Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая с практикой на тему Социально-коммуникативная компетентность личности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Социальная компетентность личности как проблема психологического изучения 6
1.2. Понятие коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии 11
1.3. Специфика формирования социально-коммуникативной компетентности у подростков 17
Выводы по главе 23
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 25
2.1. Организация и процедура исследования 25
2.2. Методы и методики исследования 25
2.3. Результаты исследования 26
2.3.1. Результаты описательной статистики 26
2.3.2. Результаты сравнительной статистики 30
Выводы по главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

  

Введение:

 

В современном обществе особую значимость имеют вопросы социального взаимодействия и общения в целом. Так, социально-компетентный человек или по-другому – умеющий находить пути решения, контролировать ситуацию и адаптироваться в новых условиях подразумевает под собой развивающуюся личность.
Практически все сферы деятельности на сегодняшний день не обходятся без такого личностного качества, как социально-коммуникативная компетентность. Поэтому важность этой характеристики присутствует однозначно.
Проблеме изучения социально-коммуникативной компетентности посвящены работы отечественных психологов: В.В. Девятко, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.Н. Куницыной, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, Л.А. Петровской и др. В зарубежной психологии изучением социально-коммуникативной компетентности занимались такие ученые, как А. Бандура, Э. Берн, Т.Гордон, Д. Джурард, А. Маслоу, Я. Морено, Д. Хант, Д. Хоманс. Исследуя научную литературу по данной проблематике, можно выделить, что одной из главных и ключевых компетентностей, является социально-коммуникативная компетентность.
В силу того, что о подростковом возрасте принято говорить, как о втором рождении, то именно этому возрасту и необходимо уделять большое внимание в изучении данной проблемы. Личность формируется первый раз в 3 года, а второе и самое главное формирование происходит во время отрочества. Оно выражается в стремлении стать индивидуальным и непохожим на других людей, что редко получается и поэтому вызывает у подростка негативные эмоции. Дж.Локк считал этот возраст – возрастом «бури и натиска» и это оправдано. Важно отметить, что ведущий вид деятельности у подростков — общение.
По мнению большинства исследователей (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, K.M. Гуревич, Г.С. Никифоров, Е.Ф. Рыбалко, A.A. Смирнов и др.), подростковый возраст- это сензитивный период для формирования социально-коммуникативной компетентности, он подразумевает под собой усвоение жизненных целей и ценностей, нравственных идеалов, норм и правил поведения
Изучение всех особенностей подросткового возраста несомненно поможет создать условия для наиболее эффективной деятельности по предотвращению каких-либо нарушений.
С самого рождения подросток приобретает знания и умения, используемые при коммуникации. Но стоит отметить, что не все подростки имеют достаточные знания в области межличностного общения, поэтому есть необходимость в развитии этих навыков.
Итак, анализируя современное состояние и пути развития социально-коммуникативной компетенции, есть необходимость говорить об изучении всех аспектов этой проблемы.
Таким образом, проблемой изучения будет являться социально-коммуникативная компетентность подростков по всем трем ее компонентам.
Объект исследования: социально-коммуникативная компетентность подростков
Предмет исследования: формирование социально-коммуникативной компетентности у подростков
Цель исследования: формирование социально-коммуникативной компетентности у подростков
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Проведение диагностики, направленной на измерение сформированности социально-коммуникативной компетенции у подростков.
3. Сравнить полученные результаты и выявить особенности социально-коммуникативной компетентности подростков 9-х и 10-х классов.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют различия социально-коммуникативной компетентности подростков, обучающихся в 9-х классах и социально-коммуникативной компетентностью подростков обучающихся в 10- классах.
Методы исследования: 1. Теоретические методы: анализ научной литературы. 2. Эмпирические методы: тестирование. Методики исследования: 1. Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко). 2. Методика «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский). 3. Методика «Диагностика принятия других» (В. Фей).
Теоретико-методологическая основа исследования:
— понятие коммуникативной компетентности, как совокупность умений (А.Н. Леонтьев);
-структура коммуникативной компетентности (И.Н. Зотова);
-компетентностный подход (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Г.П. Щедровицкий и их последователи).
-об общении как ведущем виде деятельности подростков (Л.С. Выготский, Г.С. Никифоров, A.B. Петровский)
База исследования – ______
Структура работы. Работа включает введение, 2 главы, заключение, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Главные новообразования подросткового возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.
Старший школьный возраст — это период, когда преобладают преимущество смысловые аспекты личностного развития, способствующие формированию смысловых структур личности, которые в значительной мере определяют ее сознание и поведение, появление чувства «взрослости», устремленность в будущее, повышенную требовательность к человеку, потребность самоопределения, необходимость разобраться в себе и окружающем мире, направленность жизненной позиции.
Социально-коммуникативная компетентность понимается как совокупность знаний, умений, опыта и личностных качеств, позволяющих эффективно решать задачи общения и достигать взаимопонимания. К структурным составляющим социально-коммуникативной компетентности относятся когнитивный, регулятивный, рефлексивно-статусный, нормативный компоненты.
Средствами формирования социально-коммуникативной компетенции старшеклассников служат различные методики, тренинги, игровая терапия, проведение психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния субъектов воспитательного процесса с целью оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррекционно-развивающей деятельности.
