Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Социально-эмоциональное обучение как средство формирования навыков самооценивания учебной деятельности у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СПИСОК
ТЕРМИНОВ.. 4

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ   11

1.1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИТСТИКА НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.. 11

1.2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕННОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 20

1.3. АНАЛИЗ МЕТОДИК
ДИАГНОСТИКИ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ. 24

1.4. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 30

ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 1. 36

ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ   37

2.1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БАЗЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 37

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 42

2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ
КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА.. 46

2.4. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ   54

2.5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 64

ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 2. 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 1-7. 80

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В Российской Федерации Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года № 373 утвержден федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт ориентирован на
становление личностных характеристик выпускника, им определены результаты, которыми
должен обладать учащийся к окончанию начальной школы. В их числе личностные, включающие
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации
к обучению и познанию [ФГОС НОО, с. 8]. Стандартом предопределены требования к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том
числе по математике.

Таким образом, целью образования становится общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую тенденцию, как умение
учиться.

В письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 указано на существенность проверки достижений младших
школьников как составляющих процесса обучения и одной из важных задач педагогической
деятельности учителя [Письмо Министерства общего …, с. 1].

Актуальность выбора темы данной работы обусловлена важностью развития у младших
школьников навыков самооценивания учебной деятельности в образовательном процессе,
поскольку такие способности помогают становлению ученика младших классов как полноценного
субъекта учебной деятельности.

Имея определенную структуру, — мотивация, учебная задача, учебные операции,
рефлексия, — учебная деятельность не может быть сведена ни к одному из компонентов
в отдельности. Поскольку самооценивание является составляющей учебной деятельности,
то и роль его действий значима: они способствуют полноценному развитию успешной
учебной деятельности.

Как отмечается в работах некоторых ученых — Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского,
П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, П.И. Пидкастого, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина
и др., — играющие роль регулятора процесса выполнения учебной работы учащихся навыки
самооценивания учебной деятельности очень важны. Они способствуют корректировке
личных интеллектуальных умений, дают возможность устранить пробелы в знаниях, оценить
свою деятельность.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема
формирования навыков самооценивания учебной деятельности у учащихся непрерывно изучается
учеными и педагогами–практиками, что позволяет сформировать и обобщить эффективный
педагогический опыт, а также накопить и систематизировать знания по данной проблематике.

Становление личности и психических процессов школьников младших классов происходит,
в основном в рамках процесса воспитания и обучения (образования). Поэтому важным
является понимание учителем начальных классов развивающей и воспитывающей функции
обучения, также применение учителем в практической деятельности эффективных методов
и приемов воспитания и обучения, одним из которых является социально-эмоциональное
обучение.

Социально-эмоциональное обучение – метод «целостного развития» ребенка. Целостность
достигается благодаря развитию таких навыков, как саморегуляция, выносливость, сострадание,
самоанализ и осознанность. Социально-эмоциональное обучение является эффективным
в процессе учебной деятельности: младшие школьники учатся регулировать эмоции, быть
внимательными, хорошо ладить и работать со своими одноклассниками. Есть и более
важные преимущества: в процессе использования социально-эмоционального обучения
у учащихся улучшались оценки и результаты учебной деятельности.

Анализ научных исследований и психолого-педагогической практики позволил нам выявить
противоречие между необходимостью формирования навыков самооценивания
учебной деятельности у младших школьников и недостаточным использованием
социально-эмоционального обучения, которое бы обеспечивали эффективность данной
работы с младшими школьниками.

Проблема
исследования:
насколько результативным является использование средств
социально-эмоционального обучения для формирования навыков самооценивания
учебной деятельности у младших школьников.

Объект исследования: процесс
формирования навыков самооценивания учебной деятельности у младших школьников.

Предмет исследования: средства
социально-эмоционального обучения, способствующие формированию навыков самооценивания
учебной деятельности у младших школьников.

Цель исследования: разработка
и реализация программы формирования навыков самооценивания учебной деятельности
у младших школьников комплекса средствами социально-эмоционального обучения.

Гипотеза исследования:
формирование навыков самооценивания учебной деятельности у младших школьников
будет успешным, если в образовательном процессе начальной школы систематически
использовать комплекс приемов социально-эмоционального обучения («Море чувств»,
«Письмо благодарности», «Корзина идей», «Зигзаг», синквейны, карточки
самооценки и др.), направленных на развитие рефлексивности, адекватности понимания необходимых характеристик и причин
успеха/неуспеха в деятельности, способности обнаруживать знания о своем
незнании, отличать известное от неизвестного и эмпатически оценивать чужую
работу.

Выбранная цель и гипотеза исследования обусловила решение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие и общую характеристика навыков самооценивания учебной
деятельности в младшем школьном возрасте в условиях реализации требований ФГОС НОО.

