Курсовая с практикой на тему Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Понятие девиантного (антисоциального) поведения в психологии 5
1.2. Причины и формы девиантного поведения подростков 8
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных исследования 19
2.3. Технология преодоления девиантного поведения 24
Выводы по главе 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность исследования. Сегодня изучение феномена девиантного поведения личности считается особенно актуальным, поскольку для современного общества характерно развитие переломных моментов, связанных с проблемами взаимодействия личности, семьи и социального окружения, наряду с наличием негативных изменений в различных сферах социальной жизни. Все это вызывает определенные трудности для процесса адаптации разных представителей социальных групп, оказывая сильное влияние на появление деформации межличностных связей и разобщение поколений.
Такое положение в первую очередь сказывается на подрастающем поколении, поскольку растет количество подростков, у которых цели становятся более материальными, а труд и обучение теряют свою общественную значимость. Тем самым подростки предпочитают меньше работать и учится, а получать блага и привилегии, приводя к полному потребительскому отношению, зачастую провоцирующему формирование тех или иных поведенческих девиаций.
Так, на актуальность исследования указывает факт массового распространения подросткового девиантного поведения, сопровождающего современный процесс социализации, постепенно увеличиваясь на протяжении подросткового возраста. Помимо того, наличие девиантности не всегда осознается самим подростком, что сказывается на отсутствии возможности самостоятельно противостоять формированию негативного влияния со стороны общественного окружения.
Степень изученности темы исследования. Проблема девиантного поведения имеет достаточно широкое освещение в зарубежной и отечественной литературе. Так, методологическую основу исследования отклоняющегося поведения изучали такие исследователи как В.С. Афанасьева, Б.М. Левина, В.Н. Кудрявцева, А.С. Харцева.
Изучением девиаций в подростковом возрасте занимались такие ученые как Б.Н. Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др. Отдельными вопросами развития и формирования девиантного поведения занимались Б.С. Павлова, В.В. Лозовой, В.Г. Степанова и др. В трудах указанных авторов встречается типология и формы девиантного поведения подростков, изучаются причины проявления таких отклонений в поведении, а также рассматриваются методы психологической коррекции и профилактики отклоняющегося поведения.
Цель курсовой работы заключается в исследовании причин появления девиантного поведения у современных подростков.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач исследования, среди которых следующие:
1. Определение понятия и основных особенностей девиантного поведения.
2. Выявление причин формирования девиантного поведения у подростков и классификация форм девиантного поведения.
3. Организация исследования девиантного поведения подростков.
4. Анализ результатов исследования девиантного поведения подростков.
Объект курсовой работы – процесс формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.
Предмет курсовой работы – причины и формы девиантного поведения у подростков.
Для решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования:
• теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала,
• эмпирические методы, которые заключаются в сборе конкретных фактов для определения и описания отклоняющегося поведения подростков,
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
Структура работы представлена введением, двумя главами (теоретическая и практическая), заключением, списком литературы и приложениями.
Заключение:
Таким образом, подростковый период считается одним из кризисных этапов становления личности человека. Особенности физического и социального созревания могут приводить к различным психологическим трудностям, которые во многом определяют психику и поведение подростков.
В подростковой среде выделяется девиантное поведение, которое представляет собой совершение индивидом поступки, противоречащего нормам социального поведения в конкретном сообществе. Среди основных видов девиантного поведения принято выделять алкоголизм и наркоманию, преступность, проституцию, угрожающие безопасности и развитию общества.
Для подросткового девиантного поведения характерно наличие таких причин, которые определяют разные девиации: психологические и психофизиологические расстройства, причины социальной и психологического характера, причины, которые связаны с возрастным кризисом личности.
Помимо этого, среди предпосылок отклоняющегося поведения можно назвать сам подростковый возраст, который является кризисным возрастным периодом становления личности. В таком случае важная роль среди указанных причин отводится особенностям личности подростка. Так, процесс психического и физического развития оказывает влияние на ряд изменений ценностного и эмоционального отношения к себе. Результатом этого становится появление недовольства собой и окружающими.
По полученным результатам проведенного исследования можно говорить об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о склонности подростков к реализации деликвентного поведения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие девиантного (антисоциального) поведения в психологии
В переводе с латыни девиация – отклонение от чего-либо. Отклоняющееся поведение – деятельность, несоответствующая общепринятым нормам, нарушение правил и официально установленных законов, а также игнорирование социальных требований. Другими словами, поведение, частично или полностью нарушающее, принятые в социуме стандарты [21, с. 13].
Вопреки бытующему мнению, отклонение не всегда имеет отрицательный характер. К позитивным девиациям относят так называемое социальное творчество: созидательный процесс, направленный на совершенствование и развитие социальных отношений, а также внесение качественно новых форм деятельности. Например, активная общественная позиция, патриотическое движение, поддержание традиций, культурные инновации. Негативное отклоняющееся поведение несёт в себе деструктивную функцию, и связано с понятиями агрессии, насилия, разрушения. Причём локус контроля варьируется от внешнего, направленного на общество, до внутреннего – саморазрушение.
Среди распространённых отрицательных форм: алкоголизация, преступность, наркомания, бродяжничество, вандализм, суицид.
Девиации – неотъемлемые составляющие любого социума, а степень их выраженности напрямую зависит от социально-политического, экономического и духовного развития общины. Соответственно высокий уровень жизни, наличие возможностей для самореализации и достижения высших благ, способствуют низкой преступности и агрессивности [25, с. 54-55].
Существует огромное количество теорий, посвящённых изучению отклоняющегося поведения. Все подходы можно разделить на 3 группы: биологические, социальные, психологические.