Курсовая с практикой на тему Социально-культурная деятельность в системе дополнительного образования и ее влияние на институт семьи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы исследования проблемы по социально-культурному взаимодействию МБУДО (учреждения дополнительного образования) с институтом семьи 6
1.1. Основные направления и формы социально-культурной деятельности учреждения по формированию ценностного отношения к семье……………………………………………………………………………….6
1.2. Модели социально-культурного взаимодействия с институтом семьи……………………………………………………………………………….10
1.3.Роль и значение сотрудничества учреждения с семьями при организации и проведении мероприятий 13
2.Практико-ориентированное сопровождение процессов взаимодействия образовательной организации с участниками семейных отношений 15
2. Практико-ориентированное сопровождение процессов взаимодействия образовательной организации с участниками семейных отношений 15
2.1.Технология проведения тематических и праздничных мероприятий 15
2.2.Оценка и методы диагностики эффективности семейных мероприятий 17
2.3.Способ усовершенствования социально-культурной базы по сотрудничеству с семьями 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Актуальность: Выбор темы обусловлен социальной потребностью исследования отношений учреждения дополнительного образования и членов семей, проблемой критического или безучастного восприятия внутренних процессов в организации детьми и взрослыми, возможностью привлечения их к социально-культурной деятельности, проблемой поддержки и воспитания семей через досуговые мероприятия.
Социально-культурную деятельность оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности семьи и содержит в себе значительный воспитательный потенциал.
Однако характерной тенденцией наших дней в сфере семейной социально-культурной деятельности, отмечаемой исследователями Л.А. Акимовой, Н.Д. Вавилиной, Ю.А. Стрельцовым, В.Я. Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно – развивающего потенциала социокультурной сферы.
Как показывает социальная практика, социально-культурную деятельность при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно–конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно–культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.
Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования семейной социально-культурной деятельности приобрела особую значимость.
Одной из актуальных проблем является организация семейной социально-культурной деятельности.
Решение совокупности проблем позволит сформировать ценностное отношение всех участников процесса к традициям семьи, к их членам, позволит определить путь дальнейшего совместного взаимодействия в ключе созидания и воспитания подрастающего поколения, определит методы и формы внутренних отношений, а также успешную действенную технологию проведения семейных праздников или мероприятий с участием семей. Необходимо определить будущий потенциал содружества образовательных учреждений и членов семьи, привлечь к существующим проблемам различные общественные сферы для более полного и качественного содержания проводимых мероприятий.
Целью работы является характеристика особенностей социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования и ее влияние на институт семьи.
Объект: Социально-культурная деятельность как дополнительный и вспомогательный элемент в развитии и становлении института семьи.
Предмет: Формы социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования.
Задачи:
• Рассмотреть область сферы социально-культурной деятельности и интересов современной среднестатистической семьи с помощью методов анкетирования и сбора статистических данных;
• Изучить возможность сохранения или возникновения семейных традиций через проведение социально-культурных мероприятий;
• Проанализировать существующие инновационные и апробированные временем технологии и методы взаимодействия с институтом семьи в культурно-социально-культурной деятельности;
• Выявить недостатки при работе с семьями в учреждении дополнительного образования при проведении и планировании мероприятий;
• Оценить эффективность систематического участия семейных объединений в социально-культурной деятельности образовательных учреждений и их влияние на участников образовательного пространства.
Степень научной разработанности проблемы. Социально–философские проблемы семьи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, Андреевой Г.М и др.
Значительный вклад в исследовании семейной социально-культурной деятельности внесли А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев–Лада по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).
В научный анализ теории и практики культурно – социально-культурной деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
В то же время, несмотря на то, что вопросы социально-культурной деятельности рассматривались с различных сторон в работах ряда исследователей, продолжает оставаться противоречие между необходимостью результативной организации семейной социально-культурной деятельности, вызывающей интерес и недостаточным наличием форм и методов организации, которыми могли бы воспользоваться в семье.
Методы исследования:
— теоретические: теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения научной, учебной и методической литературы.
— практические: анализ и обобщение опыта МБУДО (учреждения дополнительного образования) в организации семейной социально-культурной деятельности семьи, анкетирование.
База проведения исследования: МБУДО Центр «Юность».
Практическая значимость: результаты исследования и рекомендации, полученные в ходе выполнения курсовой работы, могут быть полезны педагогам, участвующим в организации семейной социально-культурной деятельности
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Основываясь на анализе научной и методической литературы, практики воспитания в учреждениях дополнительного образования и на данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, мы сделали следующие выводы: Социально-культурная деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора ребенка предметной деятельности, или как перцептивно — коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей.
Социально-культурная деятельность не должна дублировать или подменять образовательный процесс учреждения.
Многопрофильность культурно-социально-культурной деятельности позволяет не повторять предметные области, а углублять и расширять их содержание.
Совместная деятельность родителей и обучающихся становится мощным фактором социально-коммуникативного развития.
С одной стороны, обучающийся получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые знания. С другой стороны, родители, осознавая значимость целенаправленной педагогической работы с ребенком, овладевают ее содержанием и методикой, получают возможность применять этот опыт дома.
Семейный социально-культурную деятельность — это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи.
Семейному досугу свойственны отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов социально-культурной деятельности.
Для формирования эмоционального мира обучающихся надо развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как совместные игры: домашние географические путешествия, исторические викторины, различные лингвистические состязания.
В культурной организации семейной социально-культурной деятельности большое значение имеют коллективные семейные прогулки. Важно то, чтобы они вошли в привычку, стали маленькой традицией. Необходимы в организации семейной социально-культурной деятельности и хобби (коллекционирование, техническое конструирование, сбор грибов, рыбалка). Общее семейное хобби делает жизнь интереснее, а использование свободного времени разумным и целеустремленным. Общее увлечение сближает обучающихся и их семьи.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы исследования проблемы по социально-культурному взаимодействию МБУДО (учреждения дополнительного образования) с институтом семьи
1.1. Основные направления и формы социально-культурной деятельности учреждения по формированию ценностного отношения к семье
В настоящих условиях реформирования российского общества в целом и системы образования в частности, остро встает вопрос организации и содержания свободного времени семей. За последние двадцать лет произошли коренные изменения в системе культурно досугового обеспечения населения: резкое уменьшение количества бесплатных услуг в данной сфере, их активная коммерсализация, изменения в содержании и структуре социально-культурной деятельности в социуме, в учреждениях образования и в семье [15].
Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация социально-культурной деятельности семьи. Особенно это важно в сельских районах, где дети чаще предоставлены сами себе и отсутствуют возможности присущие городам — предоставить обучающимся заниматься интересным делом. К сожалению, это связано с социально-экономическими трудностями общества, прежде всего, с отсутствием необходимого количества культурных учреждений и недостаточным вниманием к организации социально-культурной деятельности семьи со стороны местных органов власти. Все это способствует развитию неинституциональных форм социально-культурной деятельности [10].
Поэтому при анализе проблем современной социально-культурной деятельности необходимо учитывать сложные социальные условия, в которых осуществляют свою деятельность учреждения, организующие социально-культурную деятельность семьи и решающие в рамках своих полномочий вопросы дополнительного образования и воспитания подрастающего поколения [18].
В педагогическом процессе учреждений дополнительного образования организуется воспитание обучающихся, однако учебное заведение не всегда может обеспечить взаимодействие с семьей.
Изучению социально-культурной деятельности различных социальных групп посвящены работы многих российских социологов. В публикациях В. А. Артемова, В. Д. Патрушева, Б. А. Грушина, Б. Г. Мосалева и других анализируются такие проблемы, как структура, границы, функции, содержательная направленность и бюджет времени в сфере социально-культурной деятельности.