2. Проанализировать направленности образовательных программ начальной школы
на формирование навыков самооценивания учебной деятельности у обучающихся     .

3. Изучить методики диагностики навыков самооценивания учебной деятельности
в младшем школьном возрасте.

4. Рассмотреть социально-эмоциональное обучение и его возможности в формировании
навыков самооценивания учебной деятельности у младших школьников

5. Проанализировать состояния проблемы формирования навыков самооценивания
учебной деятельности у младших школьников на экспериментальной базе исследования.

6. Разработать и реализовать программу формирования навыков самооценивания
учебной деятельности у младших школьников средствами социально-эмоционального обучения.

7. Оценить результативность экспериментальной работы, сформулировать
выводы.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— общепсихологическая теория возрастного развития Л.С. Выготского, Д.Б.
Эльконина;

– теории и психолого-педагогические исследования феномена самооценивания
учебной деятельности Б.С. Волкова, В.В. Давыдова, Л.В Занкова, И.Н. Семенова, В.И.
Слободчикова, Г.А. Цукерман;

– теории и исследования социально-эмоционального обучения И.Н. Андреева,
Т.А. Данилина, М.А. Нгуен, Л.М. Наймушиной, С. Шабанова, Э.М. Бим, Р. Кроу, М.
Купер, R. Bar-On, J Parker. 

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих
методов исследования:

— теоретических — анализ и обобщение нормативных документов, педагогической,
психологической и методической литературы, содержательная интерпретация и анализ
результатов;

— эмпирических – опрос, анкетирование, тестирование для оценки уровня развития
действия самооценивания у младших школьников, эксперимент;

— методы количественной и качественной обработки результатов.

В исследовании был использован
следующий диагностический инструментарий:

1. Методика выявления характера атрибуции
успеха/неуспеха Н.Г. Лускановой
[Формирование
универсальных учебных …, с. 113].

2. Методика «Хороший ученик» О.А. Карабановой [Формирование универсальных учебных …,
с. 125].

3. Методика «Педсовет» Г.А. Цукерман [Цукерман, с. 259].

 Этапы исследования:

Теоретический этап (сроки укажите!). На первом этапе
производился анализ психологической, педагогической, программно-методической
литературы по проблеме исследования. Изучалась степень разработанности
проблемы, традиционный и инновационный опыт по формированию навыков
самооценивания учебной деятельности у младших школьников; анализировалось
содержание начального школьного образования в контексте формирования навыков
самооценивания учебной деятельности у младших школьников посредством
социально-эмоционального обучения. Были сформулированы цель, гипотеза, задачи
исследования, а также проектировался порядок выполнения экспериментальной
работы, производился подбор и оформление методик для диагностики уровня сформированности
навыков самооценивания учебной деятельности у младших школьников.

Экспериментальный этап (сроки укажите!) На втором этапе
исследования проводился констатирующий и формирующий этапы экспериментальной
работы. В процессе этапа была проведена исходная педагогическая диагностика навыков
самооценивания учебной деятельности у младших школьников для выявления их
особенностей и степени сформированности. В процессе формирующего этапа экспериментальной
работы проводилась проверка эффективности разработанной программы по
формированию навыков самооценивания учебной деятельности у младших школьников
посредством социально-эмоционального обучения.

Интерпретационный этап (сроки укажите!). На третьем этапе
были подведены итоги экспериментальной работы. Проведена итоговая диагностика сформированности
навыков самооценивания учебной деятельности у младших школьников. Выполнен
анализ эффективности используемой программы на основе сопоставления результатов
начальной и итоговой диагностики. Систематизировались и обобщались результаты
исследования.

Экспериментальная база исследования: МБОУ Светловская СОШ имени Соленова Бориса
Александровича. В исследовании приняли участие 24 обучающихся 4 класса в возрасте
10-11 лет (11 девочек и 13 мальчиков). Дети обучаются по УМК «Школа России».

Практическая значимость исследования состоит в проведении опытно-экспериментальной работы по диагностированию
уровня развития навыков самооценивания учебной деятельности у младших школьников;
в разработке и апробации педагогических приемов и системы уроков посредством социально-эмоционального
обучения по развитию навыков самооценивания учебной деятельности у младших школьников
в процессе решения задач.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, список литературы и
приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС НОО, где напрямую
указаны требования к формированию универсальных учебных действий обучающихся. Одним
из компонентов регулятивных универсальных учебных действий является самооценка учебной
деятельности. Младший школьный возраст сензитивен к данному компоненту психического
развития.

Самооценивание учебной деятельности представляет собой основной структурный
компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя
на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми.

Учебная самооценка младшего школьника в учебной деятельности основывается
на оценке окружающих, прежде всего — оценке учителя. Но к концу обучения в начальной
школе самооценка ученика начинает испытывать определяющего влияния со стороны других
факторов, в целом соответствует установленным возрастным закономерностям: постепенной
автономизации Я ребенка от Я взрослый, прогрессирующей с возрастом стабилизации
ценностных ориентаций и способности к самосозиданию.

Формирование навыков самооценивания учебной деятельности может быть осуществлено
при помощи социально-эмоционального обучения. Социально-эмоциональным обучением
принято называть приобретение учениками навыков распознавания и управления эмоциями,
развития сопереживания и заботы о других, принятия ответственных решений, установления
позитивных отношений и эффективного решения возникающих сложных жизненных ситуаций.

Исследовательская работа проведена на базе 4 класса. По результатам педагогической
диагностики на начальном этапе можно сделать вывод, что для учащихся изучаемого
класса характерен средний уровень развития навыков самооценивания учебной деятельности.
При выполнении заданий у таких учеников преобладает ориентация на атрибуцию «способности»
и «объективная сложность». В причинах неуспеха в учебной деятельности ссылаются
на сложность задания или нехватку времени на ее выполнения, а большой объем собственных
усилий приводят этих учеников к успехам. Таким ученикам бывает не всегда легко дать
многоаспектную характеристику понятию, выявить свои точки роста, но они могут оценить
пути достижения высоких успехов. Не всегда удается оценить работу другого ученика,
но они достаточно часто и вполне объективно могут оценить уровень своих знаний.

Для ликвидации обнаруженных недостатков в самооценивании были подобраны и
применены на внеурочных занятиях в 4 классе приемы посредствам социально-эмоционального
обучения. В ходе формирующего этапа были апробированы специально разработанных уроков.
Повторная (итоговая) диагностика выявила, в общем, положительную динамику в уровнях
сформированности навыков самооценивания учебной деятельности у младших школьников.
После реализации системы уроков работы у испытуемых младших школьников также преобладает
низкий уровень развития навыков самооценивания учебной деятельности, но, все же
его уровень снизился.

Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, и задачи успешно реализованы.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

1.1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТСТИКА
НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

 

Одним из основных направлений развития общего образования является переход
на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Это наиболее значимая системная инновация за последние годы, в т. ч. и для начальной
ступени общего образования. Фундаментальным центром начального общего образования
является достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе,
формирование универсальных учебных действий, позволяющих развивать социально активную,
реализующую свои способности личность [ФГОС НОО, с. 8].

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений
и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор
образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство
повышения эффективности преподавания и обучения [ФГОС НОО, с. 10]. Система оценивания
выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную
деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным
в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются
навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные
результаты.

Самооценка – это способность человека составить определенное суждение о ценности,
значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности [Авдеева, с.
45].

Самооценивание – процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих
сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах [Демидович, с. 22].

Ученики должны сами оценивать свои знания. Когда учащиеся владеют навыками
самооценивания и взаимооценивания, то вопроса о надежности и адекватности оценки
не возникает.

Умение оценить себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование
его происходит в течение всей жизни человека. А. Адлер раскрыл значение детства
на формирование самооценки, когда дети находятся в зависимости от родителей и без
них они незащищены. Карл Роджерс демонстрирует несколько иной подход и понимает
самооценку как структурный компонент Я-концепции личности. По его мнению, Я-концепция
личности формируется в процессе социализации через взаимодействие с другими значимыми
людьми (родителями, друзьями и другими) [Роджерс, с. 56].

А. Маслоу рассматривает самооценку через описанную им иерархию потребностей,
среди которых с самооценкой он связывает два уровня: это потребность в принадлежности
и любви и потребность в самоуважении [Маслоу, с. 44].

Научные подходы современных психологов о сущности понятия «самооценка» (Е.И.
Белинская, Г.И. Гуменюк, А.А. Красилов, С.Р. Тищенко, О.А. Тихомандрицкая) связаны
с эмоциональным отношением детей к себе, с развитием рефлексивного сознания, с социальными
аспектами психологии личности, с практическим самопознанием, с гармоничным образом
«Я» [Васильева, с. 411].

Таким образом, необходимо отметить, что определение понятия самооценки в
психологии является дискуссионным. Одни ученые считают Я-концепцию и самооценку
ведущими и самостоятельными новообразованиями самосознания личности (У. Джеймс,
И. Кон, А. Петровский, К. Роджерс), другие относят самооценку как компонент Я-концепции
(Р. Бернс), рассматривают также самооценку как процесс, результатом которого является
Образ-Я (Е. Белинская, Г. Гуменюк, А. Красилов).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы