Курсовая с практикой на тему Социально-педагогическая деятельность с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ В
УСЛОВИЯХ ДОО
1.1
Обоснование необходимости организации социально-педагогической деятельности с
родителями
1.2
Особенности социально-педагогической деятельности с родителями в ДОО
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОО
2.1 Выявление
особенностей и проблем родителей ДОО
2.2
Разработка и реализация программы социально-педагогической деятельности с
родителями
2.3
Результаты социально-педагогической деятельности с родителями
Введение:
За последнее
десятилетия в нашей стране четко наметилась тенденция повышения требований к
уровню образования детей. Согласно Федеральному закону "Об образовании в
Российской Федерации" одной из задач детского дошкольного учреждения
является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности ребенка" [1]. Федеральным образовательным стандартом дошкольного
образования предусмотрены социально-педагогические требования к реализуемой
образовательной программе, согласно которым каждое современное ДОО должно
создать условия, необходимые для организации социальной ситуации развития
детей, соответствующей специфике дошкольного возраста и проблемам семьи.
Необходимо организовать сотрудничество с семьей, вовлекая их в создание
образовательных проектов [23].
В настоящее время
решение проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) и
семьи является базисом развития детей и общества в целом. В существующих
условиях организация
взаимодействия детского дошкольного учреждения с семьей необходима в первую
очередь для выработки общей стратегии действий по вопросам воспитания и
развития познавательных способностей и формирования личности ребенка.
Семья является
первичным и основным институтом социализации ребенка, в условиях семьи
формируется жизненный опыт, принятие ребенком социально-значимых ролей и
моделей поведения, она определяет уровень развития способностей ребенка и
влияет на формирование его психики. Работа педагогов детского сада заключается
в просвещении родителей по вопросам воспитания детей, поэтому уровень семейного
воспитания напрямую зависит от качества работы ДОО.
Однако на практике
потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации, например,
отстранение родителей от ответственности за своего ребенка, неблагополучный
опыт семьи, передаваемый ребенку, отсутствие передачи базовых общепринятых
ценностей, неэффективность применения воспитательных мер. Мы считаем, что для
изменения ситуации в положительную сторону родителям необходима
социально-педагогическая помощь, и так как первым вне семейным институтом
социализации ребенка является детский сад, то помощниками могут быть
квалифицированные педагоги и специалисты ДОО. Этим определяется актуальность
темы исследования.
Взаимодействия семьи и ДОО рассмотрено во многих трудах зарубежных и
отечественных ученых. Теоретическую часть исследования курсовой работы
составили труды авторов:
·
по проблеме
педагогического взаимодействия — М.И. Лисина, О.В. Бабич, Л.Н. Давыдова;
·
о
функциях социальных педагогов и воспитателей ДОО —
Е.П. Арнаутова, Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова;
·
по
проблемам семьи — Ю.В.Корчагина;
·
о
важности семейной атмосферы и благополучия для раскрытия индивидуальности
ребенка — П.П. Блонский, Э. Кей.
Цель исследования: разработка и апробация программы социально-педагогической
деятельности по работе с семьей в условиях дошкольной образовательной
организации.
Задачи исследования:
1.
Обосновать необходимость организации
социально-педагогической деятельности с родителями в условиях дошкольной образовательной
организации;
2.
Выявить
особенности социально-педагогической деятельности с родителями в
условиях ДОО;
3.
Разработать
и апробировать программу социально-педагогической деятельности с семьей в
условиях ДОО;
4.
Представить
результаты реализации программы социально-педагогической деятельности с
родителями.
Объектом
исследования является социально-педагогическая
деятельность в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с
семьей в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: социально-педагогическая деятельность с
семей будет эффективна, если социальный педагог в процессе своей деятельности с
родителями воспитанников ДОО реализует программу, которая включает:
– направления работы с семьей, заключающиеся в
социально-педагогической помощи при решении проблем и кризисов семьи, образовательно-воспитательной
работе с детьми и их родителями, в оказании психологической поддержки, а также
в выполнении посреднической функции между семьей и ДОО.
– такие формы работы с семьей, как:
родительские собрания, круглые столы, воспитательные беседы, совместные игры и
викторины, тренинги, семинары и иные формы работы.
– такие методы работы с родителями, как: диагностика
проблем семьи, общение, информирование, консультирование и другие.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, методы
социологического опроса, анализ опыта работы ДОО по применению социально-педагогических
методов работы с родителями, проектирование и моделирование программы
взаимодействия ДОО с семьей.
Структура курсовой работы: включает введение, две главы, заключение,
список литературы из 25 источников и 3 приложения.
Реализация и
апробация программы осуществлялась на
базе МАДОУ «Детский сад № 70» г. Петропавловск-Камчатский. В опытно-экспериментальной
работе приняло участие 5 педагогов-воспитателей, 90 родителей и 90 детей
старшей группы.
Заключение:
Поскольку сегодня
родители предъявляют высокие требования к качеству образования и воспитания их
детей в ДОО, становится особенно актуальным тесное взаимодействие социальных
педагогов ДОО и семьи при решении воспитательных задач.
Проведенный анализ
теоретических трудов по решению проблем взаимодействия дошкольного учреждения и
родителей показывает, что для достижения цели существует необходимость в
условиях ДОО создавать качественно новую форму микросреды –
"открытого" или "партнерского" взаимодействия всех
участников образовательно-воспитательного процесса. Детский сад при этом
рассматривается как основной помощник и инструмент поддержки родителей.
В рамках курсовой
работы была разработана программа по созданию социально-педагогических условий
(реализация принципов открытости и конфиденциальности ДОО, использование
индивидуального подхода к проблемам семьи) – взаимодействия воспитателей и
родителей, описана модель для диагностики уровня совместной деятельности
социальных педагогов ДОО и семьи. Программа содержит в себе разноплановые формы
и способы взаимодействия ДОО с семьей, обеспечивая целостность и системность
работы при создании социально-педагогических условий. Данная методика может
быть рекомендована для использования педагогами при работе с родителями на базе
детских садов.
Таким образом
гипотеза исследования оправдалась: взаимодействие ДОО с семьей ребенка
раннего возраста будет успешным, при реализации социально-педагогической
работы, включающей поддержку семьи в вопросах образования и
воспитания, при своевременной диагностике проблем семьи, а также использовании
современных форм и методов работы с родителями и детьми.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ В
УСЛОВИЯХ ДОО
1.1 Обоснование
необходимости организации социально-педагогической деятельности с родителями
Современная система образования предъявляет особые требования к решению
общественно значимых задач при реализации форм и методов
социально-педагогического взаимодействия с семьей. Это требует углубления
имеющегося опыта и знаний о проблемах семьи и разработки индивидуального
подхода к работе.
Сегодня изучение основ взаимодействия института семьи и образовательной
организации, как комплекса необходимых социально-психологических и
педагогических условий, необходимых для развития личности ребенка, представляют
особую актуальность и значимость для современного общества. С введением
государственного Федерального образовательного стандарта, взаимодействие ДОО и
создание атмосферы общности интересов семьи, понимается как установление
партнерских отношений, которые объединяют усилия для воспитания детей, для
активизации воспитательных умений родителей, для подготовки их к восприятию
нового опыта [25].
Л.Н. Давыдова [10,128] считает, что во взаимоотношениях проблемы между
родителями и педагогами основаны на нехватке информации, связанной, с одной
стороны — с удовлетворением спроса родителей на систему знаний, а с другой – с
новыми технологиями воспитания и обучения.
Педагогическое понятие "педагогическое взаимодействие"
раскрыто в работах М.И. Лисиной, О.В. Бабич и других авторов. Педагогическое
взаимодействие – сложный процесс, состоящий из многих компонентов –
социально-педагогических, дидактических и воспитательных взаимодействий. В
основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое считается
началом социальной жизни человека [18,67]. О.В. Бабич рассматривая сущность
педагогического взаимодействия, выделила в нем следующие компоненты [4,30]:
1. Общение как многоплановый процесс установления и развития контактов
между людьми, который порождает потребности в единой стратегии взаимодействия,
познание самого себя; понимания и восприятия другого человека в целом.
2. Совместную
деятельность как организованную систему активно взаимодействующих между собой
индивидов, направленную на целесообразность и производство объектов
материальной и духовной культуры.
Перед ДОО
современного типа поставлен ряд задач, решение которых может быть осуществлено
только при совместной работе института семьи и образовательных учреждений. На
практике подобными проблемами становятся: беспризорные дети, отсутствие
должного воспитания родителями, проявление девиантного поведения, семейные
кризисы и другие проблемы.
Большинство отечественных
авторов в качестве основы социально-педагогической деятельности с родителями в
условиях ДОО выделяют создание качественной формы микросреды –
"открытого" или "партнерского" взаимодействия всех
участников образовательно-воспитательного процесса. Исследования Е.П.
Арнаутовой, Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Марковой и другие подтверждают
переход к "открытому" взаимодействию ДОО и семьи [4, 53]. В связи с
этим учеными изучались различные подходы к организации взаимодействия детского
сада и семьи, специфика современной семьи, особенности детско-родительских
отношений и методы коррекции, определялись наиболее эффективные формы работы [14,522].
В процессе такой
работы семья занимает центральное место, она дает реализацию практического
опыта базовых основ воспитания. По мнению
П.П. Блонского, целью семейного воспитания является "…развитие и
образование доброго сердца" [5,103]. Эллен Кей в свою очередь отмечает
важность семейной атмосферы для раскрытия индивидуальности и творческих
способностей ребенка [6,4].
Е.П. Арнаутова, В.М.
Иванова, В.П. Дуброва выделяют формальную и неформальную функции воспитателя по
отношению к родителям [4,54]. Социальный работник ДОО должен одновременно быть
собеседником (консультантом) семьи по волнующим проблемам, а также представлять
официальное лицо дошкольного учреждения, реализуя образовательный процесс. При
соединении усилий ДОО и семьи, родители отвечают за образование детей, а
воспитатели призваны посодействовать и дополнить их воспитательную работу [9,85].
Семья является
первичным институтом, где растет ребенок и проходит этапы своего развития. Без
участия родителей в воспитательно-образовательном процессе невозможно
гармоничное развитие ребенка. Семья является первичным институтом социализации
ребенка, а ДОО – вторичным. Семья и ДОО выполняют свои функции по отношению к
ребенку, которые невозможно взаимозаменить. Поскольку этапы социализации
ребенка связаны между собой, взаимодействие ДОО и семьи должно ставить и
достигать совместные цели.