Проанализировав методики, мы пришли к следующим результатам: у обучающихся в 9-го класса отмечаются некоторые сложности в принятие других. Часто отмечается, что обучающимся свойственно абстрагироваться и проводить в одиночестве продолжительное время. Новые контакты могут вызвать стресс. Старшим подросткам необходимо некоторое время для того, чтобы привыкнуть к новым людям. У них отмечается небольшое количество друзей. Некоторые из них необщительны, от чего возникают трудности в работе в группах.
Обобщая результаты проведенного расчета по U критерию Манна-Уитни, мы видим, что социально-коммуникативная компетенция наиболее выражена у учащихся 10-го класса, и выражается в высоком уровне коммуникативных умений: правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от абонентов, коллег, руководства; высоком уровне самоконтроля в общении и общительности в целом, умении не только слушать, но и слышать партнера.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Социальная компетентность личности как проблема психологического изучения
Термин «социальный» понимается как «общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе». Сугубо лингвистически социальную компетентность можно было бы определить как «осведомленность, знания, авторитетность в области, связанной с жизнью и отношениями людей в обществе».
Анализ психолого-педагогических исследований по данной проблеме свидетельствует, что различными учеными социальная компетентность рассматривается по-разному:
• как общее собирательное понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека (Ж. Делор, Н. А. Рототаева);
• как составляющая ключевой компетенции (В. Хутмахер);
• как личностное свойство, обеспечивающее взаимодействие человека с миром на основе его отношения к себе, к обществу, к другим, к деятельности.
Если социальная компетентность изначально являлась предметом изучения психологии, например психологии личности, психодиагностики, психопатологии, социальной психологии и поведенческой психологии [27; 30], то в последнее время она вызывает повышенный интерес других научных дисциплин, например экономической и профессиональной педагогики, теории управления и экономики предприятия [14; 28; 29].
Такое разнообразие различных направлений в данной области определяет отсутствие общепризнанного и охватывающего все аспекты определения понятия «социальная компетентность».
Следует заметить, что в отечественной литературе термин «социальная компетентность» используется достаточно редко. Близкими по значению, но не тождественными ему являются понятия «социально-психологическая компетентность», «межличностная компетентность». Как правило, в различных словарях эти термины приводятся как синонимичные. Употребляя термин «социальная компетентность», авторы толкуют его лишь в смысле овладения навыками общения [7]. В то же время, в современной социологии компетентность рассматривается как атрибут профессионализма.
Понятие социальной компетентности в отечественной науке впервые было употреблено в совместной публикации А. П. Ветошкина и С. 3. Гончарова. Оно было также использовано в диссертационной работе А. Б. Куклина. Социальная компетентность трактуется данными авторами как «понимание целевого назначения социальных институтов, норм, отношений и умения лично осуществлять социальные технологии». Под социальными технологиями понимаются, во-первых, способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач, связанных с функционированием и совершенствованием социальных объектов; во-вторых, совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем [14]. Е. И. Огарев конкретизирует определение социальных технологий как «способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения» [18].
В психологии социальная компетентность часто соотносится с понятием «уверенность в себе». Так, согласно Л. А. Петровской, «социальная компетентность – это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации» [27]. Еще более определенно эта мысль выражена В. Г. Ромеком, который рассматривает социальную компетентность «… как результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста» [15]. При этом, как подчеркивали многие исследователи, социальная компетентность проявляется в способности работать в команде, в коммуникации, в разрешении конфликтов, в выносливости и т.д.
По мнению С. В. Кондратьевой, социальная компетентность – это «понимание отношения «Я» − общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». Социальная компетентность в данном случае рассматривается как адаптационное явление, причем функционирование адаптационного механизма обеспечивает социально-психологическая подготовленность. Иными словами, социальная компетентность определяет уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданных социальных ролей [14].
В современных исследованиях проблемы социальной компетентности делаются аргументированные выводы, что социальная компетентность личности проявляется в различных формах зрелости – духовной, гражданской, профессиональной. Во всех этих проявлениях она всегда предстает как ориентация личности на сотрудничество, на кооперацию совместных усилий, на гармоничное, справедливое сочетание интересов. Такая ориентация достаточно устойчива и пронизывает все сферы жизнедеятельности людей.
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что социальная компетентность предполагает знания, умения, навыки человека, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду, в котором этот человек находится.
Так, Д. С. Цодикова считает, что социальную компетентность необходимо рассматривать с позиции выполнения человеком определенных социальных ролей. По ее мнению, «социальная компетентность – это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, а также участвовать в социально значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли» [29].
Аналогичное по смыслу определение дано Н. И. Белоцерковец, где социальная компетентность рассматривается как «определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли» [4].
С. С. Рачева определяет социальную компетентность как интегративное качество личности, соединяющее в себе ценностное понимание социальной действительности, конкретные качества личности, способности, умения и социальные знания как руководство к действию, субъектную готовность к самоопределению, применение социальных умений в главных сферах деятельности человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы