Курсовая с практикой на тему Социально-педагогические методы работы с подростками состоящих на различных видах учета в общеобразовательных организациях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Коррекция
отклоняющегося поведения подростков как направление социально-педагогической
работы с подростками, состоящими на различных видах школьного учета …………………………………………………………..6
1.1. Отклоняющееся
поведение подростков как социально-педагогическое явление ……………………………………………………………………………
6
1.2. Сущность, задачи и
виды коррекции отклоняющегося поведения ……..11
1.3. Зарубежный и
отечественный опыт социально-педагогической работы
по коррекции
отклоняющегося поведения ……………………………………14
Глава 2. Методические
аспекты социально-педагогической работы по коррекции отклоняющегося поведения
подростков ………………………….26
2.1. Основные методы,
формы, средства социально-педагогической работы по коррекции отклоняющегося
поведения …………………………………… 26
2.2. Особенности
осуществления социально-педагогической работы по коррекции отклоняющегося
поведения ………………………………………..29
2.3. Модель
социально-педагогической программы коррекции отклоняющегося поведения
…………………………………………………….31
Заключение
………………………………………………………………………40
Список литературы
………………………………………………………………42
Приложение ………………………………………………………………………45
Введение:
В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества
детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет
важность и необходимость поиска возможностей управления воспитательным и
образовательным процессом и помощи в социализации подростков с девиантным
поведением.
Данная
работа посвящена проблеме социализации подростков с девиантным поведением:
трактовка понятия девиантного поведения, формы, виды, гендерно-возрастные
особенности социализации подростков, социализация человека, состоящего на
различного вида учетах, деятельность социального педагога с подростками с
девиантным поведением, а также службы и организации, работающие с подростками,
состоящими на различного вида учетах.
Анализ
статистических данных позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в
сфере детства: негативные тенденции в демографических процессах; увеличение
числа разводов, в том числе в семьях, имеющих детей; ухудшение здоровья детей,
их питания, быта и досуга; жестокое обращение с детьми и насилие над ними;
детская безнадзорность, преступность и социальное сиротство; растущая детская
смертность. Все это ухудшает положение подростков и молодежи, делает их
наименее защищенными в социальном отношении гражданами, лишает их позитивных
перспектив в будущем и создает почву для различного рода девиаций. Следствием
такого положения является искажение духовных ценностей личности и асоциальное,
противоправное, аддиктивное поведение (алкоголизм и наркомания) [8]. Преступлений, совершенных подростками, за последний год
насчитывается 4,5% от общего числа совершенных преступлений в год [22]. Самый
большой сегмент, 60% от всех потребителей наркотиков – молодежь 16-30 лет
[7]. Данные статистики указывают на необходимость проведения исследования коррекции
отклоняющегося поведения детей, состоящих на различного вида учетах.
В отечественной педагогике XX века
девиантное поведение исследовали такие выдающиеся ученые, как В.М Бехтерев,
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и многие другие. Данный вопрос рассматривался и учеными – педологами.
Противоречие
исследования: между
объективной необходимостью создания социально-педагогической программы
коррекции отклоняющегося поведения подростков и недостаточной разработанностью
данного процесса.
Проблема
исследования: каковы
социально-педагогические методы и формы работы с подростками, состоящими на
различных видах учета в общеобразовательных организациях?
Объект
исследования: социально-педагогическая коррекция
отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательных
организациях.
Предмет
исследования: социально-педагогические
методы коррекции правонарушительного поведения подростков в условиях общеобразовательных
организаций.
Цель
исследования: выявить, теоретически обосновать
оптимальные социально-педагогические формы, методы и средства коррекции
отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательных организаций.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1)
Проанализировать отклоняющееся поведение подростков как
социально-педагогическое явление.
2)
Уточнить сущность, задачи и виды коррекции отклоняющегося поведения.
3)
Сравнить зарубежный и отечественный опыт социально-педагогической работы по
коррекции отклоняющегося поведения.
4)
Выделить основные методы, формы, средства социально-педагогической работы по
коррекции отклоняющегося поведения.
5)
Определить особенности осуществления социально-педагогической работы по
коррекции отклоняющегося поведения.
Заключение:
На основании проведенного исследования
можно сделать следующие выводы:
1. Отклоняющееся поведение – это устойчивое
поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и
устоявшихся общественных норм. Негативное отклоняющееся поведение приводит
к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций
(изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)
2. Коррекция
отклоняющегося поведения подростков происходит в следующих формах:
— Организация
социальной среды – создание окружения воспринимающего подростка с положительной
стороны.
— Информирование
в форме лекций, бесед, роликов и видеофильмов с целью воздействия на
когнитивные процессы личности для повышения её способности к принятию
конструктивных решений.
— Активное
обучение социально-важным навыкам в форме групповых тренингов.
— Организация
деятельности, альтернативной девиантному поведению.
— Организация
здорового образа жизни.
— Активизация
личностных ресурсов.
— Сведение
к минимуму негативных последствий асоциального поведения.
3. Коррекция отклоняющегося поведения подростков – это комплексная, многоуровневая
система действий, направленных на возвращение их в общество. Заключается она в
обучении тому, как строить взаимоотношения с окружающими людьми и миром,
включает профилактику и коррекцию отклонений в его развитии. Совместными
усилиями родителей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей
необходимо принимать меры к ранней коррекции отклоняющегося поведения.
4.
Задачи, которые решает социальный педагог для сопровождения на уровне школы:
— изучает
жизнедеятельность ребенка вне школы;
— организует
профилактическую и коррекционную работу в школе;
— поддерживает
детей, попавших в экстремальные ситуации;
— взаимодействует
с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с
девиантным поведением
5. На основе проведенного исследования
проблемы была обоснована корригирующая
программа, направленная на коррекцию отклоняющегося поведения подростков.
6. Выявленные «дефициты» – низкий уровень
саморефлексии, неуверенность, чувство отвергнутости, неумение принять себя –
стали основой формирования корригирующей программы по формированию у подростков
навыков совладающего поведения, копинг-стратегий, устранение выявленных в ходе
диагностики «дефицитов», пробелов в формировании жизнестойкости у подростков,
находящихся в социально опасном положении.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Коррекция отклоняющегося поведения подростков как
направление социально-педагогической работы с подростками, состоящими на
различных видах школьного учета
1.1. Отклоняющееся
поведение подростков как социально-педагогическое явление Задачи
параграфа:
1) дать определение понятию девиантного
поведения;
2) проанализировать причины отклоняющегося
(девиантного) поведения подростков.
В последние годы девиантное поведение стали
определять как отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны считать, что девиация
– это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное
заключение или другое наказание индивида (Н. Дж. Смелзер), другие видят причину
в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами
существования этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в
поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами [1]. Я.И.
Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не
соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном
обществе нормам (стереотипам, образцам) [2]. В некоторых научных публикациях
отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей,
социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам либо
признанным шаблонам и стандартам поведения.
Тем не менее, все ученые считают, что
девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в
конфликт с социальными нормами общества.
Определение понятия «девиантное поведение»
носит межпредметный характер, что указывает на его связь с разнообразными
теориями в разных областях науки. Именно такая связь позволяет глубоко и полно
рассмотреть проблему, ее причины, специфику формирования и проявления.
Межпредметный подход позволяет выделить определение понятия с точки зрения
представителей различных наук. В трудах и исследованиях философской науки
девиантным поведением выступает поведение, которое не соответствует правилам и
нормам, а также законом существующего общества.
Психология рассматривает «девиантное
поведение» как «совокупность поступков или отдельные поступки, действия,
нарушающие принятые обществом социально – психологические, моральные нормы,
правила и принципы; поведение, причиняющее самой личности или обществу вред,
который приводит девианта к исправлению или наказанию в виде изоляции, лечения»
[4, 63].
Педагогика видит в девиантном поведении
такое поведение, которое отличается от сложившихся в социуме нравственных,
социальных и правовых норм и правил поведения и взаимодействия. Подобное
поведение является нарушением таких процессов, как «интериоризация и
экстраполяция культурных и моральных норм и ценностей, что приводит к проблемам
с самореализацией и самоактуализацией личности» [1, 45].
Социологи определяют девиантное поведение
как «поведение, противоречащее установленным социальным нормам и ценностям,
социальным ролям и критериям поведения, вызывающего соответствующие негативные
реакции отдельных личностей или всего общества» [2, 72].
Характерными чертами личности подростков,
способствующих развитию отклоняющегося поведения, по мнению Н. В. Крыловой, Ю.
А. Клейберг, Д. В. Колесова, В. Ф. Пирожкова, Е. В. Руденского, Д. И.
Фельдштейн и др. являются: сниженная переносимость трудностей; скрытый комплекс
неполноценности; стереотипичность, повторяемость поведения; тревожность [5, с.
85].
Отклоняющееся поведение в психологическом
плане ‒ это своеобразная регрессивная форма психологической защиты, а в более
широком, клиническом аспекте может быть отнесено к явлениям психического
дизонтогенеза по типу диспропорционального (искаженного) развития.
В
обыденном сознании к основным типам девиантного поведения относятся
правонарушения, проституция, алкоголизм и наркомания, но это далеко не все
варианты такого поведения – это наиболее понятные и предосудительные
проявления. А.В. Хомич в своих трудах говорил о том, что девиантное поведение –
это понятие достаточно многостороннее, которое представляет из себя
многообразные явления, не всегда отвечающие требованиям и ожиданиям окружающих.
Автор также отмечает и то, что девиантное поведение может носить положительную
форму (конформизм), и в данном случае это значит, что оно не будет нести вред
обществу до тех пор, пока не выйдет из-под контроля. Контролировать поведение
могут установленные социальные нормы, которые установлены обществом и
государством, и являются общепринятыми и обязательными для каждого члена
общества [5].
Безусловно, ученые ищут ответ на вопрос о том,
каковы причины, приводящие к девиантному поведению у старших