив в будущем и создает почву для различного рода девиаций. Следствием
такого положения является искажение духовных ценностей личности и асоциальное,
противоправное, аддиктивное поведение (алкоголизм и наркомания) [8]. Преступлений, совершенных подростками, за последний год
насчитывается 4,5% от общего числа совершенных преступлений в год [22]. Самый
большой сегмент, 60% от всех потребителей наркотиков – молодежь 16-30 лет
[7]. Данные статистики указывают на необходимость проведения исследования коррекции
отклоняющегося поведения детей, состоящих на различного вида учетах.

В отечественной педагогике XX века
девиантное поведение исследовали такие выдающиеся ученые, как В.М Бехтерев,
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и многие другие. Данный вопрос рассматривался и учеными – педологами.

Противоречие
исследования: между
объективной необходимостью создания социально-педагогической программы
коррекции отклоняющегося поведения подростков и недостаточной разработанностью
данного процесса.

Проблема
исследования: каковы
социально-педагогические методы и формы работы с подростками, состоящими на
различных видах учета в общеобразовательных организациях?

Объект
исследования: социально-педагогическая коррекция
отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательных
организациях.

Предмет
исследования: социально-педагогические
методы коррекции правонарушительного поведения подростков в условиях общеобразовательных
организаций.

Цель
исследования: выявить, теоретически обосновать
оптимальные социально-педагогические формы, методы и средства коррекции
отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательных организаций.

Для
достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1)
Проанализировать отклоняющееся поведение подростков как
социально-педагогическое явление.

2)
Уточнить сущность, задачи и виды коррекции отклоняющегося поведения.

3)
Сравнить зарубежный и отечественный опыт социально-педагогической работы по
коррекции отклоняющегося поведения.

4)
Выделить основные методы, формы, средства социально-педагогической работы по
коррекции отклоняющегося поведения.

5)
Определить особенности осуществления социально-педагогической работы по
коррекции отклоняющегося поведения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основании проведенного исследования
можно сделать следующие выводы:

1. Отклоняющееся поведение – это устойчивое
поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и
устоявшихся общественных норм. Негативное отклоняющееся поведение приводит
к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций
(изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)

2. Коррекция
отклоняющегося поведения подростков происходит в следующих формах:

— Организация
социальной среды – создание окружения воспринимающего подростка с положительной
стороны.

— Информирование
в форме лекций, бесед, роликов и видеофильмов с целью воздействия на
когнитивные процессы личности для повышения её способности к принятию
конструктивных решений.

— Активное
обучение социально-важным навыкам в форме групповых тренингов.

— Организация
деятельности, альтернативной девиантному поведению.

— Организация
здорового образа жизни.

— Активизация
личностных ресурсов.

— Сведение
к минимуму негативных последствий асоциального поведения.

3. Коррекция отклоняющегося поведения подростков – это комплексная, многоуровневая
система действий, направленных на возвращение их в общество. Заключается она в
обучении тому, как строить взаимоотношения с окружающими людьми и миром,
включает профилактику и коррекцию отклонений в его развитии. Совместными
усилиями родителей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей
необходимо принимать меры к ранней коррекции отклоняющегося поведения.

4.
Задачи, которые решает социальный педагог для сопровождения на уровне школы:

— изучает
жизнедеятельность ребенка вне школы;

— организует
профилактическую и коррекционную работу в школе;

— поддерживает
детей, попавших в экстремальные ситуации;

— взаимодействует
с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с
девиантным поведением

5. На основе проведенного исследования
проблемы была обоснована  корригирующая
программа, направленная на коррекцию отклоняющегося поведения подростков.

6. Выявленные «дефициты» – низкий уровень
саморефлексии, неуверенность, чувство отвергнутости, неумение принять себя –
стали основой формирования корригирующей программы по формированию у подростков
навыков совладающего поведения, копинг-стратегий, устранение выявленных в ходе
диагностики «дефицитов», пробелов в формировании жизнестойкости у подростков,
находящихся в социально опасном положении.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Коррекция отклоняющегося поведения подростков как
направление социально-педагогической работы с подростками, состоящими на
различных видах школьного учета

1.1. Отклоняющееся
поведение подростков как социально-педагогическое явление Задачи
параграфа:

1) дать определение понятию девиантного
поведения;

2) проанализировать причины отклоняющегося
(девиантного) поведения подростков.

В последние годы девиантное поведение стали
определять как отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны считать, что девиация
– это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное
заключение или другое наказание индивида (Н. Дж. Смелзер), другие видят причину
в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами
существования этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в
поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами [1]. Я.И.
Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не
соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном
обществе нормам (стереотипам, образцам) [2]. В некоторых научных публикациях
отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей,
социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам либо
признанным шаблонам и стандартам поведения.

Тем не менее, все ученые считают, что
девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в
конфликт с социальными нормами общества.

Определение понятия «девиантное поведение»
носит межпредметный характер, что указывает на его связь с разнообразными
теориями в разных областях науки. Именно такая связь позволяет глубоко и полно
рассмотреть проблему, ее причины, специфику формирования и проявления.
Межпредметный подход позволяет выделить определение понятия с точки зрения
представителей различных наук. В трудах и исследованиях философской науки
девиантным поведением выступает поведение, которое не соответствует правилам и
нормам, а также законом существующего общества.

Психология рассматривает «девиантное
поведение» как «совокупность поступков или отдельные поступки, действия,
нарушающие принятые обществом социально – психологические, моральные нормы,
правила и принципы; поведение, причиняющее самой личности или обществу вред,
который приводит девианта к исправлению или наказанию в виде изоляции, лечения»
[4, 63].

Педагогика видит в девиантном поведении
такое поведение, которое отличается от сложившихся в социуме нравственных,
социальных и правовых норм и правил поведения и взаимодействия. Подобное
поведение является нарушением таких процессов, как «интериоризация и
экстраполяция культурных и моральных норм и ценностей, что приводит к проблемам
с самореализацией и самоактуализацией личности» [1, 45].

Социологи определяют девиантное поведение
как «поведение, противоречащее установленным социальным нормам и ценностям,
социальным ролям и критериям поведения, вызывающего соответствующие негативные
реакции отдельных личностей или всего общества» [2, 72].

Характерными чертами личности подростков,
способствующих развитию отклоняющегося поведения, по мнению Н. В. Крыловой, Ю.
А. Клейберг, Д. В. Колесова, В. Ф. Пирожкова, Е. В. Руденского, Д. И.
Фельдштейн и др. являются: сниженная переносимость трудностей; скрытый комплекс
неполноценности; стереотипичность, повторяемость поведения; тревожность [5, с.
85].

Отклоняющееся поведение в психологическом
плане ‒ это своеобразная регрессивная форма психологической защиты, а в более
широком, клиническом аспекте может быть отнесено к явлениям психического
дизонтогенеза по типу диспропорционального (искаженного) развития.

В
обыденном сознании к основным типам девиантного поведения относятся
правонарушения, проституция, алкоголизм и наркомания, но это далеко не все
варианты такого поведения – это наиболее понятные и предосудительные
проявления. А.В. Хомич в своих трудах говорил о том, что девиантное поведение –
это понятие достаточно многостороннее, которое представляет из себя
многообразные явления, не всегда отвечающие требованиям и ожиданиям окружающих.
Автор также отмечает и то, что девиантное поведение может носить положительную
форму (конформизм), и в данном случае это значит, что оно не будет нести вред
обществу до тех пор, пока не выйдет из-под контроля. Контролировать поведение
могут установленные социальные нормы, которые установлены обществом и
государством, и являются общепринятыми и обязательными для каждого члена
общества [5].

Безусловно, ученые ищут ответ на вопрос о том,
каковы причины, приводящие к девиантному поведению у старших

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы