Курсовая с практикой на тему Социально-культурные технологии в организации детских театральных фестивалей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-культурных технологий 5
1.1 Сущность социально-культурных технологий 5
1.2 Театральный фестиваль как форма развития детского театра 10
Глава 2 Особенности применения социально-культурных технологий в организации детских театральных фестивалей 21
2.1 Анализ опыта проведения детских театральных фестивалей в России 21
2.2 Результаты опытной работы в организации детского театрального фестиваля «Зелёный мандарин» 28
Заключение 30
Список литературы 32
Введение:
Актуальность исследования. В последние годы социальная деятельность людей претерпела существенные изменения. В нее вошли информационные технологии (коммуникативные сети, Интернет, вычислительная техника в виде классических, а теперь уже и квантовых, компьютеров) и многое другое из того, что несколько десятилетий назад было просто немыслимо. В связи с этим возникла необходимость рассмотреть заново вопрос о предметности социальной деятельности. Путь и метод, избираемых для решения такой проблемы, связанные с изучением вопроса о сущности культурной деятельности как таковой — деятельности в материальной и духовной сферах социального бытия.
Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Досуг — неотъемлемая часть всей социально — культурной сферы, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества [2].
Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.
Мы опирались на искусствоведческие, педагогические, философские и социологические труды о деятельности муниципальных библиотек Т. Ф. Берестова, В. В. Васильева, Е. В. Васькина, О. В. Ветчанова, И. А. Герасимова, Е. И. Григорьевой, Е. Н. Гусевой, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, А. С. Крауш, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, А. П. Маркова, М. Л. Маслова и др.
Объектом исследования является предметная сущность социально-культурной деятельности в доме культуры.
Предмет исследования – особенности организации театрального фестиваля, как вида социально-культурной деятельности.
Цель исследования — анализ современного уровня организации театрального фестиваля, как вида социально-культурной деятельности.
Задачи:
Методы исследования: В процессе работы мы опирались на методы: теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, методы социально – культурного прогнозирования и проектирования.
Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования. Она включает введение две главы, заключение, список использованных источников (22 источников).
Во введении обоснована актуальность, научная и практическая значимость исследования, поставлена цель, сформулированы задачи, описана база исследования и методы проведения исследования.
В первой главе рассматривается особенности социально культурной деятельности. Проанализирована литература по вопросу «театральный фестиваль, как вид социально-культурной деятельности.
Во второй главе изучены методы организации конкурсов, Разработан проект по организации детского театрального фестиваля.
В заключении сформулированы общие выводы и основные научные результаты.
Заключение:
Социально-культурная деятельность — морально мотивирована, общественно значащая взаимодействие людей в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, среди которых главной ценностью выступает человек, его духовный мир, его гражданская позиция и моральные качества.
В рамках своего становления и развития личности последовательно включается в мир материальной, физической и духовной культуры, однако, эффективность этого процесса напрямую зависит от реализации ряда условий, среди которых особый смысл сейчас приобретает определение оптимальных границ воздействия на нее со стороны общества, государства, семьи, учебно-воспитательных учреждений и других социальных институтов.
Практика духовной жизни в экономически развитых странах мира позволяет сделать вывод, что социально-культурная деятельность — это комплекс специально отработанных и синтезированных видов культуро-познавательной и культуро-образующей деятельности. В процессе социально-культурной деятельности, в том числе театральных фестивалей:
1) познаются, расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, технике и способов деятельности, способствующие утверждению научного мировоззрения, общественной, нравственной и эстетической позиции;
2) формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развиваются творческие потенции личности;
3) создаются, сохраняются, распространяются и обновляются культурные ценности;
4) усваиваются способы культурного творчества и нерегламентированного общения в свободное время;
Личность является автономной, саморазвивающаяся системой. Стержень ее формирования — в ней самой. Но общество и государство не только не имеют права хранить в этом нейтралитет, а должны максимально стимулировать процесс ее разностороннего развития и принять на себя:
— Полное и научно обоснованное определение целей воспитания личности как субъекта культуры; совокупность знаний, умений и навыков, морально-эстетических и социально-психологических качеств человека и гражданина, которые необходимо формировать в процессе социализации;
— Достижение органического единства нравственного, гражданского, экономического, политического, правового, экологического воспитания; умственного, физического и эстетического развития личности;
— Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательного взаимодействия с учетом особенностей различных групп населения;
— Обеспечение взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняющего характера процесса формирования культуры личности во всех сферах жизнедеятельности — в труде, обучении, общественно-политической жизни, быту, отдыхе;
— Целенаправленное сочетание различных средств и методов информационно-просветительского взаимодействия людей в различных формах социально-культурного творчества;
— Учет и социально-целенаправленная коррекция системы влияния на общую культуру, моральный облик и жизненную позицию каждого индивида;
— Всеобъемлющую поддержку процессов самовоспитания, саморазвития, самовыражения и самоопределения личности.
Основным объектом и в то же время субъектом формирования культуры может быть общество, социальная общность, и, в первую очередь, личность как единство социального и индивидуального, как сложная динамическая система, включена в структуру различных социальных связей и взаимозависимостей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-культурных технологий
1.1 Сущность социально-культурных технологий
Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной степени зависят от уровня разработанности ее теоретических основ, которые, прежде всего, раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой.
Технологии «социокультурна деятельность» в повседневной жизни используется в трех значениях [12]:
— Как общественная практика, в которой задействована сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы;
— Как учебный предмет, имеющий определенную логику и структуру;
— Как область научных знаний, исторически сложившейся теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.
В этом вопросе мы останавливаемся на третьем смысле этого понятия.
В свою очередь теория социокультурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и др. [4].
Возникновение и диалектика развития категории «социокультурная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Предшествующие или сопутствующие этой категории понятие «образование», «просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительская работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», «дополнительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свой содержание [10].
Понятие социокультурной деятельности пришло в отечественную науку на смену понятию «культурно-образовательная работа», что в советское время обозначало один из массовых инструментов идеологической работы с коммунистического воспитания масс. Традиционное понятие «культурно-образовательный работник» на данный момент уже не соответствует качественно другим функциям специалиста современной социально-культурной сферы. Статус современного специалиста социально-культурной сферы — менеджера, педагога, технолога — не вымышленный, он не рождается спонтанно, формируется под влиянием сегодняшних реалий.
Сущность и содержание социокультурной деятельности заключается в направленности на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально — культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах [14].
Надо понять, что переход от культурно-образовательной работы в социокультурную деятельность не является простой механической сменой одного названия другой. В социокультурной деятельности, прежде всего, признается активное творческое участие самой личности в этой деятельности. Такое положение дел принципиально отличается от прежних времен, когда культурно-просветительная работа трактовалась как составляющая идеологической работы по воспитанию трудящихся масс в духе коммунизма.
Человек в осуществлении социокультурной деятельности возникает свободной, он сам без всякого принуждения выбирает, чем заниматься, и отвечает перед самим собой за этот выбор. Человек, таким образом, предстает основным ценностным регулятором культуры, а также отдыха и досуга [18].
Исследование социально-культурной деятельности (СКД) как особого, относительно самостоятельного предмета научного интереса в нашей стране началось сравнительно недавно, в силу чего теория СКД находится в стадии активного поиска своих методологических оснований, адекватных научных подходов, разработки понятийного аппарата и решения других проблем роста научного знания в данной области.
Важной проблемой, затрудняющей конструирование теории СКД, является многообразие методологических подходов и парадигм к ее анализу, что подводит к выводу о необходимости осуществить методологический синтез в понимании сущности СКД, поскольку с разных позиций она в силу своей сложности предстает перед исследователями разными гранями.
На это обратил внимание Н. Н. Ярошенко в «Истории и методологии теории социально-культурной деятельности». Им были зафиксированы и описаны достижения в области изучения СКД с позиций социологического, культурологического, педагогического, технологического, экономического подходов и ряда парадигм: частной (гражданской) инициативы, педагогического воздействия, социальной активности [20].
Большой вклад в разработку проблем СКД, обоснование ее как нового учебного и научного направления, внесли Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников, опубликовавшие один из первых учебников по истории, теории и технологиям рассматриваемой области деятельности. В нем СКД показана как относительно самостоятельная и специализированная область общественной практики, выполняющая гуманистические функции, способствующая творческому развитию личности, повышению качества общественного взаимодействия; как «исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» [11].