Курсовая с практикой на тему Социально-культурная деятельность: содержание, роль в организации свободного времени населения, современные проблемы и тенденции развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.Теоретико-методологические основания социально-культурной деятельности 5
1.1.Сущность и специфика понятия «социально-культурная деятельность» 5
1.2.Структура и функции социально-культурной деятельности 11
2.Роль и значение социо-культурной деятельности роль в организации свободного времени населения 17
2.1.Современный клуб как центр культурных инноваций 17
2.2.Выставка как форма социально-культурной деятельности: современные проблемы и тенденции развития 23
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Введение:
Актуальность социально-культурной деятельности предопределяется ее особой ролью в реализации задач государственной культурной политики, укреплении институтов гражданского общества, воспитании граждан нашей страны.
Социально-культурная деятельность сегодня выполняет историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества. Именно она взяла на себя высокую миссию преобразования объекта воспитательного воздействия в субъект социально-культурного творчества.
Огромна ее роль в сохранении национально-культурного достояния народов нашей страны, в развитии культурных инициатив на уровне регионов, в возрождении духовных традиций.
Социально-культурная деятельность активно включилась в обеспечение эффективного развития культуры как решающего средства повышения качества жизни граждан России. Культуросозидающая роль социально-культурной деятельности многократно подтверждена социальной практикой.
Целью данной курсовой работы является изучение социально-культурной деятельности: содержания, роли в организации свободного времени населения, современных проблем и тенденций развития.
Исходя из заявленной темы были поставлены следующие задачи:
— изучить сущность и специфику понятия «социально-культурная деятельность»;
— охарактеризовать структуру и функции социально-культурной деятельности;
— выявить особенности современного клуба как центра культурных инноваций;
— исследовать современные проблемы и тенденции развития выставки как формы социально-культурной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы многих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в сфере инвестиций, в числе которых Александрова Н., Алексеева Л.Л., Ярошенко Н.Н., Ариарский М.А., Гольман И.А., Джанджугазова Е.А., Завьялов П.С., Киселева Т.Г., Ковальчук А.С., Критсотакис Я.Г., Курганский С., Медведников С.А., Рябков В.М., Секретова Л.В, Соколов А.В., Шарковская Н.В., Ярошенко Н.Н.
Для достижения цели исследования и решения поставленных в курсовой работе задач использованы следующие методы научного познания: анализа и синтеза, историко-логический, эволюционный, абстрактно-логический, метод экспертных оценок, сравнения и систематизации, факторного анализа и другие.
Информационной базой исследования являются научные сборники, учебники, научные статьи и другие публикации периодических изданий, источники статистических данных, а также ресурсы Интернет.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной курсовой работы.
Заключение:
В заключение данной курсовой работы, на основании заявленной цели и поставленных задач сделаем краткие выводы.
Объективный характер общественного развития последних десятилетий привел к утверждению базовой специальности сферы культуры – «социально-культурная деятельность», которая интегрировала в себе лучшие традиции российского просвещения, конструктивный опыт внешкольного образования и культурно-просветительной работы и успешно удовлетворяет требования формирующегося информационного общества. Она воплотила в себе всепроникающий процесс вовлечения человека в мир культуры, параметры которого простираются от системы образования и искусства до сферы туризма, спорта и зрелищно-игрового досуга, индустрии развлечений.
Социально-культурная деятельность сегодня выполняет историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества. Именно она взяла на себя высокую миссию преобразования объекта воспитательного воздействия в субъект социально-культурного творчества.
Развитие социо-культурной деятельности обусловлено, с одной стороны, фундаментальными потребностями общества в социо-культурном воспроизводстве и развитии человека как субъекта культуры и субъекта общественных отношений и в социальном наследовании культуры, т. е. сохранении, преумножении и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению. С другой – индивидуально-личностной востребованностью культуры, в основе которой лежат, прежде всего, экзистенциальные потребности человека в мировоззрении, смысле жизни, творчестве, продуктивной самореализации.
Во второй главе данной курсовой работы были рассмотрены роль и значение социо-культурной деятельности в организации свободного времени населения на примере современных клубов и выставок.
Современный клуб как центр культурных инноваций – это культурно-просветительское учреждение, организующее досуг населения и имеющее среди своих основных задач самообразование, развитие культуротворческих способностей посетителей; общественная организация, объединяющая посетителей на основе добровольности, общих культурных потребностей, любительских интересов с целью общения, рекреации и разумных развлечений.
Выставочная деятельность имеет достаточно положительные тенденции развития, о чем свидетельствуют успешные результаты проведения выставок, а также повышение деловой активности, развитие экономики и постоянную занятость населения в данной инфраструктуре.
Таким образом, исследование выставочной деятельности показало, что выставка является уникальной системой, представляющей весь спектр культурного наследия города, региона, страны. Эта система оказывает существенное влияние на развитие социальной сферы, культуры, образования, науки и экономики. Это неотъемлемая часть современной социально-культурной реальности.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-методологические основания социально-культурной деятельности
1.1. Сущность и специфика понятия «социально-культурная деятельность»
Объективный характер общественного развития последних десятилетий привел к утверждению базовой специальности сферы культуры – «социально-культурная деятельность», которая интегрировала в себе лучшие традиции российского просвещения, конструктивный опыт внешкольного образования и культурно-просветительной работы и успешно удовлетворяет требования формирующегося информационного общества. Она воплотила в себе всепроникающий процесс вовлечения человека в мир культуры, параметры которого простираются от системы образования и искусства до сферы туризма, спорта и зрелищно-игрового досуга, индустрии развлечений.
Задачу научного осмысления этих процессов взяла на себя теория социально-культурной деятельности — интенсивно развивающаяся отрасль педагогической науки.
Научная теория социально-культурной деятельности сегодня находится в достаточно противоречивой ситуации. Кратко, не вдаваясь в подробности, можно обозначить это противоречие так: с одной стороны, объяснительный потенциал теории во многом опережает потребности и возможности практики, а с другой – научный аппарат теории социально-культурной изменяется медленно, не поспевая за изменениями в научном аппарате современной гуманитаристики.
Теория социально-культурной деятельности лицом к лицу столкнулась с вызовами стремительно изменяющегося мультипарадигмального поля гуманитарной науки новой эпохи, которую можно называть по-разному – эпоха постмодерна, постиндустриального или информационного общества и т.д. Среди различных изменений, произошедших в корпусе гуманитарных наук, одной из наиболее влиятельных становится тенденция тотальной антропологизации – обращение к исследованию сущности человека и человеческого, антропологический ренессанс . Именно эта тенденция актуализировала ту череду споров и дискуссий среди ведущих отечественных теоретиков о сущности и границах понятия социально-культурной деятельности. Только за 2000-2005 годы по этому вопросу в печати выступили Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, А.В. Соколов, Е.И. Григорьева, В.М. Рябков, В.В. Туев, В.А. Триодин, Д.В. Шамсутдинова и многие другие ученые. Широко известен обмен мнениями В.В. Туева и Н.Н. Ярошенко на страницах «Ученых записок МГУКИ», выявивший смысловые доминанты понятия и его междисциплинарный потенциал. Многие идеи, высказанные в ходе этой дискуссии, до сих пор остаются актуальными, поскольку до сих пор не прекратились попытки разработки новых вариантов интерпретации понятия.
Постепенно, к 2017 годам, дискуссия завершилась констатацией права на существование понятия «социально-культурная деятельность» (легитимизация понятия) и его базового определения, сделанного Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильниковым (закрепление содержания понятия). Таков основной итог обсуждения границ понятия «социально-культурная деятельность» — его легитимизация и признание универсальности его содержания.
Между тем, сегодня, спустя почти двадцать лет с бурных споров конца 1990-х годов, вновь растет интерес к ключевому понятию теории и практики социально-культурной деятельности. И это не случайно. С одной стороны, конкуренцию научных идей никто не отменял – сомнения и споры всегда будут основным источником поиска истины (в философии эта закономерность определена Рене Декартом как метод радикального сомнения — Cogito ergo sum). С другой – трансформируются содержание и формы практики, которую мы атрибутируем данным понятием – никто не сможет отменить объективный процесс изменений в системе институтов и субъектов социально-культурной деятельности, в системе целевых ориентиров, которые государство и общество определяют в качестве приоритетов для каждого нового этапа развития.
Основные рассуждения исследователей вновь обращены к словам, входящим в название теории — это предполагает глубокий и всесторонний синтез таких смыслоопределяющих понятий как «культура», «социальность», «деятельность». Неизменно авторы задаются вопросом: Если эти понятия являются основой для любого гуманитарного исследования, то в чем же тогда специфика теории социально-культурной деятельности? Мы склонны этот вопрос формулировать еще точнее – в чем же состоит, и какова природа научного знания в теории социально-культурной деятельности?
Анализ содержания понятия социально-культурная деятельность необходимо ставить в контекст личностного становления и развития. Поэтому, на наш взгляд, нужно заново отрефлексировать саму практику социально-культурной деятельности, определить её источники и человекосозидательный ресурс как ресурс становления личности. Принципиальным нужно признать вывод М.А. Ариарского о формировании нового методологического ракурса исследования теории и практики социально-культурной деятельности, который он определи как «педагогическая культурология» . Объяснительный потенциал этого подхода нацелен на осмысление методологии и методики вовлечения индивида в мир культуры и социально-культурного творчества, на рассмотрение этого процесса через призму философии, психологии, педагогики и других областей человекознания.
Теория социально-культурной деятельности сформировалась как относительно самостоятельная научная дисциплина, изучающая пути гармонизации взаимодействия человека и социума в пространстве культурных ценностей . Именно поэтому, мы предлагаем сосредоточить внимание теоретиков на выявлении и изучении культурноантропологических оснований этой деятельности. Речь идет о поиске неких универсалий человеческой культуры, которые определяют «социально-культурную деятельность» как особый способ реализации человеческой активности. Более того, нам представляется, что в ядре теории социально-культурной деятельности сложилось предпосылки для формирования нового состояния нашей теории, в соответствии с изменившимся предметным полем и изменившимся набором исследовательских методов. Речь может идти о постепенном становлении педагогической антропологии культуры как научной теории, изучающей процессы становления человека как самостоятельного субъекта культуры и роли в этом процессе всех иных субъектов целенаправленной социально-культурной деятельности (личностей, общностей, учреждений и т.д.). Пока педагогическая антропология культуры разворачивается в рамках теории социально-культурной деятельности в качестве особого научного подхода.
Хорошо известно, что воспитание предполагает проникновение в природу человека, постижение его сущности. Оно обязано исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», – это положение Константина Дмитриевича Ушинского было и остается аксиомой для всей реалистической отечественной науки о воспитании.
Антропологический подход дает ключ к решению еще одной проблемы современной теории социально-культурной деятельности. Речь идет о ее «соседстве» с другими гуманитарными наука, изучающими культуру и человека. Не раз обращалось внимание то, что теория социально-культурной деятельности, принимая без критической проработки результаты культурологических, социологических, психологических и других исследований, рискует «раствориться» в предметном поле этих наук.
Понимание уникальности той или иной науки складывается не только при изучении объектов, с которыми данная наука «работает». Здесь важно и то, каким собственно методом она пользуется, в чем его принципиальная новизна и специфика в сравнении с методами других наук. К примеру, ученые, разрабатывающие современную теорию социально-культурной деятельности уже давно наблюдают как традиционное предметное поле их науки – деятельность учреждений социально-культурной сферы, педагогические процессы в сфере свободного времени, культурно-досуговое творчество и т.п. – активно эксплуатируется представителями других отраслей гуманитарного знания. В этой связи значительное число исследователей теории социально-культурной деятельности испытывают на себе влияние «инонаучного» знания, подчас некритично заимствуют не только выводы сделанные в рамках других наук, но и их научные методы. Безусловно, нет смысла ограничивать или нормировать объективные процессы взаимодействия различных наук – этот процесс реально обогащает наше знание о культуре. Другое дело – понимание качественного различия методов научного познания, используемых в науках, а также осознание «ограниченности» («пребывания в определенных границах») тех выводов, которые ученые получают в процессе применения этих методов.
Вот почему теоретико-методологическое разграничение предметного поля теории социально-культурной деятельности и других научных дисциплин гуманитарного научного корпуса, ориентированных на изучение социокультурных процессов – одна из актуальных задач современной теории социально-культурной деятельности. На наш взгляд, успешное решение этой задачи также возможно на пути антропологического осмысления всей проблематики социально-культурной деятельности.
В теории социально-культурной деятельности имеется неплохой задел для продолжения и развития антропологических исследований. В этом смысле особенно ценными являются работы педагоговвнешкольников конца XIX –начала ХХ вв. В.И. Чарнолуский, Н.Н. Иорданский, В.А. Зеленко, А.П. Пинкевич, Я.Я. Гуревич, В.А. Герд, А.В. Луначарский, Е.Н. Медынский, С.О. Серополко и др. Линия антропологического исследования педагогики культуры была возобновлена в СССР лишь конце 1960-х годов .
В начале 1970-х годов в ВСГИКе молодыми авторами, выпускниками Московского государственного библиотечного института была создана книга, в которой впервые в отечественной научной теории культурно-просветительной деятельности была развернуто представлена как особая воспитательная система. Учебное пособие со скромным названием «Основы клубоведения» А.В. Сасыхова и Ю.А. Стрельцова – это яркий и убедительный пример культурно-антропологического подхода к досуговому воспитанию. Скорее всего, именно поэтому эта книга свежо и современно воспринимается и новыми поколениями специалистов социально-культурной деятельности. Линия культурологического анализа, которая «тяготеет» к антропологической проблематике , прослеживается в фундаментальных трудах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова «Социально-культурная деятельность: Учебник», М.А. Ариарского «Прикладная культурология», А.В. Соколова «Феномен социально-культурной деятельности».
В заключение данного параграфа курсовой работы отметим, что несмотря на то огромное значение, которое указанные исследования сыграли для дальнейшего развития нашей теории, сегодня уже недостаточно только «приближаться» к антропологическому контексту – актуальной становится задача реализации антропологического подхода применительно к задачам современной теории социально-культурной деятельности.