Курсовая с практикой на тему Социально-экономическое движение населения и рабочей силы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ.. 5
1.1. Понятие движения населения. 5
1.2.
Социально-экономическое движение рабочей силы: понятие, сущность. 12
1.3. Проблемы
миграции в России. 13
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.. 20
2.1. Анализ
основных показателей рынка труда Свердловской области. 20
2.2.
Государственные программы на рынке труда Свердловской области. 23
2.3. Анализ социально-экономического
движения населения и рабочей силы в Свердловской области. 25
3
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И
ТРУДОВЫХ МИГРАЦИЙ.. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 33
Введение:
Движение населения представляет собой
важную демографическую проблему. Является сложным и общественным процессов,
который затрагивает ряд социально-экономических аспектов жизни населения.
С миграцией населения связаны многие
процессы в жизни человека: расселение, освоение новых земель, перераспределение
трудовых ресурсов между городами, регионами, странами.
Движение изменяет структуру и численность
населения. Миграционные потоки (механическое движение населения) устремляются
из одних регионов и стран в другие. Миграция способствует обеспечению
несомненных преимуществ стране и региону, принимающем рабочие силы и
поставляющим их, иногда может оказать отрицательное воздействие на
экономическую, социальную динамику государства.
Естественное движение влияет на демографическую
ситуацию через такие процессы как рождаемость и смертность. Два вида движения
населения имеют огромное влияние на экономическую и социальную ситуацию в
отдельных регионах и странах.
Актуальность данной проблемы в нашей
стране очень велика — в результате переписи выяснилось, что в Российской
Федерации продолжается процесс уменьшения численности населения, что во многом
связано с движением населения.
Ни естественный, ни миграционный прирост
не могут даже стабилизировать этот неблагоприятный для нашей страны процесс, не
говоря уже о положительном приросте населения. Ситуация складывается такая,
что, возможно, поддерживать хоть какой-то приемлемый уровень численности
населения страны, уровень производства можно будет только благодаря интенсивному
привлечению иностранной рабочей силы.
Целью работы является изучение движения
населения и рабочей силы на примере Свердловской области.
Заключение:
Демография Российской Федерации на данный момент проживает не самые простые времена. Это характеризуется в первую очередь незначительным естественным приростом населения и разрушающимся институтом семьи.
Тем не менее наблюдаются положительные изменения, касающиеся снижения младенческой смертности — это демонстрирует эффективность работы системы здравоохранения, в которой происходят стабильные улучшения.
Однако, анализируя демографическую обстановку в современной России, стоит упомянуть не только о биологических причинах низкого прироста населения, но и о социальных, к которым в первую очередь относится желание создать семью. 
Таким образом, демографическая обстановка в Российской Федерации требует реформирования, качественных изменений в здравоохранении, большего внимания к институту семьи.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения Свердловской области, по состоянию на 01 января 2020 года составила 22 017 человек (на 01 января 2019 года – 21 726 человек), уровень регистрируемой безработицы – 1,03 процента (на 01 января 2019 года – 0,97 процента).
Результаты действующей миграционной политики связаны с государственными мерами, направленными на развитие производства, социально-экономического сектора, науки, образования, медицины, культуры, регионов, государственной безопасности. Помимо этого, миграционная политика соотносится и с внешней политикой, проводимой государством.
Мероприятия для повышения функционирования на рынке труда Свердловской области:
− во-первых, нельзя обойтись без постоянного информирования школьников старших классов о профессиях, которые востребованы на рынке труда, об учебных заведениях, где можно получить образование для данной профессии, об условиях обучения в высших учебных заведениях; 
− во-вторых, требуется стимулировать молодежь поступать в высшие учебные заведения на специальности, которые пользуются спросом на рынке труда, например, путем увеличения бюджетных и льготных мест; 
− в-третьих, необходимо заниматься развитием сотрудничества высших учебных заведений с предприятиями и организациями, которые предоставляют студентам возможность пройти практику и с перспективой дальнейшего трудоустройства; 
− в-четвертых, следует развивать государственную поддержку малого предпринимательства среди молодежи, например, с помощью предоставления кредитов по более низким процентам, льготы по налогообложению, проводить обучение и консультирование тех, кто желает открыть свое дело, что ведет к повышению интереса молодых людей к созданию собственного бизнеса. 
Если государство будет планомерно решать данные проблемы, то есть бороться с территориальной несбалансированностью трудовых ресурсов, с теневой экономикой, помогать усиливать взаимосвязь между институтами и бизнес-структурой и бороться с безработицей среди молодежи, развивать социальное партнерство, то экономическая и социальная ситуация в государстве станет благоприятнее для граждан. Но необходимо отметить, что надо не только бороться с уже имеющейся безработицей, но и заниматься ее профилактикой.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ 1.1. Понятие
движения населения Значительная часть населения страны
ежегодно оказывается вовлеченной и в процессы межрегионального движения. Столь
серьезный шаг, как смена места жительства, предпринимается, в том числе с целью
повышения уровня благосостояния.
Как известно, регионы России значительно
различаются по своему социально-экономическому положению. В отсутствие
инвестиционной политики, характерной для советского периода, меняются объем и
направленность межрегиональных потоков населения и трудовых ресурсов, что,
безусловно, оказывает влияние на состояние локальных рынков труда и приводит к
накоплению определенных структурных дисбалансов в динамике спроса на рабочую
силу и ее предложения и как результат их взаимодействия — занятости населения [2,
C.
171].
Механическое движение — перемещение
человека из одного места поселения в другое в рамках конкретной территории
(сельский район, область, экономический район) или между территориями внутри
страны, между государствами.
Это движение характеризуется через такие
показатели, как прибытие, выбытие, сальдо механического притока (оно может быть
для конкретной территории или положительным, или отрицательным).
К механическому движению населения
относится в первую очередь миграция. Миграция — это переселение, перемещение. В
русском языке это слово употребляют в основном применительно к собственно
переселениям — перемещениям людей из одного населенного пункта в другой со
сменой постоянного места жительства.
Одной из острейших проблем общественного
развития, в особенности России, стала вынужденная миграция, ее
социально-экономические, политические, демографические, экологические и
психологические причины и последствия. Рассмотрение понятий и видов, масштабов
и причин миграции является важным шагом на пути ее государственного регулирования
[3, C.
312].
Миграция населения стала фактором развития
человечества, явившись одной из форм адаптации к меняющимся условиям
существования.
В разные исторические периоды передвижения
населения по территории России обозначались по-разному. В начале XIX-XX века
оно идентифицировалось с оттоком сельского населения из перенаселенных аграрных
губерний в менее заселенные восточные и южные районы. В начале советского
периода употреблялось понятие перераспределение населения и трудовых ресурсов.
В послевоенные годы чаще использовался термин механическое движение [4, C. 448].
В зависимости от масштабов миграции и ее
структуры меняются демографические и социально-экономические характеристики
населения как в стране (или районе) прибытия, так и в стране (или районе) выбытия.
Прежде всего, миграционное движение непосредственно приводит к изменению общей
численности и структура населения, к переменам на рынках труда и жилья, в
окружающей природной среде, в производственной и потребительской сферах, в
городском и коммунальном хозяйствах, в сфере социальной защиты населения и т.д.
В целом эволюция миграционного движения
населения происходит по схеме: от высокой подвижности населения к низкой и от
низкой к высокой в зависимости от уровня экономического, социального, демографического,
духовного, политического, военного и т.д. развития страны проживания и
состояния окружающей среды и природных ресурсов.
Миграционной
единицей является человек со всеми его индивидуальными особенностями и
общественными характеристиками, которые и определяют уровень его миграционной
подвижности. Меж
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ 4
1.1. Особенности населения как объекта управления демографическими процессами 4
1.2. Воспроизводство рабочей силы в проблеме ускорения экономического роста 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Социально-экономическая характеристика Челябинской области 20
2.2. Движение населения Челябинской области. Социологический опрос 21
2.3. «Лучшие» и «худшие» рабочие места Челябинской области 29
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47
ПРИЛОЖЕНИЕ В 48
Введение:
В условиях современной экономики трудовые ресурсы выступают важным компонентом экономической системы на любом уровне государственного устройства. Качественный состав трудовых ресурсов и сбалансированность рынка труда во многом определяют эффективность функционирования экономики регионов и страны в целом. В свою очередь, рынок труда находится под влиянием целого ряда факторов: демографических, геополитических, социально– экономических и т. п. Однако в последнее время на фоне демографического кризиса в стране существенно расширились миграционные процессы, и миграция, в том числе внешняя, стала воздействовать на состояние рынка труда, как в отдельных регионах, так и национального.
Перемещение населения трудоспособного возраста влияет на изменение соотношения спроса и предложения на региональных рынках труда и страны в целом, как территории въезда, так и выезда, что, в свою очередь, может приводить к ускорению или замедлению кругооборота занятости. Как следствие, происходит снижение стоимости рабочей силы на рынке труда и увеличение её предложения или наоборот.
Кроме этого, трудовая миграция оказывает воздействие на социально–экономическое и научно–техническое развитие страны, в связи с высокой экономической выгодой использования дешевой иностранной рабочей силы, что в свою очередь является негативным фактором для развития социально–экономических условий работников и использования результатов научно– технических исследований.
Расширение социально–экономической сущности миграции и выделение ее ключевых факторов благоприятного и отрицательного воздействия позволяет обосновать влияние миграции на состояние и развитие рынка труда, что в конечном итоге обеспечит благоприятное развитие и сбалансировать рынка труда.
Таким образом, объектом исследования выступает движение населения, а его предметом – социально-экономическое движение населения и рабочей силы.
Объект и предмет исследования определили его цель – проанализировать социально-экономическое движение населения и рабочей силы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты движения населения и рабочей силы;
2. Провести анализ движения населения и рабочей силы в Челябинской области;
3. Дать предложения по устранению выявленных проблем.
Заключение:
Исходя из проблем занятости в Челябинской области, сформулированы направления по содействию занятости населения. Реализация предложенных направлений позволит помочь в трудоустройстве слоям населения, которым трудно без помощи службы занятости найти работу.
В числе рекомендаций, позволяющих улучшить ситуацию на рынке труда Челябинской области было предложено:
– рекомендации по повышению информирования о положении на рынке труда в Челябинской области;
– рекомендации по развитию направления «Организация временного трудоустройства»;
– рекомендации по развитию программы обучения безработных граждан;
– рекомендации по расширению и улучшению качества профориентационных услуг в службе занятости;
– рекомендации связанные с психологической поддержкой граждан, например, могут быть реализованы через «Клуб ищущих работу»;
– создание консультационного центра «Персональный ассистент».
С помощью создания предложенного проекта «Персональный ассистент» можно будет эффективно содействовать выполнению государственных программ занятости, осуществлять регулирование рынка труда в части предоставления необходимой информации, развития временного трудоустройства, трудового посредничества и других услуг работникам и работодателям, создавать дополнительные рабочие места и осуществлять социально-трудовую реабилитацию нуждающимся гражданам, организовывать профессиональную подготовку.
В общем, основной целью создания проекта является повышение качества, объёма и клиентоориентированности услуг предоставляемых государством в сфере занятости. Служба «Персональный ассистент» повысит гибкость предоставления данных услуг. Предлагаемые мероприятия позволят значительно улучшить ситуацию в сфере временной занятости безработных и ищущих работу граждан.
Вместе с тем, проект подразумевает эксплуатацию элементов активной политики занятости и действенного воздействия на процессы регулирования рынка труда в Челябинской области, а это позволяет обеспечить более качественное предложение на рынке труда востребованных профессий и стимулирует создание рабочих мест обеспечивая кумулятивный эффект развития экономики области.
С помощью создания предложенного проекта – «Персональный ассистент» можно будет эффективно содействовать выполнению государственных программ занятости, осуществлять регулирование рынка труда в части предоставления необходимой информации, развития временного трудоустройства, трудового посредничества и других услуг работникам и работодателям, создавать дополнительные рабочие места и осуществлять социально-трудовую реабилитацию нуждающимся гражданам а так же организовывать профессиональную подготовку незанятых граждан.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1.1. Особенности населения как объекта управления демографическими процессами
В общем курсе требований к управлению общественным развитием возрастает значение управления формированием населения, как в целом по стране, так и в территориальном разрезе. Объективная необходимость в управлении развитием народонаселения возникла в связи с развитием кооперации труда. С осознанием значимости населения как цели общественного развития она возросла в еще большей степени.
Происходящие изменения в социально ‒ экономической сфере страны привели к весьма ощутимым подвижкам в демографическом поведении.
Тем не менее, до самого последнего времени демографические проблемы в явном виде не присутствовали в составе задач, формулируемых в сфере государственного управления [1]. Происходило это в силу того, что экономические и социальные цели были более очевидны. Они воспринимались как первоочередные, а демографические цели представлялись отдаленными, как бы отъединенными от системы государственного управления.
Лишь в самый последний период времени демографические проблемы заставили обратить на себя внимание. Депопуляция, постарение населения, миграционный отток из районов Севера, высокая смертность вызвали серьезную озабоченность со стороны высшего руководства страны [2]. Выход из современного демографического кризиса назван в качестве одного из условий экономической безопасности Российской Федерации.
Одной из специфических причин отсутствия демографических проблем в ряду объектов государственного управления являются особенности объекта управления демографическим развитием.